Сайт музея

Анна Михайлова
1034
2

Первые сайты у музеев появились в 1990-х годах. За почти тридцатилетнюю историю этого направления музейной деятельности сайт эволюционировал от страницы со справочной информацией до полноценного портала, представляющего все многообразие музейной жизни. Сегодня официальный сайт является основным источником информации о музее. Во многих случаях именно с сайта посетители начнут знакомство с вашим музеем и составят впечатление: действительно ли они хотят посетить музей, достаточно ли информации, чтобы спланировать музей, может ли быть сайт полезен после посещения музея.

С чего начать

Прежде чем начать модернизацию сайта или разработку нового ресурса, ответьте на вопросы:

Какие задачи необходимо решить музею? Каким образом сайт может помочь в решении этих задач?

Если наличие сайта является сегодня обязательным условием для полноценной коммуникации с посетителями, то его внешний вид и структура могут варьироваться в зависимости от задач.

В ходе работы над сайтом вы будете взаимодействовать с несколькими специалистами, у каждого из которых – своя сфера ответственности и обязанности. Чем четче составлено ТЗ, тем меньше времени будет потрачено на обсуждения и переговоры.

Менеджер проекта
Может быть нанят или же выбран из числа сотрудников музея. В его обязанности будут входить координация всех работ, обеспечение коммуникации между заказчиком (музеем) и разработчиками, контроль за соблюдением сроков работ, формулирование текущих задач.

Программист
Специалист в сфере ИТ, который будет создавать сайт, настраивая существующий «движок» — систему, на которой работает сайт, или же создавая код самостоятельно. Очень часто программисты не соблюдают сроки работ, поэтому необходимо регулярно напоминать им о поставленных задачах и контролировать их выполнение.

Дизайнер
Специалист, отвечающий за разработку внешнего оформления сайта. При взаимодействии с дизайнером учитесь отстаивать свою точку зрения: помните, что сайт должен удовлетворить запросам пользователя, а не амбициям руководства музея или творческому поиску дизайнера.

Тренды 2016

Остановимся на основных трендах, которые необходимо учитывать при разработке/модернизации сайта – независимо от типа и размера музея:

  • Постоянно возрастающее количество мобильных устройств ведет к тому, что все большее число заходов на сайт осуществляется со смартфонов и планшетов. Так, например, 15% пользователей всего сегмента российского Интернета (а это около 12 миллионов человек) выходят в сеть только с помощью мобильных устройств [1]. Это означает, что сайт должен быть адаптирован для просмотра на мобильном устройстве.
  • Подрастает поколение пользователей (и – будущих посетителей), родившихся в 2000-х годах, для которых привычен опыт взаимодействия с планшетом, то есть посредством пальцев, а не с помощью привычных для более старшего поколения клавиатуры и мыши. Структура экрана, к которой они привыкают практически с первых лет жизни – набор разноцветных иконок, за каждой из которых скрывается игра или мультики. Яркие цвета, динамичная смена образов, минимум текстовой информации – с такими привычками придется считаться при разработке дизайна сайта, по крайней мере той его версии, которая предназначена для подрастающего поколения. Отметим еще одну тенденцию среди представителей этого поколения – голосовой поиск, уже распространенный во многих поисковых системах и навигаторах. Вместо того, чтобы вбивать слова в строку поиска, ребенок скажет: «окей, гугл, ералаш». Если ресурсы позволяют, то при модернизации/создании сайта предусмотрите возможность голосового поиска. Сделать сайт доступным для различных групп пользователей – приоритетная задача на ближайшее будущее.
  • О вкусах не спорят, всем нравится разное. Тем не менее, можно выделить одну тенденцию в оформлении внешнего вида сайтов, которая сохранит популярность в ближайшее время: использование стилистики мобильных приложений. Крупные, сменяющие друг друга баннеры, увеличенный шрифт, акцентирование внимания на изображениях. Посмотрите, например, как сделан сайт Государственного Эрмитажа или музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (файлы Эрмитаж и Ахматова). Можно пойти другим путем: разработать две версии сайта, одну, предназначенную для показа на персональных компьютерах, и вторую, адаптированную для мобильных устройств. Посмотрите, как выглядит сайт Государственной Третьяковской галереи на компьютере и на смартфоне.
  • Если говорить о содержании, то текущий тренд – разные уровни глубины подаваемой информации: для посетителя, который интересуется исключительно справочной информацией, для исследователя, педагога, родителя, школьника и так далее. Все зависит от целевой аудитории и задач, которые вы перед собой ставите.

