Григорий Передерий

Годы жизни

1871 — 1953

Род занятий

Мостостроение

Создатель новой научной школы в мостостроении

Биография

Предметы и документы

Библиография

Развитие теории и практики отечественного мостостроения первой половины XX века неразрывно связано с именем выдающегося ученого академика Г.П. Передерия. По его проектам построено множество мостов, отличающихся новизной и послуживших вехами развития мостостроения. Его перу принадлежат более 80 печатных работ, среди которых многократно переиздаваемые оригинальные курсы мостов. Сотни инженеров-мостостроителей являются достойными учениками и воспитанниками Г.П. Передерия.

Жизнь Передерия была яркой, наполненной творческой инженерной, научной и педагогической работой. Ученый и практик, педагог и новатор Г.П. Передерий внес огромный вклад в науку и технику мостостроения, а также в методику преподавания в высшей школе. Каждое новое поколе­ние мостостроителей для себя находит в его практическом и научном наследии много поучительного и полезного.

Григорий Петрович Передерий родился 11 октября 1871 года в городе Ейске Кубанской области, среднее образование получил в реальном училище, а в 1897 году окончил в Петербурге Институт инженеров путей сообщения. По окончании института Григорий Петрович начал работать в должности инженера путей сообщения на строительстве железной дороги Данков-Смоленск, откуда в сентябре 1900 года перешел на работу в Закавказье. В 1902 году Передерий переехал в Москву, где стал преподавать курс мостов в Московском инженерном училище путей сообщения (ныне МГУПС) и одновременно работал на Московско-Казанской дороге. В конце 1906 года был уволен с работы на железной дороге как неблагонадежный элемент, после чего он на железных дорогах уже не служил.

В 1907 голу Передерий приглашается преподавателем на кафедру мостов в Институт инженеров путей сообщения (в Петербурге), которым в 1908 году был командирован за границу (во Францию, Швейцарию и Германию), где изучал мостовое дело. В Петербургском институте путей сообщения Передерий работал до 1914 года. Григорий Петрович защитил докторскую диссертацию на тему "К теории расчета безраскосных ферм" (1909 г.) и получил кафедру мостов в Петербургском политехническом институте, где проработал до 1930 года.

С 1920 по 1941 год (с перерывом в 1921 г.) он заведует кафедрой мостов в ЛИИЖТе, а с 1926 по 1930 год одновременно возглавлял и кафедру мостов в Московском институте инженеров транспорта. В период с 1923 по 1927 год Передерий — ректор Ленинградского института гражданских инженеров.

Тридцатые годы XX в. были годами расцвета деятельности Григория Петровича. Учитывая важность появившегося в то время экспериментального направления в мостостроении, он становится руководителем Ленинградского бюро по исследованию мостов научно-технического комитета НКПС. Активно участвует в реконструкции Ленинграда, приняв на себя обязанности главного инженера Ленгормоста, а затем возглавляет сектор конструкций Ленинградского филиала ЦНИИ транспортного строительства (1930−1941 гг.).

В первые годы Великой Отечественной войны (1941−1943 гг.) он возглавлял кафедру мостов НИВИТ и руководил научно-исследовательскими работами в области мостостроения. С 1945 по 1953 год — профессор кафедры мостов МИИТа. С 1930 по 1941 гг. Передерий постоянно избирался депутатом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. В 1932 году он вступил в кандидаты, а в 1939 году — в члены ВКП(б). Крупнейшие заслуги Г.П. Передерия как ученого и инженера послужили основанием к избранию его в 1939 году членом-корреспондентом АН СССР, а в 1943 году — академиком. В 1943 году. Григорий Петрович получил звание генерал-директора пути и строительства I ранга.

