Онлайн-выставка. Обретение «Феномобиля»

Максим Карташев
498
0

Онлайн-выставка – уникальная возможность не выходя из дома посетить Политехнический музей и познакомиться с экспонатами из наших коллекций. Вы сможете узнать больше о заинтересовавших вас экспонатах на выставках Политехнического музея или в наших Открытых фондах.

Примерно 30 лет назад в СССР была выпущена серия нагрудных значков под тематическим названием «Из коллекции Политехнического музея. Автомобили». На них были изображены автомашины музейного собрания: и бывшие на тот момент в основной экспозиции, и хранившиеся в запасниках. Но если на значках все автомобили имели практически идеальный вид, в реальности многие были сильно разукомплектованы, а некоторые и вовсе находились в плачевном состоянии, фактически представляли собой остов.

Тем не менее серия из 33 значков давала представление фактически обо всей коллекции автомобилей Политехнического музея того времени. К сожалению, в 1990-е музейная автомобильная коллекция по различным причинам понесла частичные утраты. Большинство потерь произошли по понятным причинам, но некоторые могут показаться необъяснимыми. Наша история – именно о такой потере-находке.

Началась она с того, что на одном из значков, о которых мы говорили выше, сотрудники музея увидели изображение «Феномобиля» 1911 года выпуска. Однако все попытки обнаружить этот автомобиль хотя бы в картотеке музея оказались тщетными.

Лишь после долгих поисков в одном из хранилищ был обнаружен предмет, контуры которого походили на «Феномобиль». Поначалу плохое состояние машины оставляло повод для сомнений и осложняло окончательную идентификацию. Тем более что, судя по номеру на бирке, это была вполне обыкновенная прицепная коляска от спортивного мотоцикла.

Но по ряду характерных признаков удалось определить однозначно, что этот загадочный объект действительно есть не что иное, как утерянный в недрах хранилища «Феномобиль». И после оформления необходимых документов редкий экспонат наконец занял законное место в коллекции и в информационной базе музея.

Узнать «Феномобиль» было действительно непросто

История этой – сегодня практически забытой – автомобильной марки тоже интересна. В 1888 году предприниматель Густав Хиллер из города Циттау, что в Саксонии, основал компанию «Феномен» (Phänomen), которая производила машины для текстильного производства. Затем он решил расширить ассортимент продукции и, получив лицензию знаменитой британской фирмы Rover, наладил на предприятии выпуск мотоциклов под маркой «Феномен-Ровер» (Phänomen-Rover).

Уже из этого можно заметить, насколько гибко Хиллер подходил к организации бизнеса, и вряд кого-то удивит, что уже в 1905 году, уловив новое перспективное технологическое направление, предприниматель начал производство трехколесных автомобилей. Дешевые, доступные широкому кругу покупателей «Феномобили» (Phänomobil) приводились в движение двухцилиндровым V-образным двигателем мощностью 6 л. с., а затем – и более мощным 9-сильным, располавшимся прямо над единственным передним ведущим колесом.

«Феномобиль» первого типа: 6–9 лошадиных сил

Управлялись «Феномобили» без рулевого колеса, с помощью длинного Г-образного рычага, который в обиходе получил название «бычий хвост». Машины могли развить скорость 45 км/час и пользовались неплохим спросом.

Это объяснялось еще и тем, что фирма предлагала клиентам разные варианты кузова – как пассажирского типа, так и подходящих для перевозки грузов для нужд, как сказали бы сегодня, малого бизнеса. А в 1912 году появилась новая, более мощная версия «Феномобиля», оснащенная уже четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 12 л. с.

«Феномобиль» второго типа: 12 лошадиных сил

О популярности «Феномобилей» в начале ХХ века говорит и тот факт, что они активно экспортировались в разные страны, включая и царскую Россию. Генеральное представительство компании Хиллера находилось в Санкт-Петербурге, на площади Александринского театра.

Поставляемые в Россию «Феномобили» часто комплектовались шинами знаменитой отечественной компании «Проводник» и по требованию заказчика оснащались различными видами как пассажирских, так и грузовых кузовов. В каталоге фирмы за 1911 год потенциальным покупателям предлагается на выбор шесть основных моделей в длиннобазной или короткобазной версии, с различными вариантами кузовов одиннадцати типов.

Российская реклама «Феномобилей», 1914 г.

