Компьютер слушает «битлов»

151
0

Сегодня, 16 января, отмечается Всемирный день The Beatles: в этот день в 1957 г. в Ливерпуле открылся легендарный клуб Cavern. В начале 1960-х он стал для четверки настоящим домом, именно оттуда волна битломании разошлась по миру. Всего The Beatles записали 13 студийных альбомов, и критики до сих пор удивляются тому, как стремительно менялась их музыка. Всего 5 лет отделяют нехитрые рок-н-роллы первых пластинок от сложных экспериментов «Белого альбома».

Летом прошлого года на помощь музыковедам пришел искусственный интеллект. Профессор Университета Лоренс Текнолоджикал Лиор Шамир и его студент Джо Джордж разработали алгоритм, способный отследить стилистическое развитие творчества музыкантов и расставить песни и альбомы в хронологическом порядке, основываясь на их музыкальном сходстве. Дискография The Beatles стала первым объектом исследования, и программа с честью выдержала испытание.

Изначально Лиор Шамир не ставил себе цели изучать именно музыку – все началось с исследований криков нескольких видов китов, записанных волонтерами проекта WhaleFM. Сопоставив данные с картой, на которой были отмечены места обитания животных, Шамир заметил интересную особенность – крик кита всегда очень похож на сигналы его «соседей» и значительно отличается от голосов китов, живущих в отдаленных районах. А пока биологи занялись детальным исследованием китовых «акцентов», профессор Шамир задумался: что, если применить эту методику к нашим, человеческим звуковым сигналам — например, к поп-музыке?…

«Искусственный музыкальный критик» анализирует и сравнивает спектрограммы фрагментов песен примерно по 2880 значимым признакам. По сходству выделяются ключевые общие характеристики альбома. Затем, сравнивая пластинки между собой, программа размещает их на «филогенетическом древе» в безупречном хронологическом порядке. Ей удалось «угадать» даже тот факт, что большинство песен последнего официального альбома Let It Be группа записала раньше, чем предпоследний Abbey Road.

Отличные результаты алгоритм показал, работая с дискографиями Queen, U2 и ABBA. Трудности возникли только с двумя артистами. Компьютер практически не нашел сходства между альбомами Led Zeppelin: каждая их пластинка – «вещь в себе», совершенно отдельная от других и сбивающая с толку даже компьютер.

Когда же ученые перешли к анализу новейшей поп-музыки, они столкнулись с обратной проблемой: программа не увидела никакой разницы между четырьмя альбомами Тейлор Свифт, несмотря на то, что они выходили с интервалами в два года. К сожалению, дальнейшие исследования современной музыкальной сцены пришлось приостановить, поскольку Джо Джордж наотрез отказался продолжать знакомство с ней, «сломавшись» на творчестве Джастина Бибера.

Лиор Шамир считает, что этот алгоритм пригодится не только для сортировки больших музыкальных коллекций. В перспективе он позволит выделять целые музыкальные направления — на строгой математической основе. Это поможет работе сервисов вроде Last.fm, предлагая слушателям именно ту музыку, которая наверняка им понравится. А молодые музыканты смогут найти своего слушателя, не подписывая кабальных контрактов со студиями звукозаписи и радиостанциями.