Внутренний мир компьютера

Фёдор Владимиров
344
0

Приоткрывающая несуществующую дверь в совершенно реальный, данный нам в ощущениях внутренний мир компьютерной техники медиахудожница Валентина Вукшич из Швейцарии – специальный гость цикла событий программы «Polytech.Science.Art: Наука.Технологии.Искусство» на «Стрелке». В рамках Disnovation pop-up 7 августа Валентина Вукшич представит аудиовизуальный перформанс «Путешествие в продолжительности» – о внутренних процессах, происходящих в компьютере. C Валентиной Вукшич побеседовала Александра Московская.

– 7 августа будет показан ваш перформанс «Путешествие в продолжительности». Расскажите о нем немного!

– Старт московскому показу перфоманса «Путешествие в продолжительности» в рамках Disnovation pop-up даст загрузочная дискета Tinfoil Hat Linux конца 1990-х годов. Создана она была, по словам разработчиков, специально, чтобы подарить людям, склонным к параноидальным настроениям, безопасное место в цифровом мире. Она позволяет хранить зашифрованные ключи, без риска удалять информацию и переводить компьютер в «режим паранойи». В нем она будет в случайном порядке передавать эти ключи через светодиоды, используя код азбуки Морзе, чтобы создать помехи в электромагнитном излучении и препятствовать утечке реальной информации о ключах.

https://vimeo.com/23282529

Valentina Vuksic Tripping Through Runtime

В ходе перформанса я запущу тесты алгоритмов шифрования и отработаю команды Social Engineering Toolkit Kali, дистрибутива Linux, для проверки сетевой защиты. Подключу к процессу новый анонимайзер Tail, и мы посмотрим 3D-демо относительно свежей операционной системы Kolibri. Основной бит будет генерироваться при помощи консоли ASCIIQuarium.

Если останется время, я запущу live-трансляции австрийского проекта mur.at, где электромагнитные излучения серверов постоянно звучат в интернет-радио «Путешествие через mur.at».

– Почему для вас как художника важно участвовать в Disnovation?

– Для меня большое счастье участвовать в Disnovation – в смысловое поле фестиваля попадает художественное осмысление различных аспектов прогресса как явления, тогда как сфера моих интересов – то, что можно назвать центробежными силами прогресса. Я смотрю на технологии с другого угла – это сопряжение рефлексии над первоосновами вычислительной техники и практик непосредственного контакта с программным обеспечением и компьютерным железом. Я работаю внутри Hertzian Space – это термин, предложенный Энтони Данном. Он делает акцент на физическом электромагнитном поле, где существуют электронные объекты, в противовес виртуальному пространству.

Для вашего творческого метода важно обращение к эмоциональному опыту – а существует ли специфика соединения чувственного и рационального в медиаискусстве? Чем деятельность медиахудожников похожа и чем отличается от научно-исследовательской?

– Моя цель – добиться специфического восприятия программного обеспечения и аппаратных средств, отношения к ним – это и не аналитический подход, и не утилитарный. Мне приходилось работать с датчиками электромагнитных полей электронных устройств, которые осуществляют связь между процессами, происходящими внутри компьютера, и аудиторией. Так можно отследить, как компьютерные процессы задействуют в работе отдельные электронные компоненты: внутренние взаимодействия влияют на расход и распределение энергии внутри материнской платы, например в ее памяти при запуске графических драйверов или обращении к базам данных. Поток энергии, в свою очередь, меняет электромагнитное поле и индуцирует электрический сигнал, который воспринимает наш слух, – мы можем интерпретировать его как звуковой.

Я хотела бы переплавить сугубый рационализм подхода, на который настраивают нас детерминированные криптосистемы, в личный опыт существования в компьютерном пространстве, привязав программные абстракции к физическим ощущениям от контакта с реальным оборудованием.

Беседовала Александра Московская.