Цифровая глина Джонти Гурвица

348
0

Джонти Гурвиц стал художником благодаря науке. Получая инженерное образование в Йоханнесбурге (Южная Африка), он впервые задумался о том, насколько тонка грань между наукой и искусством. С тех пор целью его творчества стала визуализация «красоты математики и грации физики». Первую известность Гурвицу принесли его анаморфные скульптуры: невероятно вытянутые, будто приплюснутые объекты, «настоящую» форму которых можно увидеть только в особом зеркальном цилиндре.

В этом году Джонти Гурвиц заинтересовался идеей «наноскульптур», неразличимых человеческим глазом. Их толщина не превышает 100 тыс. нм (или 100 мкм) — на столько вырастает человеческий ноготь за 5–6 часов. По словам художника, появление технологии, позволяющей работать в настолько мелком масштабе, сравнимо с преодолением звукового барьера. «Представьте, всего 6 тысяч лет назад мы вырезали камнями грубые очертания животных на сводах пещер. Мы прошли долгий путь», — говорит Гурвиц. Его скульптуры доказывают, что теперь мы не просто больше знаем — мы можем творить даже в тех областях, которые лежат за пределами возможностей наших органов чувств.

Для начала художник сделал множество набросков классических произведений, находящихся в музеях. Так он нашел свой главный источник вдохновения, скульптуру Антонио Кановы «Амур и Психея», созданную в конце XVIII века. Затем началась главная работа. Специальное помещение было оборудовано 250-ю камерами, которые зафиксировали натурщиков во множестве ракурсов одновременно. Из этих снимков скульптор создал 3D-модель — этот процесс он и называет «работой с цифровой глиной».

Только после этого Гурвиц приступил к поискам ученых и техников, которые смогли бы воплотить его идею в жизнь. Вместе с ним над наноскульптурами трудились 15 специалистов из Технологического института Карлсруэ и израильского Института имени Вейцмана. Для работы был выбран метод мультифотонной литографии: сделанную на основе 3D-модели Гурвица заготовку из светочувствительного полимера помещали под сфокусированное микроскопом излучение, и тот затвердевал, участок за участком.

На основе 3D-модели Гурвица ученые «отпечатали» скульптуры и отправили их в Лондон почтой. Возможно, это первый в истории случай, когда несколько скульптурных фигур легко поместились в обычную посылку. Можно представить себе, как волновался художник, раскрыв огромную коробку, а за ней — коробку поменьше, а потом — еще меньше… Когда Гурвиц добрался до сердцевины этой «матрешки», в последней коробочке он увидел лишь маленькое квадратное зеркало… и больше ничего. Только с помощью электронного микроскопа скульптор смог рассмотреть свою работу.

Произведения Гурвица кажутся чудом, лишний раз напоминая о том, что, хотя технологии шагнули далеко вперед, в глубину «наномира», мы до сих пор не всегда способны поверить в его реальность. Наука развивается быстрее, чем люди успевают это осознавать. Как и в студенческие годы, Джонти Гурвиц демонстрируеит, сколь трудно провести границу между наукой и мифом — возможно, поэтому он и обратился к прекрасной и древней легенде об Амуре и Психее.

Сайт скульптора: www.jontyhurwitz.com