World Motor Museum Forum 2018: трансбританский экспресс. Часть 2

Сергей Рыков
61
0

British Motor Museum

Проснулся с петухами, До Британского мотор-музея двенадцать миль. До первой сессии форума ещё полтора часа. Можно неспешно выдвигаться. Навигатор предлагает выехать на хайвэй, но я выбираю петляющую деревенскую дорогу. Есть немного времени посмотреть на сельскую жизнь.

История Британского мотор музея

Британский мотор музей был открыт в 1993 году. Основу коллекции изначально составляли автомобили British Motor Industry Heritage Trust (Фонд британского автомобильного наследия), который создавался знаменитой в прошлом маркой Leyland, позже в коллекцию вошли автомобили из Jaguar Heritage. Создатели Траста сформулировали основную цель: «Собирать на благо страны автомобили, артефакты и архивные материалы, касающиеся британской автомобильной промышленности». Их последователи успешно с этим справляются, самая большая в мире коллекция исторических британских автомобилей наглядно и подробно описывает долгую и разнообразную историю автопромышленности Великобритании, начиная с конца 19 века. Сегодня в музее и расположенном рядом современном хранилище выставлены 300 первоклассных машин. Вызывающий зависть любого музейщика архив содержит более миллиона предметов, он хранит фотографии и видеоматериалы, рекламные материалы и технические документы. Архив в конце 60х начала формировать Leyland Motor Corporation, в нем объединены документы почти сотни предприятий.

Главный вход в музей был ещё закрыт. Я сделал пару кругов вокруг здания музея, пока не заметил табличку «стоянка для участников форума», а рядом отдельный вход для делегатов. Прибыл немного заранее, есть время осмотреться и зарегистрироваться. Первым делом нужно было найти коллегу из Рижского мотор-музея, передать пару книг. Оказалось, это совсем не трудно — двухметровый Юрис был заметен издалека))

Участники форума — загорелые американцы, увлечённые и несколько провинциальные австралийцы и новозеландцы, знакомый ещё с прошлого Форума Армин Грогер из музея Мерседес, коллеги из музея в Больё, они нам здорово помогли, когда мы несколько лет назад приезжали к ним за чертежами и обмерами электромобиля Columbia, несколько человек из Ближнего Востока, профессиональные реставраторы из Германии, неплохо говорящие по-русски коллеги из Пражского Политеха; всего человек пятьдесят, допивали кофе, обменивались визитками, занимали места в зале.

Надо сказать, программа форума включала самые насущные проблемы технических музеев всего мира. Первая сессия была посвящена деньгам- спонсоры, фандрайзинг, услуги. То, чему нам ещё предстоит научиться. Далее познакомились с успешным опытом Ассоциации независимых музеев Великобритании, проблемами реставрации антикварных автомобилей, работе с волонтёрами и использованием цифровых технологий, применением современных бизнес-методик и маркетинговых механизмов в музейной работе. Канадец Алекс Гейтс рассказал нам о влиянии феминизма, мультикультурализма и национальной идентичности на музеи 21 века, а Тамали Ньюбери из Бруклендского музея познакомила с тем, как меняются ожидания посетителей технических музеев.

Примерно так и в таком духе и должны работать международные музейные форумы. По причинам, которые перечислять было бы слишком долго, в нашей стране длительное время практически не уделяли внимание техническому наследию в общем, и автомобильному в частности. В развитых европейских странах, Соединённых Штатах – это отдельная сфера, с частными коллекционерами, крупными музеями, инфраструктурой и тп. Нам же приходится учиться, перенимать опыт и догонять. Благо иностранные коллеги в большинстве заинтересованы и охотно делятся знаниями.

В перерыве пошли знакомиться с экспозицией.

По понятным причинам, юбилейный год и пр,. кроме формирования общего впечатления от музея, основное внимание — Лендроверам. И здесь есть на что посмотреть.

1948 Land Rover Series I

Это самый первый предсерийный образец, который был продан уоркширскому фермеру в 1948 году. Позже автомобиль был выкуплен компанией и восстановлен до оригинального состояния.

