Бросая вызов инновациям

Фёдор Владимиров
259
0

Политехнический музей представляет цикл событий программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» на «Стрелке», который стартует 6 августа. В его рамках в Москве пройдет pop-up парижского фестиваля Disnovation. Наш корреспондент Александра Московская побеседовала с французским художником, куратором, инициатором Disnovation Николя Мегре о том, почему так важен критический взгляд на инновации и современные технологии, и о том, чего Николя ожидает от московского события.

– Николя, что побудило вас к критическому осмыслению инноваций и созданию проекта Disnovation?

– Во-первых, как художник, работающий в области медиаискусства, я многие годы с изрядной долей критицизма относился к растущим соблазнам, связанным с инновациями. Часто кажется, что медиаискусство превозносит науку и технологии гораздо чаще, нежели бросает им вызов. Большинство работ бессознательно промоутируют инновации и научно-технологические разработки. Любой арт-проект, использующий технологические артефакты, должен в то же время работать как инструмент их символической проверки. Без этого он с большой долей вероятности окажется пропагандистским.

Стареющее европейское общество переживает упадок, и потребление остается центральным моментом, обеспечивающим устойчивость мифа о постоянном росте. Пропаганда инноваций обусловлена политически и экономически. После Второй мировой войны (активнее – с девяностых годов) пропаганда технологических инноваций используется очень широко: люди ведь должны верить, что их задача – постоянно совершенствовать, модернизировать и менять окружающие их устройства. Это наблюдение и легло в основу стартовавшего в 2012 году проекта Disnovation во Франции. Идея была в том, чтобы спровоцировать споры, достаточно жесткие и сложные, о самых разных аспектах инноваций. Как художник я хотел бы добиться широкой дискуссии о прогрессе – с различных перспектив, чтобы ослабить монолитную догму о ее величестве инновации. Так или иначе организация мероприятий, выставок и дебатов казалась хорошим способом начать какое-то движение.

– Какие у проекта на данный момент главные достижения? Как вы видите его дальнейшее развитие?

– Я, как правило, стараюсь не мыслить в рамках достижений, предпочитаю эмпирический подход. Тем не менее я выделил бы следующее: мы способствовали разработке и распространению четких критических высказываний в противовес наивному восхищению наукой и технологиями. И это как вирус – люди действительно стали больше говорить об этом, причем как люди искусства, гуманитарии, так и представители технических или естественных наук. Но самое важное для меня – несколько действительно радикальных художественных работ по нашей проблематике. Я назову некоторые:

Retail Poisoning Бенджамина Гулона

Terminator studies Жана-Батиста Байля – исследование вторжения элементов фильма «Терминатор» в политику, технологии и общество.

Refonte арт-группы Dardex – серия рудиментарного металлического оружия, изготовленного из переплавленного сохраненного электронного мусора.

Computer Store Original – синтетический парфюм с «запахом новых технологий», над которым работали один художник и четыре парфюмера.

Turtle 1 – концепт-кар, сделанный в Гане, на одной из крупнейших автомобильных свалок Африки.

Сейчас мы планируем сосредоточиться на долгосрочных исследованиях длительностью 3–4 года, которые могут привести к переосмыслению некоторых наших проектов и организации различных событий за рубежом. Мы будем брать более конкретные и узкие темы, что, безусловно, выльется в рождение новых произведений искусства. Цель – постепенно уйти от дебатов об исторической роли пропаганды инноваций к рассмотрению альтернатив любого рода, даже самых, на первый взгляд, безумных.

– А чем будет интересен московский Disnovation pop-up?

– Главная задача – встретиться с московскими медиахудожниками, исследователями и технологическими разработчиками, не чуждыми критического взгляда на инновации, теоретиками и практиками в этом вопросе. Мы приглашаем всех на открытие 6 августа, где я прочту лекцию и буду рад вступить в дискуссию на озвученную тему с аудиторией. Мы также объявили open call – собираем работы, плакаты и манифесты, которые будут представлены на постерной выставке Disnovation в Москве. Эта короткая двухдневная программа Disnovation в Москве может стать прообразом будущего сотрудничества Disnovation как с Политехническим музеем, так и с другими организациями в России.

Беседовала Александра Московская.