Весеннее путешествие с Mercedes. Май 2017

Сергей Рыков
291
0

Приближались майские праздники, и, как часто бывает у студентов-старшекурсников, захотелось взять небольшой перерыв в нашей космической эпопее, начатой уже больше года назад. Решили немного снизить высоту полета и обратиться в сторону на время оставленной, но так же любимой и вдохновляющей авиации.
Меньше чем в сорока километрах от Москвы по Горьковскому шоссе, расположен главный авиационный музей страны — Центральный музей Военно-воздушных сил России. И пусть военная принадлежность музея не смущает вас — история гражданской авиации здесь не забыта.

Погрузившись в уже знакомый нам Mercedes Benz Vito Tourer, а это идеальный автомобиль для подобных путешествий, мы отправились за новыми впечатлениями.

Теплый весенний день радовал глаз, но жуткие пробки заставляли настроиться на философский лад, скорее в целях сохранения нервной системы. Ну что ж, есть время рассказать коллегам несколько историй, на время превратив салон Vito в передвижной лекторий.

Авиационная история Мерседеса

Многие знают, что трехлучевая звезда, была придумана как символ успехов двигателей Даймлера в трех стихиях: на земле, в воде и в воздухе. Покорение воздуха Даймлером началось с бензинового двигателя для дирижабля еще в 1888. С 1899 до 1907 «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт» (DMG) обеспечивал двигателями дирижабли Цеппелина. Для того, чтобы удовлетворить спрос на летательные аппараты и авиационные двигатели, в 1914 году был построен дополнительный завод в Зиндельфингене. Этот завод создал большое количество двигателей и самолетов. За время производства было выпущено 7 моделей аэропланов.

В 1911 году компания Карла Бенца вновь изменила наименование на Benz & Cie., Rheinische Automobil — und Motorenfabrik AG. Предприимчивый Бенц, конечно же, не мог оставить без внимания бурно развивавшееся в эти годы авиационное дело. Его компания, как и DMG, занялась производством авиационных двигателей.
В коллекции Политехнического музея, кроме двигателей конца 19 века — V-образного Даймлера и оппозитного 2х-цилиндрового Бенца, есть авиационный 6-цилиндровый двигатель «Мерседес» 1916 года. Его по лицензии выпускал московский завод товарищества «Мотор».

Еще до революции Мерседесы, Даймлеры и Бенцы имели непосредственное отношение и к зарождающейся российской авиации. Фотография из еженедельника «Нива» запечатлела расположенный в кузове «Бенца» моноплан «Ньюпор» в окружении русских авиаторов.

• Грузовой автомобиль Benz с монопланом Ньюпор в кузове. Журнал «Нива» 1916

В 1921г., сразу после выхода декрета «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами», было образовано смешанное «Русско-германское общество воздушных сообщений» (Deutsche Russische Luftverkehr — «Дерулюфт»), и вскоре открыта первая международная регулярная воздушная линия Москва — Кенигсберг (ныне Калининград). Первым рейсом в Кенигсберг в 1922 году летел Сергей Есенин вместе с женой Айседорой Дункан, у которой был танцевальный тур по Европе и Америке. В мае 1926 года авиалинию продлили до Берлина.

Для обслуживания своих пассажиров компания закупала новейшие автобусы и грузовички «Мерседес». Daimler-Benz к тому времени запустил в производство линейку полуторатонных грузовых автомобилей L1 и низкорамных автобусов N1 с четырехцилиндровым 45-сильным двигателем и пневматическими шинами.

Автобусы Mercedes N1 и грузовик Mercedes L1 авиакомпании Deruluft, 1926 г.

Кстати, специалисты Дерулюфта занимались организацией перелета советского рекордного самолета АНТ-25 на 15-ю парижскую авиационную выставку в 1936г.

Музей в Монино

Построенный в конце 20-х годов аэродром уже в 1932 году принял первые, новейшие по тем временам, бомбардировщики ТБ-3, а в конце 1940 года здесь начала работать "Военно-Воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии". В конце пятидесятых, возможности аэродрома перестали удовлетворять запросам военных летчиков; еще один случай, когда стремительный прогресс оставляет за спиной застывшую инфраструктуру.
С осени 1958 года после приказа №209 Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами "О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС; при Краснознаменной Военно-Воздушной академии" началась история музея. Тремя годами ранее, на автосалоне во Франкфурте «Мерседес» представил микроавтобусы О315. Для меня их добродушные «лица» стали символами Германии того времени. Недавно в сети появилась фотография дизельного, как и наш Вито, микроавтобуса Mercedes-Benz O319D, купленного в конце 50-х для испытаний на ЗиЛе.