Выдающиеся заслуги академика Г.П. Передерия перед наукой и родиной высоко оценены правительством. В 1936 году он был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1939 году — Орденом Ленина; в 1943 году удостоен Сталинской премии и награжден Орденом Красной Звезды; в 1945 году был награжден вторым Орденом Трудового красного Знамени и вторым Орденом Красной Звезды; в 1946 году — медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. ". В 1946 году Григорий Петрович был удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники и награжден третьим Орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю научную и инженерную деятельность в области строительного дела и подготовки научно-технических кадров, в связи с 75-летием со дня рождения.

Умер Г.П. Передерий 14 декабря 1953 года.

Научная деятельность Г.П. Передерия началась во время работы на Закавказской железной дороге. Здесь по его инициативе в 1901 году Отделение Русского технического общества в Тифлисе начало выпускать журнал "Инженерное дело" [9]. Свои первые научные работы "К вопросу о проверке сжатых частей сооружения на продольный изгиб" и "Способы определения наибольшего момента изгиба от подвижных грузов" Григорий Петрович опубликовал именно в этом журнале. Здесь же он публикует очень ценное исследование "Влияние жесткости узлов на усилия и напряжения в частях ферм" (1904 г.), в котором автор вскрыл истинную природу дополнительных напряжений от жесткости узлов, показал их подлинное значение в работе ферм, не влияющее на несущую способность сооружения. К аналогичному выводу зарубежные ученые пришили только через 30 лет.

В статье "Шарнирная система с недостаточным числом стержней в качестве балочной фермы" (1905 г.) автор предложил и обосновал оригинальную ферму с ромбической решеткой, которая получила название "ферма Передерия". В своей диссертации "К теории расчета безраскосных ферм" Григорий Петрович предложил полную теорию расчета данных ферм с учетом уширений в узлах, выявив экономику и конструктивную сторону вопроса. По отзывам академика В.Н. Образцова и профессора К.Г. Протасова, диссертация Передерия многие годы служила "образцом научного анализа взаимодействия сил в сооружениях и разработки теории расчета" [4, 17]. Эта работа сохранила свою актуальность и в наше время.

Крупнейшей заслугой Г.П. Передерия является также созданные им курсы по мостам для высших учебных заве­дений. В связи с применением в мостах нового материала — железобетона Г.П. Передерий написал первый в России "Курс железобетонных мостов" (1912 г.), в котором дал оригинальное изложение теории железобетона [15].

В период работы Григория Петровича в Ленинградском филиале ЦНИИ транспортного строительства под его руководством был разработан ряд типов сборных железобетонных пролетных строений с применением изобретенного им "стыка Передерия" [9]. Это были первые проекты сборных мостов не только в нашей стране, но и за рубежом. Петлевой "стык Передерия" применяется и в настоящее время в различных мостовых железобетонных конструкциях. Также им были предложены новые типы железобетонных мостов больших пролетов, проводились работы по исследованию трубчатой арматуры и сжатых элементов с трубчатой арматурой. Результаты этих исследований он изложил в сшей работе "Трубчатая арматура" (1945 г.). При реконструкции моста им. лейтенанта Шмидта Григорий Петрович проводит обширные исследования сварки толстых стальных листов (до 50 мм). Результаты этих исследований были подробно изложены им в работе "Методы проектирования сборных железобетонных мостов. Сварка на мосту лейтенанта Шмидта" (1946 г.).

В 1941−1943 гг., продолжая свою деятельность в Новосибирске, Григорий Петрович занимается проблемами мостовой гидравлики, ледового режима и проблемой выбора рационального очертания труб с точки зрения их гидравлических и экономических характеристик. В это время им были написаны работы "О типовых проектах труб под железнодорожным полотном и о системе фундаментов их" (1943 г.), "О типовых проектах деревянных мостов" (1944 г.), монография "Гидравлика труб под насыпами и их конструкция"(1945 г.).

За свою долгую жизнь ученый опубликовал более 80 работ по мостостроению и строительной механике. В своих научных работах Григорий Петрович, как правило, на ос­нове анализа и критики существующего положения выдви­гал новые, оригинальные и передовые методы и решения.