1953 Land Rover Series I — 86’’ Royal Ceremonial Vehicle

Эта машина была сделана на базе обычного Land Rover и подготовлена для использования на официальных мероприятиях королевской семьи. Она сопровождала Королевскую семью повсюду от Лондона до Новой Зеландии и Австралии. Интересная история выхода в высший свет изначально «помощника на селе».

Вот еще несколько примечательных Land Rover:

1971 Rover P5B HM Queen Elizabeth II’s car

Эта машина — собственность королевы и была выкрашена в специальный темно-зеленый цвет, а внутри установлен радио-телефон.

В отдельной зоне размещена коллекция гоночных Jaguar

1954 Jaguar D-Type


Это заводской прототип, с двигателем от XK и более легким и аэродинамичным кузовом. Сразу после создания он был отправлен во Францию для тестов на трассе Сарте, принимающей 24 часа Ле-Мана.
Это была машина, побеждавшая в Ле-Мане, но, несмотря на это, она была в свободной продаже, и вы могли купить ее у дилера и уехать на ней домой.

1966 Jaguar XJ13

Построенный как потенциальный победитель Ле-Мана, этот автомобиль никогда не участвовал в гонках.

1974 Jaguar E-Type Group 44 Racing Car

Эта машина, созданная Group 44, обладает впечатляющим списком достижений и побед. В 1975 году Bob Tullius выиграл на ней 7 гонок и завоевал чемпионский титул.

1988 Jaguar XJR-9 — победитель LeMans

После успехов Tom Walkinshaw в Европейском туринге на Jaguar XJ-S компания поручила TWR создать автомобиль, способный выиграть в Ле-Мане для Jaguar. В1988 году, после нескольких лет неудач Jaguar привозит в Ле-Ман пять XJR-9 с 7-литровыми двигателями V12 мощностью 750 л.с.
Три из них доехали до финиша на 1, 4 и 16 позициях, победителем стал экипаж Lammers — Dumfries — Wallace, проехав 394 круга и преодолев 5332,79 км за 24 часа. К примеру, D-type в 1957 году проехал 4397км, чтобы выиграть гонку.

Еще несколько примечательных экспонатов:

Британский автомобильный дизайн

Нет нужды много говорить об отличиях британской школы автомобильного дизайна. Всякий более- менее знакомый с темой человек, выделит из потока британский автомобиль, и на наших дорогах это давно уже не редкость.

Если вспомнить цитату Одена – «время… боготворит язык», и рассматривать дизайн как особую форму языка, то можно смоделировать формулу — время боготворит дизайн. В этом контексте я и рассматриваю все истории связанные с автомобилями прошлого, как неотъемлемую часть национального культурного и художественного наследия. Британские автомобили с их уникальным стилем, дизайн- и инженерными решениями, безусловно ценны и как объекты, не даром первый Рендж Ровер был выставлен в Лувре в галерее современного искусства; и как элементы среды, вроде лондонских кэбов.

«Британский автодизайн — очень островной прежде всего со всеми вытекающими особенностями и восприятия мира и восприятия самой сущности автомобиля. В трёх словах: Британский автодизайн радикально-региональный. Он схож с мировосприятием Робинзона Крузо»

Н.Е. Розанов, профессор, заведующий кафедрой Дизайна средств транспорта МГХПА им.Строганова

Ковентри

Следующие два дня конференции мы проведём в Ковентри. От нашей деревни Банбери, это немного дальше, чем Лейдон, но утренние получасовые поездки, как показал опыт, скорее удовольствие, чем досадная необходимость.

Ковентри – исторический промышленный центр Великобритании. Город был центром велосипедной, автомобильной и авиационной промышленности. В инженерном деле все взаимосвязано, пример братьев Райт, заработавших в собственной велосипедной мастерской деньги для своих опытов с планерами и постройки первого самолёта, оказался распространённым, таким же путём развивался бизнес братьев Фарман во Франции, Юлия Меллера в России; и Джон Старли сначала выпускал в Ковентри велосипеды «Ровер», уже потом легковые автомобили и грузовики.

Здесь же находится штаб-квартира Jaguar Land Rover, получилось, что наш Дискавери вернулся на малую родину, в родные пенаты.

В отличие от загородного Британского мотор-музея, музей транспорта в Ковентри расположен в историческом центре города, совсем рядом с разрушенным немецкой авиацией в 1940 году Собором Св. Михаила.