Первое и главное, с чего начинается разработка/модернизация сайта: постановка задач и определение целевых групп аудитории.

Создавая/модернизируя сайт, проектируйте различные посетительские сценарии, которые могут быть реализованы с помощью сайта, например:

  • Молодая семья с ребенком двух лет хочет провести первую половину буднего дня в музее. Сколько будет стоить посещение музея, предусмотрены ли льготы? Можно ли пройти в музей с коляской, а если нет, то какие могут быть альтернативы? Семья приедет на машине: где можно припарковаться? Есть ли комната матери и ребенка? Ответы на все эти и другие вопросы, которые могут возникнуть у данной группы посетителей, необходимо подробно осветить на сайте.
  • Посетитель (им может быть студент, исследователь, иностранный специалист) хочет познакомиться с коллекцией, приехав в музей лично. Каким образом он может получить доступ к фондам? Есть ли на сайте шаблоны документов, которые он должен оформить, или же форма подачи заявки на доступ к фондам?
  • Учитель собирается привезти группу школьников в музей и хочет заказать обзорную экскурсию. Где можно организовать высадку из автобуса? Есть ли камеры хранения или лучше оставить вещи в автобусе? За какой срок нужно заказывать экскурсию? Есть ли льготы?

От того, какие целевые группы будут выбраны, будет зависеть структура сайта:

  • Порядок разделов (самые важные разделы располагаются слева)
  • Наличие и местоположение меню (сколько пунктов будет в том или ином разделе)
  • Наличие баннеров (есть ли необходимость акцентировать внимание на определенных выставках и мероприятиях)
  • Взаимосвязь между разделами
  • Структура подачи информации внутри разделов

Обратите внимание: мы привыкли читать слева направо, поэтому самую важную информацию необходимо размещать слева, наверху страницы.

Посмотрим главную страницу сайта Британского музея, в которой акцент сделан на график работы и справочную информацию о том, как подготовиться к визиту.

В 2015−2016 годах сразу несколько российских музеев представили обновленные версии сайтов. Выделим несколько характерных черт этих сайтов:

  • ГМЗ «Петергоф» [2] и Государственный Эрмитаж [3] акцентируют внимание пользователей на крупных баннерах, занимающих почти половину экрана. Чаще всего баннеры используются для показа информации о временных выставках или же актуальных проектах. Можно настроить автоматическую смену баннеров (как в ГЭ) или же предоставить пользователем самостоятельно перелистывать баннеры (как в Петергофе)
  • В основе структуры сайта Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме [4] — 5 тематических разделов, каждый из которых представляет собой экран с фоновой иллюстрацией (фотография, рисунок – из фондов музея). Пользователь может получить краткую информацию о разделе и, при желании, перейти на следующий – более глубокий с точки зрения содержания – уровень. Меню расположено в правом верхнем углу и доступно с любой страницы сайта. Фотография, заполняющая весь экран, помогает создать определенное настроение или же вызывает определенные ассоциации (которые в свою очередь, связаны с задачами музея; какой образ музея мы хотим создать у пользователей интернета?). Также стоит учитывать тот факт, что, в связи с постоянно возрастающим потоком информации, пользователям Интернета все труднее концентрироваться на чтении длинных текстов (более 300 слов). Фотография или иллюстрация могут стать первым шагом на пути к привлечению внимания. Возможно, заинтересовавшись фотографией, пользователь захочет получить дополнительную информацию.
  • Структура сайта Государственного музея политической истории России [5] на первый взгляд, кажется более сложной, чем у предыдущих сайтов. На главной странице, например, представлены сразу два баннера. Как и в случае с Британским музеем, акцент сделан на информации для посетителей – именно раздел «Визит в музей» идет первым слева.
  • Сайт Русского музея [6] также имеет разветвленную структуру: обратите меню, представленное на главной странице, является самым подробным из всех рассмотренных примеров.

