Иван Прокофьев

Годы жизни

1877 — 1985

Род занятий

Строительная механика

Выдающийся изобретатель в области строительной механики

Биография

Предметы и документы

Библиография

IX в. — «золотой век» мирового инженерного искусства. Мы черпаем наше наследие из того, что зародилось в это время. К концу XIX столетия металлические конструкции мостов, башен, перекрытий стали символом наступающей эры — эры прогресса. Железные дороги, мосты, локомотивы вызывали в то время такое же удивление и восхищение, как позднее — космические корабли, межпланетные станции или ядерный синтез. С точки зрения истории цивилизации шаг от паровоза до космического корабля оказался крохотным по сравнению с путешествием от телеги до паровоза.

Железнодорожное строительство конца XIX — нач. XX в. до сих пор поражает воображение своими масштабами. Железные дороги буквально на глазах сокращали необъятные просторы Российской империи. Там, где раньше была нетронутая веками природа, за несколько лет менялось все — горы прорезали тоннели, берега бурных рек соединялись величественными мостами, на равнинах блестели серебряные нитки рельс, строились паровозные и вагонные депо, вокзалы, а следом — поселки и города.

Россия всегда была богата самобытными талантами: мастеровыми, самоучками-изобретателями, оригинальными инженерами. Один из них Иван Петрович Прокофьев — профессор строительной механики, генеральный директор пути и строительства, заслуженный деятель науки и техники. Он прожил долгую жизнь, трудясь на благо Отечества.

Вся жизнь И.П. Прокофьева связана с железной дорогой — его научная жизнь, военная и педагогическая служба. Даже родиться ему было суждено в доме при станции Рязань Рязанско-Козловской железной дороги — 7 января 1877 г. в семье путейского служащего. В 1888 г., когда отец Прокофьева умер, мать с четырьмя детьми переехала в Москву к родственникам. С этого момента жизнь И.П. Прокофьева неотделима от Москвы. После окончания в 1897 г. московской классической гимназии он поступил в недавно открытое императорское училище Министерства путей сообщения, впоследствии Московский институт путей сообщения им. императора Николая II (ныне Московский государственный университет путей сообщения). Так он реализовал свою мечту учиться «на инженера».

В то время в училище работали многие известные в стране ученые-профессора: Ф.Е. Максименко (первый директор училища), Н.Е. Жуковский, И.А. Каблуков, С.А. Чаплыгин, С.М. Соловьев, Н.П. Лебедев, Л.Д. Проскуряков и др. Именно Л.Д. Проскуряков — патриарх отечественной строительной механики — стал главным наставником и учителем Ивана Петровича. Прокофьев буквально «заболел» строительной механикой, именно она в дальнейшем стала основной темой его научной и преподавательской работы.

По окончании трехлетнего теоретического курса в 1900 г. Л.Д. Проскуряков рекомендовал его на строительство моста через Аму-Дарью на Закаспийской железной дороге в качестве техника-производителя работ на правом берегу реки. Это был уникальный мост через Аму-Дарью, возводимый по проекту Н.А. Белелюбского вместо временного, который за 13 лет эксплуатации паводком разрушался шесть раз. 27 мая 1901 г., через три года после начала строительства, состоялось официальное открытие движения поездов по новому 27-пролетному мосту (в то время это был самый длинный мост в стране). Газета «Туркестанские ведомости» от 3 июня 1901 г. сообщала: «Мост, который мы все открывали 27 мая — бесспорно чудо строительного искусства как по замыслу так и по исполнению». Прокофьев, принимавший непосредственное участие в монтаже пролетных строений и сооружении струенаправляющих дамб, получил высокую оценку своего труда от начальника работ.

Л.Д. Проскуряков по достоинству оценил талант Прокофьева, называл его своим учеником, постоянно опекал его и приглашал работать над большинством своих проектов. Самые значительные из них — арочные мосты через Днепр у Волчьего горла (так и не реализованный) и через Москву-реку на Московской окружной железной дороге.

После обязательной двухлетней практики на заводе и строительстве мостов, успешной защиты отчета о производственной практике Ивану Петровичу присваивается звание инженера-строителя. Начало самостоятельной инженерной деятельности Ивана Петровича связано с проектированием моста по поручению Московской окружной железной дороги в 1903 г. Проект моста пролетом в 12 саженей (25,7 м) получил заслуженное одобрение. Через некоторое время он был утвержден МПС как типовой для строительства на всех подходящих участках Московской окружной железной дороги. В том же, 1903 г., Прокофьев едет на строительство и сборку мостов через реки Вятку, Ветлугу, Нею на Вологдо-Вятской железной дороге, где зарекомендовал себя талантливым инженером-новатором. Впервые в практике отечественного мостостроения при сооружении самого сложного и большого моста через Вятку (5×128 м) он применил пригонку, рассверловку и клепку конструкций ферм на месте.