В методах преподавания Григорий Петрович видел две системы: творческую и рационально-расчетную. С последней он неукротимо и страстно боролся всю жизнь. Еще будучи студентом Передерий пытался внести элементы творчества в область проектирования, однако эти инициативы не нашли отклика в среде преподавателей. Последующая деятельность убедила Передерия в необходимости коренной перестройки методов преподавания в высшей школе.

Существовавшая система преподавания курса мостов не давала студентам всей суммы знаний, которые необходимы для проектирования мостов, и была построена на изучении хорошо освоенных способов расчета, приемов конструирования и методов строительства мостов, менявшихся очень медленно. Студенты изучали не мост в целом, а лишь отдельные его элементы и не обращали внимания на выбор схемы моста и основных его размеров. Приобретя знания в институте, выпускники могли пользоваться ими в течение всей своей жизни. Однако в начале XX в. темпы развития науки и техники резко возросли, институтских знаний стало не хватать уже в первые годы самостоятельной работы выпускников.

Григорию Петровичу пришлось вступить в борьбу с косностью и рутиной, преклонением перед иностранщиной, царившими в среде профессуры и преподавательско­го состава. Эта борьба за новые методы преподавания потребовала от него огромной энергии и настойчивости и была сопряжена с рядом неприятностей в жизни. В 1905 г. он был вынужден оставить преподавание в Московском инженерном училище, а в 1914 г. в Петербургском институте инженеров путей сообщения, когда он в соответствии со своими взглядами предложил перестроить работу кафедры в духе развития творческих способностей студентов. Однако это было неодобрительно встречено реакционной частью профессуры, и Григорий Петрович, не получив должной поддержки своим настойчивым требованиям изменить устаревшую систему преподавания, вынужден был уйти из института. Тем не менее, Передерий добился признания своего метода преподавания — метода развития творческих способностей будущего инженера. Основа метода — самостоятельное проектирование студентами сооружения в целом, с составлением различных вариантов его проекта и научно-практическим исследованием этих вариантов.

Впервые свои методические установки Г.П. Передерий изложил в работе "Выбор системы и составление эскиза мостов малых отверстий" (1911 г.). Вопросам высшего образования Григорий Петрович посвящает еще ряд статей: "Инженер и техническая школа" (1923 г.), "Опыт применения нового плана занятий в Ленинградском институте гражданских инженеров" (1925 г.) и др. Впоследствии, в развернутой форме, свои методические установки он обобщил в статье "Методика преподавания курса "Мосты"" (1942 г.), которая была опубликована во время его работы в Новосибирском транспортном институте. Профессор Н.С. Стрелецкий, характеризуя метод Передерия, отмечал, что "основной тезис Григория Петровича состоял в доминирующей роли конструктивной формы; она является объектом изучения; расчет является лишь методом проверки уже созданной конструктором конструктивной формы" [18]. Профессор Б.Н. Веденисов по этому же вопросу писал: ’Т.П. Передерий вел долголетнюю и упорную борьбу за введение нового метода преподавания в транспортных институтах дисциплины "Мостовые сооружения"… Он требовал критического отношения к изучаемому предмету, творческой и самостоятельной работы студентов с тем, чтобы научить их проектировать сооружение, как единый комплекс отдельных элементов, работающих во взаимной связи" [1].

Хотя эти мысли в настоящее время и общепризнаны, в то время они находились в определенном противоречии с практикой преподавания и проектирования мостов, которая состояла в основном в проверке и конструировании заданного типа моста. Сам же Передерий называл свой метод "методом проектирования целых мостов, с применением для выбора системы моста метода составления и исследования вариантов". По его методике студент при проектировании моста должен был разработать ряд вариантов сооружения и, приняв к окончательному проектированию оптимальный, довести его до стадии эскизного проекта. Задачи обучения были сформулированы Григорием Петровичем следующим образом: "Дать студентам правильную установку, показать правильный подход к целесообразному проектированию не по рецептам, а по сути дела, по учету всей совокупности конкретных данных, относящихся к рассматриваемому проекту моста; приучить студентов критически относиться и к существующим мостам, и типовым проектам, и к Техническим условиям, обязательным при работе в системе Министерства путей сообщения, но подлежащим критике и улучшениям" [15].

