World Motor Museum Forum 2018: трансбританский экспресс. Часть 3

Сергей Рыков
170
0

Музей транспорта Riverside в Глазго

«Я всегда прихожу туда, куда шёл, уходя оттуда, где я был»
Винни Пух

Поздно вечером уже в центре Глазго пересекли Клайд. Дождь, как засыпающий в кресле старик, вздрагивал проснувшись, бодрился, выливал порцию воды, потом снова затихал, до следующего раза. Разместились на ночевку. Завтра у нас длинный день.

Глазго утром

Рано утром, откинул штору посмотреть на наш Диско… и увидел гигантский портовый кран. Во всей красе. Буквально перед самой гостиницей. То, что не обнаружили его вчера, можно объяснить только усталостью и неважной погодой. Брутальный 77 метровый кран с собственным именем – Finnieston, знаменит своей грузоподъемностью — 175 тонн. С 1926 года он погрузил на корабли 30 тысяч локомотивов, неимоверное количество дизельных тракторов и тяжёлого корабельного оборудования, которые затем разошлись по всем портам и весям Британской Империи.

Надо сказать, что мы выбрали для ночевки удобное место; конечно Finnieston стал сюрпризом, но до цели нашего путешествия, знаменитого музея Риверсайд было меньше полутора миль, а Глазго Сайнс центр находился напротив гостиницы, на другом берегу реки. Туда мы и направились.

Форма главного здания Science Mall напоминает лежащие почти на боку огромное судно, таким способом в былые времена подготавливали морские суда для чистки днища. Хороший образ для музея, ориентированного на любопытных детей и их заинтересованных родителей и расположенного на территории бывших доков для торговых судов «Prince’s Dock». За прозрачной «палубой» северного фасада расположены три этажа, заполненные интерактивными объектами под завязку, как парусник запасами перед кругосветкой.

За молом у 127-метровой вращающейся башней «Глазго» пришвартовано судно Queen Mary, построенное в 1933 году и бывшее некогда самым роскошным турбинным пароходом на Клайде. За пароходом открывается прекрасный вид на старые доки, новое здание Музея транспорта и трёхмачтовый барк Glenlee перед ним. В Глазго, кстати, находится и центральный офис компании White&Mackay, которой принадлежат вискикурни Dalmore и Jura. Именно здесь мастера купажа создают финальные бленды, с математической точностью подбирая пропорции дымных, цветочных и фруктовых виски, собирая замысловатый паззл из спиртов из разных бочек и возрастов.

Риверсайд

Несколько лет назад, коллега рассказывала о своем визите в еще строящиеся здание музея. Честно говоря, завидовал. Мне нравится то, что делала Заха Хадид, и я очень хотел посмотреть на музей, а это её первое крупное сооружение в Великобритании, со всех возможных точек зрения, включая и профессиональную и частную.

Я испытывал сейчас довольно странное чувство, глядя на Реверсайд со стороны, ведь именно стремление побывать здесь, послужило поводом для путешествия в несколько сот миль.

Место выбрано прекрасное. Здание «приречного» музея построено в 2011 г. у слияния двух рек Клайд и Келвин. Архитектурные критики много писали про идею движения, волны, складки ткани, про третий, после двух рек, «металлический поток», про «пять складок, которые образуют силуэт старого Глазго». Все это верно. Для меня самым важным оказалось ощущение, которое создают неровные отражения барка, его мачт, его такелажа в речном фасаде музея под тяжёлым изломанным навесом цинковой кровли, которую, то же отражение, подшучивая над законами гравитации, делает в два раза массивней в верхней части. Ощущение близкого перехода в другой мир, в мир с концентрированной историей и плотными, буквально физически ощущаемыми, потоками времени.

Ориентированные один на юг, другой на север, остеклённые торцы наполняют экспозицию светом, демонстрируют сечение складчатой кровли и мастерски связывают то, что происходит внутри с жизнью во вне.

Музей посвящён истории транспорта в Глазго, в составе экспозиции, произведённые здесь локомотивы и корабли, автомобили и трамваи, и все это не просто расставлено в рамках какой-то композиции, здесь сформирована абсолютно достоверная среда с общей интонацией и эмоциональной наполненностью. С ней хочется взаимодействовать, быть не только зрителем, но и участником спектакля.

По флангам главного маршрута с огромными объектами: паровозы, двухэтажные трамваи, паровой грузовик и пожарные лестницы, расположены тематические комнаты-шоукейсы. Они представляют несколько тем, в том числе “Мода”, “Сделано в Шотландии”, “Река Клайд” и “Катастрофы”. Внутри созданы экспозиции, наполненные небольшими предметами: игрушки, одежда, запасные части и детали автомобилей, радиоприемники и прочий антураж. Это не только приятно глазу за счёт разницы в размерах, фактурах, цветах и способов подачи, но и дополнено огромным количеством документов, воспоминаний и живых человеческих историй, создавших славу города.

Рассматривая в интернете фотографии «автомобильной стены», я недоумевал, не понимая задачи/сути/назначения такого приёма, но, когда увидел все воочию, все стало на свои места, сформировалась гармоничная и целостная история.

Ближе к главному входу от основного «потока» ответвляется старая мощёная улица с конными экипажами и припаркованными машинами. Пабы и кафе с историческими интерьерами, витрины магазинов с товарами прошлого века, фонари у входа в метро создают аутентичную атмосферу, переносят посетителей во времена, когда Глазго вырос «во второй город Империи».

Во все времена музеи были не только сокровищницами и центрами просвещения; правители, монархи и прочие сильные мира сего, таким способом демонстрировали народу и миру свою прогрессивность и великодушие. Сейчас новые музее значимый инструмент маркетинговой стратегии городов и сообществ. В тоже время, заказ на проектирование музея привлекательная и часто уникальная возможность для творческого самовыражения архитектора.

В нашем случае, Музей Риверсайд — результат взаимодействия и взаимообогащения невероятной архитектуры и потрясающей музейной коллекции.

Официальный партнёр путешествия – компания Simple.

Отдельная благодарность за предоставленный автомобиль компании Jaguar Land Rover.

Партнер проекта – автоклуб Ветерок.

Продолжение следует.