Инженерная деятельность Ивана Петровича в период с 1908 по 1916 г. отмечена оригинальными проектами металлических перекрытий железнодорожных мастерских в Перове (арочные перекрытия большого пролета), в Муроме (впервые в России — рамные трехпролетные металлические конструкции), перекрытия дебаркадера Казанского вокзала в Москве, разработка проекта железнодорожного моста через Казанку (Московско-Казанской ж/д), а также типовые проекты подпорных стен переменной высоты и других транспортных объектов.

Наиболее значительный с конструкторской и эстетических точек зрения — проект металлического покрытия над дебаркадером Казанского вокзала в Москве. Работа над проектом проходила в тесном сотрудничестве с известным архитектором А.В. Щусевым, который хотел в архитектуре Казанского вокзала выразить нечто неповторимое, интересное и необычное. Прокофьев предложил перекрыть средний дебаркадер тремя арочными фермами: две — пролетом 34 м и одна — 56 м. Но выполнению этой инженерной части помешала война 1914 г. Сам Прокофьев считал этот проект несовершенным, но он вошел в учебник профессора Н.С. Стрелецкого «Стальные конструкции» (1952 г.) как образец оригинального инженерного решения.

Война 1914 г. нарушила привычную, размеренную жизнь, за ней последовала революция, потом — гражданская война. Новые власти призвали старых «спецов» на службу новому государству. В 1918 г. Прокофьева вызвали в Наркомат путей сообщения, где он дал согласие работать в комиссии по восстановлению взорванных во время гражданской войны мостов. Выезжая на важнейшие направления железной дороги Воронеж-Ростов, Поворино-Царицын, Поворино-Валуйки-Елец и др., он консультирует работы по восстановлению жизненно важных внеклассных мостов через Волгу, Донец, Каму, Белую. С мандатом за подписью Ульянова-Ленина Прокофьев был прикомандирован к комиссару железных дорог Южного фронта М.К. Владимирову и сопровождал его по фронтовым железным дорогам, являясь главным военным экспертом по восстановлению ж/д фронта, оказывая необходимую техническую помощь.

В мандате было записано: «Предъявителю сего, профессору Ивану Петровичу Прокофьеву, руководящему работой по восстановлению мостов, предоставляются Советом рабоче-крестьянской обороны чрезвычайные полномочия как в отношении требований на рабочую силу, подводы, так и на экстренные перевозки по всем дорогам республики… Железным дорогам вменяется в обязанность срочное выполнение требований проф. Прокофьева на перевозки грузов и личного состава экстренными поездами, когда того потребует И.П. Прокофьев, с продвижением их с максимальной скоростью вне очереди. Исключительная серьезность момента в связи с проходом весенних вод требует неукоснительного выполнения властями всех ведомств, не исключая военного, всех законных требований И.П. Прокофьева».

Иван Петрович гордился возложенной на него обязанностью, заявляя, что «мандат за подписью Ленина составляет мою гордость, и я позволяю себе считать его оценкой моей работы при НКПС в 1918 — 1919 гг. »

Для оказания практической помощи в восстановлении железнодорожного транспорта в конце 1918 г. был образован научно-технический комитет (НТК), в который вошли крупные ученые и инженеры П.А. Велихов, Н.С. Завриев, С.А. Ильясевич, И.М. Рабинович, Н.С. Стрелецкий и другие. По возвращении в Москву Прокофьев работает в составе этого Комитета в мостовой комиссии и комиссии Главного комитета государственных сооружений.

Инженерная деятельность Ивана Петровича этого времени отмечена созданием ряда интересных проектов, отличавшихся новизной и экономичностью: типовые деревянные пролетные строения для восстановления мостов, перекрытия дизельного цеха Коломенского машиностроительного завода.

В 1925 г. Прокофьев разрабатывает проект металлического моста для двух железнодорожных путей через Северный Донец пролетом 108 м, в 1927 г. — типовое пролетное строение для мостов длиной 158 м. Это были последние авторские проекты Ивана Петровича Прокофьева, т.к. в 1930 г. было создано специальное Управление по проектированию при НКПС (Мостранспроект). Практика индивидуальных заказов специалистам на проектирование сооружений прекратилась.