В одной из своих лекций 1941 года Передерий говорил студентам: «…Старорежимные профессора института браковали мой метод преподавания. Они говорили: "Разве можно студенту предлагать задачу по выбору системы моста? Да эту задачу не всякий зрелый инженер решит!". Тогда я отвечал им: "Зачем же ученикам в школах задают писать сочинения на очень серьезные темы? Сочинения — это дело писателей…" Я верю в способности своих учеников…». Григорий Петрович придавал решающее значение творческому отношению к делу. Он писал: "Творческая способность есть самая драгоценная способность человека; ей он обязан всей техникой, наукой, культурой, состояние которой в наше время дает лишь слабый намек на то, что будет в сравнительно недалеком будущем. Этой способностью природа наделяет разных людей в разной степени, но никого не лишает ее. Правильной постановкой преподавания школа может пробудить и развить эту способность, дать толчок к дальнейшему росту и продуктивному проявлению в жизни. Неправильной постановкой преподавания школа может угасить эту способность и тем погубить великие и многие возможности" [15].

Исходя из этого, он определял роль преподавателя: "Задача преподавателя заключается, прежде всего, в том, чтобы научить студента самостоятельно работать, научить его учиться".

Значительную роль в проектировании мостов Г.П. Передерий отводил приближенным способам расчетов. Однако основы таких способов должны быть достаточно строгими с тем, чтобы последующие уточнения лишь корректировали проектируемые конструктивные формы. Сам ученый был автором многих таких приближенных способов расчета. В соответствии с этими установками Григорий Петрович начал перестраивать методы преподавания. В качестве курсовых работ, вместо ограниченных упражнений, позволяющих получить знания, но не развивающих творческие способности студентов, он ввел новые задания, включающие разработку целых сооружений во всей их совокупности, для выполнения которых необходимы широкий подход и самостоятельная творческая работа обучающегося. Эти методы, которые сейчас общепризнаны и являются основой методики преподавания в высшей школе, в то время были непонятны большинству реакционной профессуры и встречены в штыки.

Общеизвестны и учебники Григория Петровича, которые он написал в соответствии с предложенным методом преподавания. Учебники выдержали по нескольку изданий и стали настольной книгой не только студентов, но и инженеров-мостовиков. Его учебники коренным образом отличались от ранее существовавших, они строились на совершенно новых принципах. В них исследуются не детали конструкций, а сооружения в целом с учетом всей совокупности местных условий, проводится анализ конструктивных форм и методов расчета, характера работы, принятых и возможных решений. Мостостроение рассматривается в его историческом развитии, читатель должен отказаться от шаблонов и искать новые, лучшие решения, гармонично сочетая теорию и практику.

Все учебники Григория Петровича полны живой мысли и являются исключительными учебными пособиями, воспитывающими умение критически мыслить и творчески работать. По их подобию были созданы многочисленные курсы в различных областях техники. Григорий Петрович и в учебниках осуществлял свой принцип: "Мало сказать студенту, что он неправильно работает, надо показать ему, как именно надо работать". Он считал и говорил своим сотрудникам, что преподаватель "должен играть активную роль учителя, он должен всегда учить студента, при всяком удобном случае… учить решать вопрос о выборе схемы, о выборе того или другого решения конструкции, наконец, учить его считать". Поэтому во всех учебных книгах, начиная с 1930 г. и кончая последним III томом своего курса, вышедшим в 1951 году, Передерий приводит не только материал по "философии" мостов, то есть по принципам проектирования, но и многочисленные примеры расчетов различных частей моста. Курсы мостов Г.П. Передерия заслуженно называют классическими. Это были первые наши комплексные и синтетические курсы по мостостроению.