В апреле 2016 года новые версии сайтом представили музей Виктории и Альберта (Лондон, Великобритания) и Гуггенхайм (Нью-Йорк, США).

Команда музея Гуггенхайм провела полномасштабное исследование, прежде чем приступить к обновлению сайта. Исследование включало в себя, в частности, опрос как самих сотрудников музея, так и анкетирование посетителей. Подробное описание проекта можно найти в блоге [7]. Главная страница сайта состоит из нескольких баннеров, часть из которых является видео, а часть – статичными изображениями. При просмотре в браузере вы увидите, что слева будет постоянно присутствовать меню, предлагающее помощь в планировании визита и знакомстве с коллекциями.

В случае музея Виктории и Альберта в основу контент-структуры сайта был положен музейный предмет [8], информация о каждом из которых импортируется из музейной базы данных. Если раньше основной сайт и раздел “Коллекции” существовали как бы отдельно друг от друга, то теперь, фактически, музейная база данных является основой для сайта. Именно музейный предмет является отправной точкой для подготовки материалов: статей, видео роликов, записей в блоге. Если говорить о главной странице, то основное пространство экрана занимают баннеры, представляющие временные выставки. Далее следует информация о том, как спланировать визит. При работе над проектом команда музея также проводила исследования аудитории, в результате которого были выделены основные группы пользователей (VA-аудитория). Так как большинство пользователей сайта интересуются информацией о том, как спланировать визит, именно этот раздел был обновлен одним из первых.

Информация и структура ее подачи напрямую зависят от задач, которые вы перед собой ставите. Если ваша главная задача – привести людей в музей, то акцентируйте внимание на разделе «Визит в музей», если же вам необходимо продемонстрировать коллекции и научную работу – поставьте на видное место раздел «Наука и коллекции».

Теперь рассмотрим основные разделы музейного сайта, соотнеся их с функциями музея.

Учет и изучение коллекций
Публикация на сайте описания фондов и, при наличии технической возможности, базы данных музейных предметов. При этом можно предоставить доступ как ко всей базе данных, так и к отдельным коллекциям, как, например, в Кунсткамере.

Также на сайте могут быть представлены электронные публикации сотрудников или же электронные версии книг, изданные музеем [9]. Публикация информации о музейных коллекций — прямая реализация просветительской функции музея.

Популяризация коллекций и работа с посетителями
Сайт можно рассматривать как один из основных инструментов коммуникации современного музея. С помощью сайта вы можете не только поделиться справочной информацией о графике работы или стоимости билетов, но также показать, как устроен музей, кто в нем работает, какие направления деятельности развиваются. Сайт музея может стать увлекательной книгой, содержание которой регулярно обновляется, создавая повод возвращаться к ней снова и снова. Сайт может стать своего рода интерактивной площадкой – в том случае, если вы оставите пространство для со-творчества или совместного научного исследования. Именно так поступил Рейксмузей в Амстредаме, предложив всем желающим создавать собственные цифровые коллекции (в том числе из понравившихся фрагментов изображений) и скачивать цифровые копии картин и рисунков [10]. Привлечение людей к совместному изучению музейных предметов не требует больших инвестиций, самое главное в этом процессе — желание и готовность услышать мнение со стороны. Технически это можно реализовать и через сайт, и через страницы в социальных сетях. В начале 2016 года был анонсирован еще один проект Рейксмузея – Accurator – ориентированный на исследователей; задача проекта – привлечь специалистов в определенных областях к описанию произведений искусства [11].

