Николай Полисский: «В лэнд-арте нужен крестьянский ум»

348
0

24 и 25 мая в рамках фестиваля науки и любознательности «Политех» на ВДНХ можно будет увидеть инсталляцию Николая Полисского «Блестящая мысль» и собрать собственную скульптуру в жанре лэнд-арт. Накануне мероприятия художник рассказал Политехническому музею о том, как он делает свои работы и какие навыки нужны для их создания.

О чем рассказывает «Блестящая мысль»?

У нас есть большая тема, которую мы развиваем уже порядка шести лет. Началось все со скульптуры «Большой адронный коллайдер», которую мы показывали в Люксембурге. Частично она осталась там, частично растворилась в новых работах. Затем мы сделали «Вселенский разум», который стал нашей реакцией на научную деятельность человека. Большая часть наших работ находится в деревне, и в природе мы, кажется, все понимаем, умеем органично спрятаться в ней или, наоборот, выглядеть сильными. Однако для меня самое интересное и заманчивое — то, что делают ученые. Это своего рода подвиг новой футуристической мысли. Политики часто отбрасывают человека назад, в безумную старую жизнь, не думая о будущем. А мысль ученого всегда идет вперед. Мне кажется, что ученые и художники — как раз тот передовой отряд, который надо внимательно слушать, и к которому при этом прислушиваются редко.

Можно сказать, что наш «Вселенский разум» и родил эту «Блестящую мысль». Это экспансия нашего искусства, которое базируется на природе, в органике. Оно приспосабливается к эстетике города, который год от года выглядит все более блестящим из-за машин, стекла, витражей готических соборов, нержавеющей стали. Чтобы отразить это, мы используем дерево и металлические пластины. Такие вещи, с одной стороны, вплавляются в современную городскую среду, а с другой — напоминают энергетические установки нового поколения, например, солнечные батареи. Ведь мысль должна быть яркой, влиять на окружающую среду, но в то же время в ней растворяться.

Какие материалы вы использовали?

Это береза, которая используется, в основном, для отопления. В России ее много, она быстро растет и не считается строительным материалом. Из нее, конечно, делают фанеру, но чаще просто сжигают. А мы ее в каком-то смысле спасаем и даем новую жизнь. К тому же, это дешевый материал. Он в любом случае либо сгорит, либо сгниет. Мы берем все, что нам дает бревно: обзол, кору, опилки. Из опилок мы делаем хорошую землю и отдаем ее нашим фермерам, а из обзола — материал для обшивки произведений. Кора уходит либо в печки, либо в землю. Это, конечно, не полная переработка: для нее потребовались бы машины, которые будут пилить материал и делать из него плиты. Однако это уже технологии, а они не наша забота.

А что за металл?

Нержавеющая сталь, которая применяется по всему миру. Она достаточно тонкая и блестящая.

У вас есть любимый материал?

Нет, я не привязываюсь к материалу. Скорее, ищу его для определенной нужды. Когда я что-то придумываю, зачастую сперва нахожу именно его.

Материал должен быть архетипическим для местности, где стоит скульптура. Если мы приезжаем куда-то, нам сначала показывают все привычное и недорогое, что у них есть. Например, мы дважды использовали виноградную лозу.

Как вы крепите детали скульптур друг к другу?

С помощью болтов и гаек — или используем плетение. Но мы ведь работаем не только с деревом и лозой. У нас есть сено, трава, снег и дрова, которые мы вообще никак не скрепляем.

А «Маяк на Угре» на чем держится?

Это одна из первых вещей, которые были сделаны при помощи креплений. Он простоял уже 10 лет и требует ремонта. Скульптура держится на обычных болтах, это черный металл, покрытый никелем.

Вы применяете какие-то средства защиты, чтобы материал не страдал от непогоды?

Нет, при таких объемах это довольно дорого. Мы покрываем лаком только небольшие вещи. Да и потом, я не считаю, что искусство должно быть вечным. Люди, которые чересчур заботятся о вечности своих материальных произведений, часто погибают по другим причинам.

Какие геометрические принципы вы используете?

Принцип простой: вещь должна быть крепкой. Поэтому мы часто делаем зиккураты: большие основания, которые ставятся одно на другое. Но когда среди материалов есть металл, возможны любые варианты. Например, «Бобур» мы поставили на один столб, и вся его конструкция держится на одной оси. Наши инженерные идеи очень простые. Мы ведь исходим из простой крестьянской смекалки.

«Бобур» Николая Полисского portal-kultura.ru

Какие навыки и знания нужны для того, чтобы делать такие вещи?

Я думаю, нужен как раз тот самый крестьянский ум. Способность общаться с инструментом, будь то топор или пилорама. Простые народные умения, которыми вполне владеют мои помощники-художники. У нас, конечно, есть человек, обладающий инженерными знаниями и в советское время работавший над более сложными вещами. Но этого вполне достаточно. Я не заставляю местных жителей делать то, что им несвойственно.

Но вы нашли эти умения именно в деревне?

Да. Я смотрю на то, что деревенские люди умеют, что им нравится, — и приспосабливаю к этому свои идеи. Это очень важно, потому что я хочу делать эти вещи, а не оставлять их в теории.

Что можно будет построить из вашего «Конструктора» во время фестиваля?

Всё будет крутиться вокруг «Блестящей мысли». «Конструктор» будет, как кубики, без болтов, ведь времени у нас немного. Люди смогут собирать из них собственные скульптуры в жанре лэнд-арт.

Материала в «Конструкторе» много, здесь есть размах, который, на самом деле, достаточно плохо чувствуют русские художники. Очень долго они были лишены возможности мыслить широким масштабом. Я сам увидел это, только когда вышел на природу. Я понял, что эта земля временно никому не принадлежит, и начал делать на ней огромные вещи с помощью своих друзей-крестьян, которые тоже были абсолютно свободными людьми. Меня никто не ругал и не оценивал, ведь все вокруг было ничьим. Сейчас дела уже обстоят не так, однако у нас есть наработки, благодаря которым мы можем продолжать. И мне, в целом, кажется, что дать людям почувствовать масштаб очень важно.

Проект Николая Полисского «Блестящая мысль» будет представлен в рамках фестиваля науки и любознательности «Политех», который пройдет на ВДНХ 24 и 25 мая. Посетителей ждут интерактивные инсталляции и научные лаборатории, мастер-классы и лекции знаменитых ученых, захватывающие перформансы и научные игры.

Инсталляция Николая Полисского «Блестящая мысль» – это сборная деревянная скульптура, покрытая блестящими пластинами. Специально для фестиваля проект выставляется вместе с «Конструктором», который состоит из 7000 деревянных модулей. Если «Мысль» воплощает красоту научного мира, то «Конструктор» предлагает создавать этот мир и придумывать новое: из модулей вокруг «Блестящей мысли» будут созданы колонны, купольные объемы и другие свободные формы, причем достраивать и перестраивать их сможет любой гость фестиваля. Часы работы площадки: 11.00−20.30.