С 1910 г. фирма начала выпуск и четырехколесных автомобилей, которые вышли на рынок под маркой «Феномен». Эти машины были укомплектованы четырехцилиндровыми двигателями еще большей мощности (18 л.с.) и с более совершенным, водяным охлаждением. В дальнейшем компания довела мощность моторов своих машин до 50 л.с. (модель «Феномен» 12/50), а кузова для них стали производиться предприятием Августа Новака из города Баутцена.

Однако «Феномен» не выдержал конкуренции на сложном автомобильном рынке, и с 1927 года выпуск легковых машин был закрыт: компания решила сосредоточиться на производстве грузовиков. Это был верный ход, и он позволил фирме продержаться на плаву еще несколько десятилетий, сменив и владельцев, и название. В 1957-м, уже в ГДР, она превратилась в «Народное предприятие Робур» (VEB Robur-Werke), хотя и продолжала выпускать 2-тонные капотные грузовики, которые ранее приобрели популярность под маркой Phänomen Garant. Автомобиль имел довоенный 3-литровый бензиновый мотор, мощность которого увеличили с 55 до 60 л. с., однако отличался от прежнего поколения «феноменов» обновленным дизайном с овальными фарами, встроенными в переднюю облицовку.

Параллельно на предприятии начал выпускаться Robur Garant 32 с модернизированным в ГДР 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 52 л. с., способным разгонять автомобиль до 80 км/ч. Обе модели производились в течение четырех лет, в количестве 8−10 тысяч шасси в год.

Robur Garant 32, 1956 г.

В 1961 году на смену устаревшим автомобилям пришли 2,5-тонные грузовики полной массой 5,5–5,8 т, с кабиной, расположенной над двигателем, и колесной базой 3025 мм, уже полностью разработанные в ГДР. Базовые модели имели 4-цилиндровые 70-сильные бензиновые или дизельные двигатели и 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач. Они развивали скорость 85 км/ч, обладали высокой маневренностью, были достаточно удобны, экономичны и стали базой для создания разнообразных специальных машин и автобусов.

После нескольких модернизаций в 1973 году вышли серии LO/LD3000 и LO/LD2002A (4×4) грузоподъемностью 3,0 и 2,0 т, оснащенные двухконтурным гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и регулятором тормозного усилия в зависимости от нагрузки. Удлинилось шасси, мощность бензинового двигателя возросла до 75 л. с. В 1982-м на свет появились грузовики серий LO/LD3001 и LO/LD3002 с более экономичным и надежным дизельным двигателем мощностью 68 л. с.

К этому времени семейство Robur включало 11 базовых моделей в 30 исполнениях: бортовые грузовики, грузопассажирские, самосвалы, фургоны, санитарные и пожарные машины, автобусы. Ежегодно завод выпускал до 8 тысяч машин, из которых 75% поставлялось в социалистические страны.

Robur LD3004: последняя попытка автопредприятия из Циттау

С объединением двух германских государств и перестройкой экономики на заводе в Циттау предприняли последнюю попытку улучшить продукцию. В 1991-м на автомобилях LD3004 с новой облицовкой радиатора был установлен экономичный и малотоксичный 4-цилиндровый дизель Deutz мощностью 73 л. с. с прямым впрыском топлива, а также новые тормоза с безасбестовыми накладками, радиальные шины, более эффективный отопитель в кабине, сиденье водителя на пневматической подвеске и массивные бамперы со встроенными в них фарами. Но спасти завод не удалось, вскоре он отошел компании Mercedes-Benz и прекратил выпуск автомобилей.

Что касается классических ранних трехколесных «Феномобилей», то до наших дней дошло лишь небольшое количество этих машин обоих типов, с двухцилиндровым и четырехцилиндровым двигателями. Некоторые из них находятся в частных коллекциях, другие разбросаны по музеям мира.

4-цилиндровый 12-сильный двигатель «Феномобиля» из коллекции Политехнического музея

Трехколесный «Феномобиль» из нашей коллекции относится к ранней версии, оснащавшейся 6-сильным двигателем, однако в музее сохранился и 12-сильный двигатель от более поздней модификации. Шасси и двигатель поступили в музей в разное время и из совершенно не связанных друг с другом источников – но вместе они дают надежду на полное воссоздание этого редкого технического объекта.

Автор статьи выражает особую благодарность господину Ричарду Пескету из Великобритании за любезно предоставленные им материалы и фотографии из личного архива.