Mercedes-Benz O319D на территории ЗиЛа, Москва 1960 г.

Добравшись, в конце концов, до Монино и осмотрев большую часть экспонатов на летном поле – преимущественно военных самолетов, мы направились к цели нашего путешествия – историческому ангару №8, где находится полномасштабный макет первого в мире четырехмоторного самолета «Илья Муромец». Над дверями этого главного для ценителей павильона мы обнаружили синюю табличку «Уникальные летательные аппараты».

Макет четырёхмоторного цельнодеревянного биплана С-22 «Илья Муромец», 1978. Монино

Макет построили в 1978 году по заказу киностудии «Мосфильм». Новодельный «Илья Муромец» предназначался для съемок фильма «Поэма о крыльях». Надо сказать, что в нашем архиве есть еще одна фотография-свидетель. Грузовик «Даймлер», приписанный к Эскадре воздушных кораблей, в качестве участника работ по замене двигателя на самолете «Илья Муромец».

Грузовой автомобиль «Daimler» , приписанный к Эскадре воздушных кораблей, Яблонна, 1915 г.

Недалеко от четырехмоторного ветерана раскинул красные крылья другой герой — рекордный АНТ-25. Ровно 80 лет назад, 12 июля 1937года, такой же самолет под командованием М.М. Громова совершил перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто, штат Калифорния (США). Были установлены мировые рекорды дальности перелета по прямой линии (10 148 км) и по ломаной линии (11 500 км).

Реплика рекордного самолета АНТ-25, Монино

По соседству с Муромцем расположился еще один «уникальный летательный аппарат».

БОР-5 - беспилотный орбитальный ракетоплан, Монино

Этот обгоревший при сходе с орбиты экспериментальный Бор-5, габаритно-весовая масштабная модель (1/8) орбитального корабля «Буран». На таких аппаратах с 1985 по 1988г. исследовали аэродинамические характеристики, определяли тепловые нагрузки, тестировали методы расчетов, применявшихся при проектировании многоразового космического корабля.

Еще одна история про Буран

В сентябре прошлого годы мы с коллегами участвовали в работе международного форума технических музеев в Зинсхайме (Германия). Многим знаком этот выдающийся музей техники. Торжественное закрытие форума проходило в филиале музея в городке Шпайер. Главным экспонатом, вокруг которого был построен специальный павильон, был наш Буран. Вернее изделие БТС-002 ОК-ГЛИ (Большой транспортный самолёт второй, Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний), полноразмерный самолёт-аналог космического корабля. БТС-002 был построен в 1984 году. Летчик-космонавт И.П. Волк выполнил на нем 24 испытательных полета.

БТС-002 ОК-ГЛИ в музее техники в Шпайере, Германия.

Как позже сказал наш новый друг, владелец музея и большой энтузиаст Херман Лайер: «В этом зале находятся два самых важных для меня экспоната – советский Буран и Mercedes-Benz 500K Stromlinien Roadster by Erdmann & Rossi 1936 года». Почти детективная история появления Бурана в Шпайере требует отдельного рассказа, сейчас же могу сказать, что я искренне благодарен господину Лайеру за его спасение.

Mercedes-Benz 500K Stromlinien Roadster by Erdmann & Rossi, 1936

История Вито

За год до единственного орбитального полета Бурана в 1987г., появился предшественник Vito Mercedes-Benz MB 100 D Kombi. Первые автомобили выпускались на заводе Витория-Гастейс в северной Испании.

В 1995году на 66-м международном автосалоне в Женеве Mercedes-Benz представил новый коммерческий многоцелевой автомобиль (MPV) — Vito (W638). Его дизайн разработал Михаэль Мауэр. На мой взгляд, это один из самых лаконичных, с точки зрения автомобильного дизайна, и оптимальных, с точки зрения функциональности, минивенов всех времен и народов).

В марте 1996 года он завоевал почётное звание «Лучший фургон года». Публика очень хорошо встретила новинку. Наш герой прекрасно зарекомендовала себя и как семейный минивен, и как офис на колесах, и как утилитарный грузо-пассажирский фургон. Уже в мае 2011 года из ворот завода выехал миллионный Вито.

Обратная дорога была совсем другой. Пробок в Москву не было. Наш Mercedes-Benz Vito последнего, уже третьего, поколения с комфортом, как в салоне небольшого бизнес-джета, вез нас, окрыленных новыми впечатлениями и авиационными историями, обратно к павильону Космос на ВДНХ.
Единственное, что раздосадовало, так это ограничение скорости(Все-таки мы не на немецком автобане.

Выражаем глубокую благодарность за предоставленный автомобиль компании Mercedes-Benz Van Center.