Лев Сергеевич Лебедянский

Годы жизни

1898 — 1968

Род занятий

инженер–железнодорожник, локомотивостроитель, конструктор паровозов, тепловозов и газотурбовозов

Биография

Место рождения: Воронеж

Род занятий: инженер–железнодорожник, локомотивостроитель, конструктор паровозов, тепловозов и газотурбовозов

Биография

Л.С. Лебедянский родился в Воронеже, но реальное училище заканчивал в Великих Луках, после чего поступил на обучение в Петроградский политехнический институт. С 1922 г. — и до конца жизни — работал на Коломенском локомотивостроительном заводе, пройдя путь от рядового сотрудника конструкторского отдела и до главного конструктора предприятия.

Одной из первых значительных работ Лебедянского стал паровоз ИС, в 1937 г. удостоенный Гран–при Всемирной выставки в Париже. Во второй половине 1940–х он возглавлял работы по проектированию грузового паровоза с осевой формулой 1–5–0, который пошел в серийное производство в 1947 г. и специальным постановлением Совета министров СССР в честь своего создателя получил название Л. За эту работу Лебедянский стал лауреатом Сталинской премии.

С 1947 г. Лебедянский занимался разработкой пассажирского паровоза П36, ставшего последним в истории отечественного железнодорожного транспорта. С 1955 г. конструктор переходит к тепловозам ТЭЗ, первый из которых был выпущен в Коломне одновременно с выходом последнего П36. Однако главным направлением деятельности Лебедянского после Великой отечественной войны стало создание газотурбовозов. Первый из них (Г1–01) прошел обкатку в 1959 г.

К этому времени Лебедянский уже являлся кавалером ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени. Но в 1963 г. — по некоторым данным, личным распоряжением Хрущева — работы над газотурбовозами были прекращены. Споря с директором завода, Лебедянский пережил сердечный приступ, а вскоре уволился с предприятия. Однако здоровье конструктора было подорвано и, пережив инсульт, он скончался в 1968 г.

Под руководством или при неспосредственном участии Лебедянского были созданы паровозы ФД, ИС, 2−3−2К, 5П, 9П, ЭР, Л, ОР23, П34, П36, П38, теплопаровоз ТП1−1, тепловозы серий ТЭ50, ТЭП60, ТГП50, газотурбовозы Г1 и ГП1.