Прекрасное сочетание опыта научной и производственной деятельности дали возможность Г.П. Передерию как педагогу создать в России «школу Передерия". Ее характерной чертой является метод развития творческих способностей будущего инженера на основе самостоятельного проектирования целых сооружений — от оснований мостовых опор до его пролетных частей, с исследованием различных вариантов конструктивных решений, как в целом, так и в отдельных деталях, с обязательным учетом местных условий и технико-экономических требований к нему, а также методов постройки.

Вся многолетняя деятельность Передерия и его школы была направлена на то, чтобы правильной постановкой преподавания пробудить, развить творческие способности студентов.

Теперь метод Передерия общепризнан, стал основным в отечественной высшей школе. Уже никто не сомневается в его целесообразности и даже не задумывается над тем, откуда он появился и кто его автор. Следует отметить, что позже этот метод стал использоваться в начальных классах средней школы. Как оказалось, малышей не страшат ни "игреки", ни "иксы", а абстрактное мышление даже свойственно их возрасту.

Г.П. Передерий — один из крупнейших инженеров, вся деятельность которого была неразрывно связана с практической деятельностью в области проектирования и постройки мостов. Характерным для проектов, разработанных Передернем, является новаторство. Предлагаемые им решения пролагали новые пути в развитии конструкций. Каждый из проектов мостов вносил что-либо новое в отечественное мостостроение. Многие его предложения опередили время на 15−20 лет. Общее количество мостов, спроектированных им и в большинстве своем построенных, составляет несколько десятков. Среди них железнодорожные мосты через реку Обь у Барнаула, реки Иню, Бердь и Чумыш (1913 г.), виадук через Бешенную протоку на западном подходе к мосту через Амур (1914 г.), железобетонные виадуки на линии Арзамас — Шихраны (1915 г.) и виадуки на линии Мерефа — Херсон (1915 г.), мост через Днепр у Екатеринослава, металлический мост через Волгу у Саратова (1917−1923 гг.) и многие другие. Им спроектирован мост в Вологде (построен в 1930 г.), мост им. Володарского через Неву в Ленинграде (1936 г.), висячий мот через реку Кузнечиху в Архангельске и др.

На протяжении всей своей многогранной деятельности Г.П. Передерий — постоянный участник конкурсов на проектирование наиболее крупных и сложных мостов. В 1908 году Передерий участвовал в конкурсе на лучший проект Бородинского моста через Москву-реку в Москве. Представленный им проект трехпролетного арочного металлическо­го моста был признан одним из лучших, хотя мост по нему так и не был построен. В 1916 году был объявлен конкурс на проект железнодорожного моста через Волгу у Саратова. Григорий Петрович предложил проект совмещенного двухъярусного моста с экономичными (на 20% легче других вариантов) фермами консольно-балочного типа пролетом 210 м с параллельными поясами. Проект был удостоен первой премии. В 1937−1938 гг. Передернем был разработан и осуществлен проект коренной реконструкции моста им. лейтенанта Шмидта через Неву в Ленинграде — первого постоянного металлического моста, построенного в 1842−1850 гг. по проекту С.В. Кербедза. Главная отличительная особенность нового моста — применив сварных железных балок вместо чугунных арочных ферм. Для того времени это было смелым инженерным решением и крупнейшим достижением в мировом мостостроении. Мост лейтенанта Шмидта в то время — один из самых крупных сварных мостов [4, 8]. Таким образом, Г.П. Передерий стал пионером русского сварного мостостроения.

