Философия SuperCollider

Фёдор Владимиров
340
0

Продолжаем принимать заявки на участие в мастерской SuperCollider, которая будет работать в Электронной гостиной с 23 по 26 сентября в рамках программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии». Хорхе Рамирес, один из участников Mico Rex, рассказал нам о творческом методе, ситуации с медиаискусством в Мексике и о том, за что он так любит программную среду SuperCollider.

А у вас есть специальное музыкальное образование?

– По образованию я архитектор, специальность – digital. Но сколько себя помню, всегда занимался музыкой, брал частные уроки игры на фортепиано и гитаре. Потом перешел к изучению электроакустической композиции и программированию и нескольких лет учился у композитора Серджио Люке (Sergio Luque). Какое-то время стажировался в Париже, в Институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM). И еще было много разных курсов, мастер-классов, проектов и самостоятельной работы по ночам.

Как Mico Rex познакомились и стали играть вместе?

– Мы встретились в 2010-м, играли в формате live coding на одних и тех же событиях. Я тогда переехал в Мехико из родного города Гвадалахара. Эрнесто сначала играл в другой группе, а я выступал один.

http://www.youtube.com/watch?v=QC_ebU1kBtg

Мы импровизировали, и получавшийся материал подтолкнул нас к идее генерировать ритмы и синтезировать шумы в формате live coding, перерабатывая мексиканские популярные песни так, чтобы музыка оставалась танцевальной и могла выйти за рамки академических и артистических кругов. То есть мы придумали реализовать live coding в ночных клубах и на музыкальных вечеринках. Возможно, это звучит поверхностно, но я действительно убежден в огромном значении живой музыки и танца для человеческих взаимоотношений, и мы относимся к этому очень серьезно. До недавнего времени на эту тему не было исследований, но мы с Эрнесто поняли, что нам обоим не хватало контакта с аудиторией, когда мы играли более абстрактную импровизационную электронику.

Еще нам важно, что люди танцуют все вместе, это помогает объединить абсолютно разрозненные элементы в одном проекте.

Несколько лет мы работали над тем, чтобы воплотить наши идеи в жизнь, и когда все сделали, получилось великолепно! Наш первый концерт состоялся в рамках параллельной программы медиафестиваля Transitio в Мехико, публика была в восторге.

Мы играли то там, то здесь на разных неформальных концертах, после чего в 2012 году нас пригласили на SuperCollider Symposium в Лондоне. Для нас это был настоящий прорыв! Мы отправились в небольшой европейский тур, выпустили первый мини-альбом «Rico Mex» на лейбле ChordPunch. Важно, что на этом симпозиуме состоялся первый официальный Алгорейв, так что мы пришлись им кстати.

Почему вы выбрали именно SuperCollider, а не, скажем, Pure Data или Max/MSP для создания музыки?

– SuperCollider – это инструмент, но также и философия, находящая отражение в образе мыслей и творческом процессе. Программирование приучает думать процессами и специфическим образом воспринимать информацию. Кроме того, SuperCollider чрезвычайно полезен и познавателен для человека, занимающегося синтезом звука, поскольку приходится делать все самому, и только тогда все работает так, как ты хочешь.

http://www.youtube.com/watch?v=4YKoZinQLRY

Взаимодействие с другими платформами, такими как Processing или Arduino, тоже отличная штука. Как по мне, SuperCollider стирает грань между сочинительством, синтезом, работой с программным обеспечением в реальном времени. Все происходит одновременно, развивается нелинейно. Когда я начинал, это вообще был предел мечтаний – поразительное качество! А уж какие люди нас слушают!

Я использовал SuperCollider до Max и PureData, и я понимаю, что мне проще работать с текстом, чем с кучей коробочек и проводов. Да и сама идея исполнять музыку при помощи текста – просто космос.

Как в Мексике обстоят дела с изучением аудиовизуального искусства?

– Есть несколько мест, но лично я не получал в Мексике формальное образование в сфере аудиовизуальных искусств и новых медиа, поэтому не могу судить объективно. Единственное, с чем я близко знаком, это мультимедиа центр Taller de Audio of Centro Multimedia of CENART в Мехико, там Эрнесто работал. Это скорее не образовательная программа, а совместная площадка, где постоянно идут мастер-классы.

Аудиовизуальные эксперименты в Мексике сейчас только начинаются, люди не боятся пробовать новое, и это замечательно, поскольку в результате общая картина получается многообразной, и все очень быстро развивается. В какой-то степени отсутствие формального образования сыграло свою роль в появлении проектов, ориентированных на людей. Сформировалось обширное сообщество, занимающееся организацией фестивалей, концертов, взаимной поддержкой.

Ну а с независимой музыкальной сценой в Мексике как?

– Здесь произошли большие перемены. Я уже десять или одиннадцать лет выступаю вживую в формате live coding и сталкивался с разными оценками со стороны зрителей. Сейчас публика очень выросла. Проекты стали качественнее, и идея играть что-то более танцевальное воспринимается очень хорошо. Да и обмен опытом между европейским и мексиканским сообществом стал регулярным. Международный Vivo festival стал для музыкального сообщества очень важным событием и открыл много мексиканских проектов.

https://vimeo.com/111170178