Кристалл на колесах

382
0

С 29 октября по 1 ноября на ВДНХ прошла выставка «ЭкспоСитиТранс», одним из самых заметных экспонатов которой стал не новый спорткар и не локомотив поезда, а обыкновенный трамвай.

Впрочем, не такой уж и обыкновенный: низкопольный R1, созданный ОКБ «Атом» и «Уралвагонзаводом», прославился сразу после премьеры, состоявшейся прошлым летом в Екатеринбурге. И в Москве R1 продолжает собирать заинтересованных зрителей, покупателей — а мы, растолкав публику локтями, поговорили об R1 с одним из его создателей, дизайнером Алексеем Масловым.

 — Алексей, прежде вы не занимались такими комплексными проектами в области промышленного дизайна. Что придало вам храбрости для работы?

Дизайнер — это, по сути, человек с хорошо развитым вкусом. Хороший дизайнер, художник в широком смысле этого слова, может делать что угодно: одежду, яхты, оформление выставочного центра или транспорт.

Но вообще история с трамваем началась для нас уже достаточно давно. Еще несколько лет назад, уже имея немалый опыт сотрудничества с «Уралвагонзаводом», мы получили предложение попробовать и представить свой концепт. Тогда и появился R1 – «черный кристалл», сочетающий тонированное стекло и обшивку цвета титан.

Впрочем, и то, и другое можно сделать и в других цветах, отличных от выставочного концепта. Скажем, у нас была идея делать трамваи с оранжевыми стеклами — представьте, что пассажиры едут своим обычным серым маршрутом, а мир вокруг становится оранжевым! Это будет настоящая цветотерапия.

 — Нельзя ли было пойти по более привычному, консервативному пути? Создать нечто на основе старых добрых трамвайных традиций — или хотя бы не таких дерзких цветов?

На самом деле, цвет тут не главное: R1 в любом случае «повреждает сознание», и это важно.

Традиционный, привычный всем в нашей стране дизайн трамваев разрабатывался 40, а то и 50 лет назад. За полвека он превратился почти в догму: все считают, что трамвай должен выглядеть именно так, и никак иначе. Поэтому если бы мы сделали нечто, лежащее в той же плоскости, мы так бы в ней и остались.

Еще на этапе первой задумки и проектирования я понимал, что основная задача проекта должна быть как раз в противоположном: нужно выбить человека из его обычной колеи. Показать возможность — да и просто необходимость — нового, современного подхода к дизайну в России. Так и получилось. По уровню инжиниринга наш трамвай кардинально превосходит любые российские аналоги.

Люди это сразу чувствуют: трамвай, выглядящий стильно и дорого, внушает уважение. В такой обстановке они начинают вести себя корректнее и внимательней по отношению к муниципальному имуществу. При этом стоимость R1 (по имеющимся данным, 40–50 млн рублей — ред.) ненамного больше, чем у обычных городских трамваев, и заметно ниже, чем у зарубежных моделей.

 — Насколько люди готовы к такому радикализму? Не получится ли так, что вместо того, чтобы просто везти их по своим делам, транспорт вдруг начинает «повреждать их сознание»?

Когда мы представляли R1 на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге, мы протестировали его «на бабушках». И могу сказать, что впечатления у них остались просто колоссальные. Они увидели, что в трамвае можно не просто ехать по своим делам, но и делать это с комфортом и удовольствием — и физическим, и эстетическим.

Я уверен, что люди будут ждать наши трамваи и пропускать обычные, чтобы поехать на R1. При всей своей внешней строгости и даже снобизме, изнутри это — полноценный удобный общественный транспорт. Внутренняя отделка защищена от вандализма и безопасна.

Кстати, вопреки слухам в интернете, безопасность — это один из коньков R1. На этот счет наши инженеры провели всестороннее тестирование, без которого мы попросту не могли бы лицензировать трамвай к производству и продажам. То пространство под кабиной, куда, как иногда говорят, может «засасывать» прохожего в случае наезда, на самом деле гораздо меньше обычного. Погибнуть в нем может разве что кошка — для человека оно никакой угрозы не представляет.

Создавая кабину мы общались и с настоящими водителями трамваев, интересовались их опытом и пожеланиями… Для них это был настоящий шок: кто-то впервые в жизни проявил интерес к их знаниям и потребностям! В этом тоже состоит важная ломка стереотипов, с которой связан весь проект R1.