В проекте моста через Волгу у Саратова Григорием Петровичем Передернем были предложены и энергично защищались вместо консольных неразрезные металлические фермы, обладающие наименьшим весом и наибольшей жесткостью. В то время Передерию не удалось преодолеть предубеждения ряда инженеров, категорически настаивавших на применение консольной системы [8]. В настоящее время неразрезные фермы находят широкое применение на практике. Г.П. Передерий открыл эру железобетонных мостов. Несмотря на то, что уже были возведены изящные и легкие виадуки на линии Арзамас — Шихраны, через Липовую Долину и на подходе к Амурскому мосту, построенные по его проектам, инженеры относились к железобетону с недоверием. Доктор технических наук профессор В.И. Гнедовский так отзывался об этих мостах: "Эти тщательно разработанные конструкции, отличающиеся четкостью форм и хорошим внешним видом, послужили примером для внедрения железобетонных мостов и стали тем типом конструкции, который нашел широкое применение в даль­нейшей практике проектирования и строительства".

В 1915 году Г.П. Передерий разрабатывает типовые проекты железобетонных балочных пролетных строений пролетами 2, 4, 6, 8 м под однопутную железную дорогу, что послужило предпосылками индустриализации в мостостроении. Следует отметить, что в настоящее время малые железобетонные мосты строятся только по типовым проектам. Оригинальным сооружением, построенным по проекту и под руководством Г.П. Передерия, является Володарский мост [4, 8]. Это был железобетонный мост с двумя речными арочными пролетами с гибкими арками по 101 м и жесткими затяжками. Новизна заключалась в применении в качестве арматуры стальных цельнотянутых трубок диаметром 121 мм, предварительно заполненных бетоном, что позволило принять допускаемые напряжения в арке в 2,2 раза выше, чем при традиционном армировании. В арках были предусмотрены ветровые связи, что облегчило конструкцию и повысило эстетичность моста. Трубобетонные мосты нашли дальнейшее развитие и совершенствование.

Как инженер-проектировщик и строитель мостов Григорий Петрович был последовательным сторонником прогрессивной русской школы мостовиков. В новых условиях он широко применял предварительные аналитические исследования и моделирование по примеру П.П. Кулибина, Журавского, С.В. Кербедза, Н.А. Белелюбского, Л.Д. Проскурякова и др.

Итак:

1. Г.П. Передерий опубликовал более 80 научных трудов, в том числе им созданы классические учебники — курсы, по которым училось несколько поколений инженеров; Своими научными трудами Григорий Петрович внес ценный вклад в основы научного мостостроения в России.

2. В процессе своей многолетней педагогической деятельности Передерий выступал как педагог-новатор, методика которого получила всеобщее признание и распространение как в нашей стране при подготовке в вузах инженеров-мостовиков, так и за рубежом (Румыния, Болгария и др.).

3. Г.П. Передерий является автором ряда выдающихся инженерных сооружений, послуживших вехами на пути развития теории и практики мостостроения. На протяжении более 30 лет проектирование и строительство крупнейших мостов в нашей стране осуществлялось, как правило, при обязательном участии Г.П. Передерия.

4. Вклад Г.П. Передерия в дело проектирования и строительства мостов в нашей стране настолько значителен, | что дает полное основание отнести Григория Петровича к j наиболее выдающимся представителям отечественной строительной техники.

5. Г.П. Передерий — один из основоположников и пионеров применения в мостостроении железобетона, сварки и сборных железобетонных конструкций.

6. В результате своей научной, инженерной и педагоги ческой деятельности создал в России новую научную школу в мостостроении — "школу Передерия", воспитавшую многочисленных учеников, среди которых видные инженеры и ученые — член-корреспондет АН СССР Беляев Н.М., заслуженные деятели науки и техники РСФСР доктора технических наук Евграфов Г.Н., Гастев В.А., Качурин В.Н., Снитко Н.Н., Протасов Г.К., Якобсон К.К., крупный инженер Белоголовый А.А. и др. Новая школа, созданная Передернем, сыграла огромную роль в деле воспитания инициативных, смелых, блестяще проявивших себя на крупных стройках инженеров с большим творческим потенциалом.

