Может ли внезапно появиться опасный для Земли астероид?

Политех отвечает
42
0

Сатирическая комедия «Не смотри наверх» стала одним из кинохитов этой зимы. В ней к Земле приближается гигантская комета, способная уничтожить всё живое, а люди не верят учёным. Может ли в реальности внезапно появиться космическое тело, угрожающее нашей планете? Мы учёным верим, и потому спросили у астрофизика, профессора РАН и известного популяризатора науки Сергея Попова.

«Падение на нашу планету десятикилометрового объекта действительно способно вызвать глобальную катастрофу. И в Солнечной системе существуют тела такого размера — это кометы и астероиды. Учёные умеют отслеживать траектории движения всех крупных астероидов на много лет вперед, и пока можно утверждать, что в ближайшие десятки лет на Землю они падать не будут. Но есть другие небесные тела, которые потенциально могут нести опасность.

Чуть большую сложность для учёных представляют кометы Солнечной системы, которые движутся по вытянутым орбитам. Однако их скорость ограничена, и крупную комету можно заметить за несколько лет до её приближения. Вероятность того, что подобное тело столкнётся с Землёй в ближайшие 10 лет, фантастически мала.

Хуже обстоит дело с межзвёздными астероидами и кометами. Учёным заранее не известны их траектории — они двигаются в несколько раз быстрее тел Солнечной системы. Поэтому их подлётное время сокращается примерно до года с момента обнаружения. Но и вероятность их появления невелика. Первые два таких тела мы обнаружили недавно — астероид Оумуамуа в 2017 году и комету 2I/Борисова в 2019 году, они не представляют опасности для Земли. Новые телескопы будут открывать много таких объектов.

Предположим, учёные обнаруживают астероид, и расчёты показывают значительную вероятность его столкновения с Землёй через несколько десятков лет. Чтобы избежать катастрофы, можно направить к нему посадочный модуль с термоядерным зарядом и в нужный момент произвести контролируемый взрыв. За счёт реактивного эффекта небесное тело получит импульс и изменит траекторию полёта. На детальное продумывание такой программы и её реализацию должно хватить 20–30 лет.

На сегодняшний день именно вариант с контролируемым взрывом кажется самым реалистичным и эффективным средством борьбы с космическими угрозами. Технологии доставки полезной нагрузки на кометы и астероиды у человечества есть, и космические аппараты успешно высаживались на данные объекты.

Если же к Земле начнёт приближаться крупный межзвёздный астероид и расчёты покажут вероятность столкновения через пару лет, то в данном случае мы, скорее всего, уже ничего не сможем сделать. Но здесь важно понимать разницу между ситуациями „вероятность существует“ и „угроза реальна“. На мой взгляд, вероятность данного события крайне мала, поэтому концентрироваться на таких гипотетических опасностях просто нерационально».

У вас тоже есть вопрос, связанный с наукой, технологиями, устройством мира и человека? Присылайте его нам на почту: question@polytech.one.