В течение всей жизни Прокофьев был тесно связан с производством, как член научно-технического комитета НКПС и его мостовой комиссии. Он дает заключения по многим проектам новых мостов: имени Володарского в Ленинграде, через Северную Двину в Архангельске, через Дон у Ростова, через Оку в Горьком; выезжает на испытания моста имени Е.О. Патона через Днепр, на постройку железнодорожного моста через Волгу в Саратов.

Практическая инженерная деятельность Ивана Петровича Прокофьева неразрывно связана с его научными исследованиями. Еще в процессе строительства моста через Вятку Иван Петрович остро ощутил недостаток технической литературы по сборке и установке пролетных строений. Этот пробел был восполнен им в 1911 г., когда в свет вышел его первый капитальный труд «Железные мосты. Обработка, сборка и установка металлических мостов». В этом издании впервые в России были обстоятельно рассмотрены технологические процессы заводского изготовления и монтажа на строительной площадке мостовых металлических строений. Успеху этого издания способствовало также и то, что в нем был изложен и зарубежный опыт, с которым Прокофьев лично познакомился во время участия в Международном железнодорожном конгрессе в Берне в 1910 г. Тогда же время он смог ознакомиться с мостостроительной индустрией Англии, Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии.

В Брюсселе он знакомится с новинкой — металлическими конструкциями из легированной стали. Вернувшись на родину, Прокофьев в 1912 г. в докладе на объединенном заседании Политехнического общества и Общества по испытанию материалов выдвигает идею по их применению и в нашем мостостроении. Однако в то время эта идея не нашла поддержки со стороны специалистов. Но развитие и совершенствование отечественного мостостроения доказали позднее правильность этих предложений.

Широкую известность у нас в стране и за рубежом получили исследования Прокофьева в области сыпучих тел, опубликованные под названиями «Давление сыпучих тел и расчет подпорных стенок», «Теория сыпучих тел» и «Статика сыпучего тела». Все труды выдержали не одно издание. Работа над учебником по строительной механике началась еще до революции, к 1930 г. она была окончена. Учебник под названием «Теория сооружений» выдержал 4 издания, и на протяжении всей своей жизни Прокофьев редактировал и дорабатывал его, чтобы сделать более понятным для студентов. До сих пор этот учебник пользуется большой популярностью, оставаясь основным руководством по строительной механике для инженеров всех специальностей.

Заслуженную славу принесла Прокофьеву созданная им в Тимирязевской сельскохозяйственной академии лаборатория испытания материалов — первая в стране лаборатория, которая активно занималась испытаниями материалов для изготовления деталей сельскохозяйственных машин, автомобилей и тракторов. В короткие сроки вокруг Прокофьева сплотился коллектив высококвалифицированных специалистов — технологов, конструкторов, и начались исследования напряжений в деталях и агрегатах машин (рамах, колесах, пружинах). Полученные результаты широко использовались научно-исследовательскими и проектными институтами, промышленными предприятиями, заводами: Московским и Горьковским автозаводами, Сталинградским тракторным и др. Впоследствии на Московском и Горьковском автозаводах появились собственные испытательные лаборатории. Окончательно лаборатория сформировалась в 1926 г. Полученные в ней результаты впоследствии вошли во многие труды по металловедению, а часть — в отраслевой стандарт.

Лаборатория стала общепризнанным научным центром. Е.О. Патон в 1927 г. в своем письме пишет Прокофьеву: «То, что я увидел в лаборатории, намного превзошло мои ожидания. Характерной особенностью Вашей лаборатории, которая ставит ее на первое место среди остальных наших механических лабораторий, является то, что она не имеет устаревшего оборудования, в ней собраны лишь самые новые и наиболее совершенные машины и приборы».

Прокофьев занимается исследованиями устойчивости мостовых опор, которые впоследствии легли в основу технических норм проектирования глубоких опор мостов, изучением распространения деформаций.

В сентябре 1934 г. Ивану Петровичу за большие научные заслуги, создание научных трудов, первому в МИИТе была присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации.

В 1937 г. присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники.

Во время Великой отечественной войны профессор Прокофьев возглавил исследования и испытания сварки рельсов, что имело большое значение для восстановления разрушенных железных дорог. За эту работу в 1942 г. он был награжден орденом «Знак Почета».