Музей Транспорта

Музей транспорта в Ковентри открылся в 1980 году. Автомобильная коллекция музея признана одной из лучших в мире и самой большой в общественной собственности. Она в основном состоит из британских автомобилей и рассказывает историю города через рост и, увы, падение его крупнейшей отрасли.

Первые экспонаты были приобретены в 1937 году, когда Сэмюэл Бартлет подарил городу Ковентри свою собственную частную коллекцию велосипедов. Первые автомобили были добавлены в коллекцию в 1952 году, и коллекция продолжает расти с тех пор. В 2014 году проведена масштабная реконструкция. Сейчас в музее находится 405 велосипедов, 120 мотоциклов, 249 легковых и грузовых автомобилей. Надо сказать, уникальная коллекция велосипедов заслуживает отдельного внимания, представлена вся история мускульных машин, от костотрясов и пеннифартингов, до карбоновых сверхлегких байков, от викторианского периода до современности.

Первым посетителей музея встречает Jaguar E-Type 1974 года, привлекая внимание к особому отношению к этому бренду в городе.

Коллекции автомобилей Ягуар заслуженно отведён целый зал. Большинство автомобилей здесь представленных принадлежит Jaguar Daimler Heritage Trust. Он был основан в 1983г., с целью сохранять наследие Jaguar Cars Limited и его предшественников, марок Swallow, SS, Daimler и Lanchester. Сотрудники траста надеются на то, что коллекция вдохновит будущих созидателей, показав как талант, инновации, стиль и превосходство в дизайне могут формировать будущее.

Мне кажется это очень понимание очень важно. Задача сегодня сводится к тому, чтобы сохранить основное предназначение человека – придумывать/познавать/создавать мир вокруг себя, оставаться творцом, а не становиться придатком смартфона. Условия жизни на планете очень быстро усложняются, человек, точно уж большинство, оказался к таким стремительным переменам не подготовлен. Точно не к вере, что все утрясётся само собой, не к надежде, что кто-то другой сделает мир лучше, стоит его призывать, а пробуждать желание создавать свой мир, через творчество влиять на все окружение, формировать своё будущее.

В этом я вижу одну из задач технических музеев, может быть, даже — главную: дать человеку не виртуальное, а натурное представление о физическом мире, и способах взаимодействия с ним и влияния на него.

В музеях Западной Европы всегда решали эту задачу более успешно, чем в нашей стране, собственно, поэтому мы и отправляемся в наши музейные путешествия. За впечатлениями и опытом.

1897 Daimler Wagonette

Это один из старейших автомобилей Великобритании.
Он был приобретен музеем в 1954 году из Nash Collection.

1898 Daimler Phaeton

Этот автомобиль производился на самом первом заводе в Великобритании — The Motor Mills в Ковентри.
Создан Harry Lawson в 1896 году, двигатель развивал мощность в 6 л.с.

1935 Queen Mary’s Daimler

Это один из двух идентичных автомобилей, подаренных Королеве Мэри и Королю Джоджу V на их 25-летний юбилей в 1935 году.
Машина использовалась королевской семьей до 1953 года.

1937 Daimler

Этот лимузин принадлежал Королеве Елизавете и использовался во время коронации Короля Джорджа VI в 1937 году.

1931 Three Spires Bicycle

Ковентри называют "городом трех шпилей" (принадлежащих двум церквям и собору), этот велосипед был создан компанией Coventry Bicycle’s Ltd и был назван в честь города (spire — "шпиль").

Вот еще несколько примечательных экспонатов:

JLR Classic Works

Сохранением исторического наследия Jaguar и Land Rover компания занималась и прежде. Но новой высоты в этом важном деле удалось достичь с созданием проекта JLR Classic, который призван развивать историческое направление в ответ на растущий в мире спрос на классические автомобили.

После обеда мы погрузились в автобусы и поехали в расположенный неподалёку оборудованный по последнему слову техники реставрационный центр JLR Classic Works.

Официальный партнёр путешествия – компания Simple.

Отдельная благодарность за предоставленный автомобиль компании Jaguar Land Rover.

Партнер проекта – автоклуб Ветерок.