Использованная литература

  1. Веденисов Б. Крупнейший ученый советского транспорта: к 80-летию со дня рождения акад. Г.П. Передерия //Ж.-д. трансп. — 1951. — № 10. — С. 72 — 73.
  2. Выпов И.Г. Основатель новой школы отечественного мостостроения: к 125-летию со дня рождения Г.П. Переде­рия //Ж.-д. трансп. — 1997. — № 1. — С. 67 — 70.
  3. Глащенко Г.А. Григорий Петрович Передерий — выдающийся педагог, инженер-новатор, ученый-академик //Генералы духа. — СПб., 2001. — Кн. 1. — С. 334 — 349.
  4. Григорий Петрович Передерий. — М.; Л., 1948. — 28 с. — (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия технических наук. Транспорт; вып. 2).
  5. Г.П. Передерий //Путь и путевое хоз-во. — 1987. — № 9. — С. 34.
  6. Захаров В.В. Выдающийся ученый-патриот: к 80-летию со дня рождения акад. Г.П. Передерия //Ж.-д. стр-во. — 1951,-№5.-С. 30.
  7. Звонков В. В. Выдающийся ученый, инженер, педагог (к 80-летию со дня рождения акад. Г.П. Передерия) //Техника ж.-д. — 1951.-№ 10.-С. 31.
  8. Зензинов Н.А., Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. — М.: Транспорт, 1990.-С. 228−241.
  9. Кушнерев А.М. Григорий Петрович Передерий. 1871 — 1971: (к 100-летию со дня рождения) //Тр. Новосиб. ин-та инж. ж.-д. трансп. — Новосибирск, 1971. — Вып. 126.- С. 5 — 15
  10. Никитин М.К. Выдающиеся ученые в области мостост­роения //Наука и техника. Вопросы истории и теории. — Л., 1973. — Вып. 8, ч. 2. — С. 199 — 203.
  11. Образцов В. Н., Шаульский Ф.И. Григорий Петрович Передерий: к 75-летию со дня рождения// Изв. Акад.наук СССР. — 1946. — № 12. — С. 1691 — 1693.
  12. Передерий Г.П. Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчет. Ч.1. Мосты малых пролетов. Каменные, деревянные и железные. — Пг.,1916. — 648 с.: ил.
  13. Передерий Г.П. Курс мостов. Т.1. Каменные мосты. — М., 1944. — 347 с.: ил.
  14. Передерий Г.П. Курс мостов. Т.2. Трубы. Деревянные мосты. — М., 1945. — 399 с.: ил.
  15. Передерий Г.П. Курс мостов. Т.З. Железобетонные мос­ты. — М., 1951. — 416 с.: ил.
  16. Передерий Г.П. Методика преподавания курса "Мосты". — Новосибирск: Ин-т воен.- инженер, ж.-д. трансп., 1942. — 25 с.: фиг., табл.
  17. Протасов К.Г. К 100-летию со дня рождения академика Г.П. Передерия //Ж.-д. трансп. — 1971. — № 12. — С. 76 — 77.
  18. Стрелецкий Н.С. Новатор отечественного мостостроения — академик Г.П. Передерий: к 80-летию со дня рождения //Изв. Акад.наук СССР. — 1951. — № 12. — С. 1849 — 1853.
  19. Тетицкий А.В., Шипов А.Н. Академик Григорий Петрович Передерий. [1871 — 1953: учеб. пособие по теме "История развития науки мостостроения"]. — JL, 1959. – 22 с.: портр. Якобсон К.К. Выдающийся инженер-новатор, педагог и ученый-мостостроитель (к 100-летию со дня рождения) //Трансп. стр-во. — 1971. — № 10. — С. 58 — 59.

Подготовлено по:

Аверина, В.С. Г.П. Передерий – создатель новой научной школы в мостостроении // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: сб.ст. Вып.5. – М., 2007. – С.8 — 50. – Библиогр.: с.41−50.