Однако главной заслугой, содержанием жизни, творческим наследием Прокофьева является создание отечественной научной школы в области строительной механики — основы основ любой инженерной работы в области строительства.

А началась его педагогическая деятельность в 1906 г., когда он стал преподавать в Московском инженерном училище МПС и Императорском Московском техническом училище (впоследствии МВТУ). В сентябре 1913 г. его по конкурсу из шести кандидатов тайным голо­сованием избирают на должность адъюнкт-профессора кафедры строительной механики в Московском сельскохозяйственном институте, бывшей Петровской академии. Так он стал первым профессором из числа выпускников Московского училища.

В 1914 г. Прокофьев — заведующий кафедрой строительной механики инженерного отделения Московского сельскохозяйственного института, а в 1915 г. переизбирается на должность профессора на следующий срок. В это же время по просьбе Л.Д. Проскурякова он читает лекции в МИИТе. После разделения в 1930 г. сельскохозяйственной академии на три института Иван Петрович стал проректором выделенного Гидромелиоративного института, которому позднее было присвоено имя академика В.Р. Вильямса (ныне Московский государственный университет природообустройства).

И.П. Прокофьев постоянно совершенствовал методику преподавания строительной механики, занимался повышением квалификации преподавателей кафедры, проводил еженедельные методические совещания. Темы расчетно-графических и лабораторных работ его кафедры получили одобрение Комитета по высшей школе и были включены в программу курса для строительных специальностей.

За время своей многолетней профессорской деятельности И.П. Прокофьев воспитал тысячи инженеров для транспорта, строительства и тяжелой промышленности. Его ученики — академики А.Ф. Смирнов, А.А. Гвоздев, В.И. Руднев, И.М. Рабинович, доктора наук М.М. Филоненко-Бородич, Б.Н. Жемочкин, Н.К. Снитко, Н.П. Щапов, Я.А. Пратусевич, Н.А. Митропольский, В.А. Киселев, Н.И. Безухов, А.А. Попов. Он подготовил более 20 докторов наук. Практически вся российская строительная механика опирается на их работы.

В 1947 г. отмечалось 70-летие ученого. Приказом министра высшего образования СССР лаборатории строительной механики Московского гидромелиоративного института им. В.Р. Вильямса было присвоено имя профессора И.П. Прокофьева. Юбиляр получил много поздравлений. Свыше двадцати его учеников — доктора наук в своем коллективном приветствии отмечали: «Многогранна Ваша деятельность и славен пройденный Вами путь. Широко известны Ваши работы по теории стержневых систем и статике сыпучих тел. Ваши проекты мостов, перекрытий и других инженерных сооружений всегда выделялись новизной, смелостью и продуманностью… Ваш душевный облик, Ваша принципиальность, прямолинейность, энергия и трудоспособность всегда были для нас завидным, но недостижимым примером». Только в Москве в то время ученики Прокофьева возглавляли 16 кафедр в вузах.

Профессор П.Я. Каменцев, бывший сокурсник Прокофьева, на юбилее подчеркнул: «Я счастлив отметить, что из нашей стаи вышел достойный и блестящий заместитель незабвенного учителя Лавра Проскурякова».

Профессор Г.К. Евграфов в своем выступлении сказал: «Ваши многообразные исследования в области теории сооружений в большой мере облегчают нашу работу по совершенствованию мостовых конструкций».

Генерал П.А. Кабанов, Герой Социалистического Труда, начальник железнодорожных войск отметил: «Не одно поколение инженеров-мостовиков было воспитано Вами в духе строгой требовательности к себе и к своей работе… Мы, восстановители железных дорог и мостов, как и в дни боевой страды в Великую Отечественную войну, так и теперь при капитальном восстановлении мостов, находили и находим в ваших трудах ценные указания и помощь в разрешении сложных технических вопросов».

Выдающиеся заслуги И.П. Прокофьева отмечены высокими правительственными наградами — двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими.

Таков жизненный путь талантливого инженера, ученого и педагога — Ивана Петровича Прокофьева. Начатое им дело успешно продолжают его ученики, растет «школа Прокофьева».

Подготовлено по:

Аверина, В.С. Блестящий заместитель незабвенного учителя. Краткий обзор инженерного, научного и исследовательского наследия Прокофьева И.П. (1877−1958) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: сб. ст. – Вып.3. – М., 2002. – С. 80−89. – Библиогр.: с.89.