Зачем музею цифровые технологии?

Анна Михайлова
914
1

Казалось бы, с тех пор, как цифровые технологии так плотно вошли в нашу жизнь, подобный вопрос кажется наивным, а ответ на него – очевидным. Однако давайте задумаемся на минуту-другую: действительно ли музею нужны цифровые технологии? Может быть их внедрение – это дань моде, не имеющая ничего общего с музейными функциями?

Согласно устоявшемуся определению, музей выполняет в обществе четыре функции, связанные с подлинными объектами культурного значения:

  • Собирает эти объекты
  • Хранит их
  • Изучает
  • Популяризирует их среди публики

Сейчас мы не будем вдаваться в подробности, касающиеся определения музея. Сосредоточимся на том, могут ли цифровые технологии помочь в выполнении этих функций.

Если еще раз вернуться к истории компьютеризации музеев, то мы вспомним, что первые компьютеры использовались для автоматизации учета музейных предметов. Создание электронных баз данных позволило ускорить электронный документооборот и упростило поиск необходимой информации о предметах. Таким образом, компьютеры оказались полезны при решении задач по изучению музейных предметов. Разнообразные приборы, собирающие данные о влажности, температуре, сканеры, компьютеры для трехмерного моделирования объектов и пространств используются для проведения исследований. В этом случае цифровые технологии ускоряют процессы изучения музейных предметов и позволяют научными сотрудникам получить больше информации, чем раньше. Наконец, развитие мультимедийных технологий позволило музеям выйти на следующий уровень взаимодействия с публикой – посредством создания виртуальных представительств в Интернете (сайтов, страниц в социальных сетях), а также установки оборудования на экспозициях, музеи могут транслировать накопленные знания для самой широкой аудитории. Если раньше, чтобы познакомиться с коллекций, было необходимо лично посетить музей или отправиться за каталогом в библиотеку, то теперь можно сделать это, не выходя из дома или же, не выпуская из рук смартфона. И если еще несколько лет назад среди музейных сотрудников можно было слышать опасения о том, что использование цифровых технологий приведет к снижению количества посетителей, то сейчас можно говорить о том, что ситуация обратная. Люди продолжают ходить в музеи, в некоторых их них показатели посещаемости даже увеличиваются.

Подводя промежуточный итог, еще раз подчеркнем: цифровые технологии можно и нужно использовать в музее, если они могут помочь в решении конкретных задач.

Говоря о цифровых технологиях, можно с некоторой долей условности разделить их применение на две сферы:

  • Внутримузейная работа: бухгалтерия, учет и изучение музейных предметов, охранные системы, системы обеспечения сохранности экспонатов, электронный документооборот, обеспечение необходимой техникой рабочих мест сотрудников, и так далее
  • Работа с посетителями: обеспечение оборудованием постоянных экспозиций и временных выставок, представительства в Интернете, партнерские проекты с медиа и СМИ, мобильные приложения, и так далее

Важнейшим направлением деятельности музеев становится забота о сохранение так называемого цифрового наследия — объектах, существующих в цифровом формате. Это могут быть цифровые копии реально существующих предметов или же объекты, созданные с помощью цифровых технологий. Для обеспечения сохранности таких объектов необходимо обеспечить инфраструктуру, в частности, предусмотреть возможности сохранения оригинальных носителей и программного обеспечения, с помощью которых можно будет в дальнейшем воспроизвести объекты. Если еще несколько лет назад почти все ноутбуки были оборудованы CD-дисководами, то теперь такая техническая возможность встречается все реже, а что говорить о дисководах? Подробнее о концепции цифрового наследия можно почитать в хартии ЮНЕСКО.

Тем, кто заинтересуется данной темой, рекомендуем обратиться к публикациям Надежды Викторовны Браккер.

В данном пособии мы сосредоточимся на технологиях которые могут использоваться для популяризации музея и его коллекций, прежде всего, на Интернете и мобильных приложениях.

Как было сказано в предыдущей части, внедрение каждой конкретной цифровой технологии можно рассматривать как самостоятельный проект. В определенный момент развития музея у сотрудников и руководства может появиться понимание того, что работа с цифровыми технологии может носить более систематичный и организованный характер. В этом случае вы можете стать инициатором разработки и внедрения цифровой стратегии. Далее мы в общих чертах опишем, что представляет из себя цифровая стратегия как набор действий и как документ. В Приложении вы найдете шаблон, содержащий ряд вопросов. Ответив на вопросы, вы создадите предварительную версию документа, который затем сможете обсудить с коллегами и предоставить тем, кто отвечает за принятие решений в вашем музее.