Перспективы развития музейных сайтов:

  • Организация продажи билетов на основную экспозицию, временные выставки и мероприятия. Подобный опыт уже есть у ряда музеев, например, Политехнического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа. Подробнее об электронной коммерции читайте в сборнике Актуальные проблемы развития музеев-заповедников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с. [12]
  • Открытие Интернет-магазинов, в которых можно купить сувениры и книги музея. Обратите внимание на интернет-магазины Государственного Эрмитажа [13], ГМИИ им. А.С. Пушкина [14], ГТГ [15], Русский музей [16].
  • Создание виртуальных туров по музейным залам и временным выставкам. Подобные инициативы активно поддерживаются Министерством культуры РФ. Обратите внимание на раздел «Виртуальный музей» на сайте Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева [17].
  • Сайт как источник информации о поведении посетителей: сбор и анализ Big Data (большие данные). Уже сегодня специальные сервисы, например, Яндекс.Метрика или Google Analytics, позволяют получать подробную информацию о том, как именно пользователи взаимодействуют с вашим сайтом: сколько времени они проводят на нем, какие страницы просматривают, как двигается их курсор. Собранные данные должны использоваться при модернизации/при создании нового сайта.

Обратите внимание на то, как представлен музей на сторонних ресурсах: проверьте факты, ссылки, иллюстрации. Если существует техническая возможность, отредактируйте тексты самостоятельно, или же свяжитесь с администраторами ресурса.

Прежде всего, проверьте страницы музея в Википедии, TripAdvisor, на региональных ресурсах, на которых представлена информация о досуге.

Партнерские проекты

В 2014−2016 годах некоторые российские музеи, прежде всего, из Москвы и Санкт-Петербурга, начали участвовать в проектах совместно с популярными медиа.

Например, Arzamas (Арзамас) — некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию — совместно с ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовил представил пазл из картин из собрания музея, подробное описание десяти шедевров, а также провел голосование — какой предмет из фондов окажется на постоянной экспозиции музея? [18]

Проект Relikva (Реликва) — это сайт, посвященный частной памяти, на котором всем желающим создать свой собственный музей: публиковать фотографии дорогих вам предметов и рассказывать их истории. На сайте проводятся тематические недели, посвященные коллекциям российских музеев. Недавно участником проекта стал уже упоминавшийся музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске. [19]

Еще один проект, напоминающий Реликву по стилистике — проект Thngs (От англ. Вещи) — своеобразная Википедия вещей. Команда проекта предлагает свои услуги по оцифровке музейных предметов и подготовке онлайн выставок на сайте проекта. Примером сотрудничества Thngs и музея можно назвать онлайн выставку о печатных машинках — виртуальное продолжение выставки, организованной при участии Политехнического музея [20].

Некоторые музеи осваивают сайт The Question, где каждый желающий может задать вопрос эксперту. Такими экспертами могут выступить сотрудники музея.

Что дает музеям участие в таких проектах? У названных выше медиа есть сформированная аудитория, доступ к которой дают эти проекты. Необходимо учитывать особенности этой аудитории (чаще всего это активная молодежь из столичных городов, интересующаяся историей, искусством, открытая к новым знаниям), и если именно в этих людях заинтересован ваш музей — стоит искать возможности для сотрудничества.

[1] http://2016.russianinternetforum.ru/top/presentations/rif.pdf
[2] http://peterhofmuseum.ru/
[3] http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/
[4] http://akhmatova.spb.ru/
[5] http://polithistory.ru/
[6] http://rusmuseum.ru/
[7] http://www.guggenheim.org/blogs/checklist/meet-the-new-guggenheim-org
[8] Подробнее о проекте: http://www.vam.ac.uk/blog/digital-media/the-new-va-website-the-inside-story
[9] http://kunstkamera.ru/lib/
[10] https://www.rijksmuseum.nl/en/explore-the-collection/
[11] http://accurator.nl/#Intro
[12] http://kizhi.karelia.ru/library/aktual/568.html
[13] https://www.hermitageshop.ru/
[14] https://www.artsmuseumshop.ru/
[15] http://www.tretyakovgalleryshop.ru/
[16] http://www.rusmuseumshop.com/
[17] http://muar.ru/media-section/panoramy-vystavok
[18] http://arzamas.academy/special/pushkinskiy
[19] https://relikva.com/@muzey-usadba-pichaykovskogo-v-votkinsk/relics
[20] https://thngs.co/200keystrokes