Взгляд художника на нашу планету

Фёдор Владимиров
138
0

Лаборатория – место, где происходит производство знаний о пока неизвестных явлениях мира, в котором мы живем. Обычно научные лаборатории открыты лишь для узкого круга экспертов и недоступны для обывателей. Иначе обстоит дело на выставке Лаборатория Земля, открытой с 21 июня по 25 сентября 2016 года в пространстве бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» в самом центре Москвы. Масштабы эксперимента грандиозны – его объектом выступает вся планета. Выставка организована совместными усилиями Политехнического музея и Ars Electronica Export при участии SILA SVETA, в центре внимания – социальные, экологические и экономические явления, которые сильнее всего влияют на будущее нашей голубой планеты. Художники из России и Европы представляют широкий диапазон взглядов на нашу глобальную среду обитания и подвергают ее пристальному изучению. Художественный подход к этим проблемам помогает нам переосмыслить будущее планеты. Мы встретились и поговорили о выставке с создателями Лаборатории Земля – Натальей Фукс, куратором Политехнического музея, и Мануэлой Нуво, куратором Ars Electronica.

– Планета Земля как пространство лаборатории – что заставило вас обратиться к этой теме, инициировать ее обсуждение в рамках выставки?

Мануэла Нуво: Все началось в 2015 году с выставки Ars Electronica в рамках LABoral в Хихоне. В Испании мы запустили несколько лабораторий, среди которых GeoLab, BioLab и PhilosophyLab, где мы отошли от традиционного формата презентации в сторону подхода, ориентированного на процесс, который мы применяем в ArsElectronica Center с 2009 года.

Следующим шагом стало логическое развитие идеи: попробовать абстрагироваться от проблем биологии и геологии, и представить всю планету как поле для экспериментов. Как мы, европейцы, видим Землю? Как видят ее в России? Что в реальности происходит на планете, которая служит домом всем нам? Насколько мы понимаем мир, в котором живем? Чьи интересы необходимо учитывать, чтобы разобраться в существующих «методах лабораторной работы»? Мне нравится определение: лаборатория – место, где производят знания. Это место для критического анализа различных интересов, стоящих за производством новых знаний. Кто и почему поддерживает те или иные эксперименты? Какие находки становятся достоянием общественности, а какие не предаются огласке? Мы добиваемся масштабных прорывов в изучении себя и окружающего мира – возможно, одновременно ввергая себя все глубже в бездну незнания. Когда я впервые поделилась своими размышлениями с Натальей Фукс, у меня возникло ощущение интеллектуального родства, сестринства. Наталья привнесла в проект идею «художник как катализатор», и мы выработали направление совместной работы без долгих предварительных переговоров.

Наталья Фукс: По-моему, это вполне естественный способ представления современных художественных практик. Художники, работающие с цифровыми технологиями и наукой, всегда начинают с исследования, с эксперимента в пространстве лаборатории, в лабораторной среде, в лабораторных условиях. Задачи выставки определила необходимость любыми возможными способами донести до общества, на какой обширной философской базе выстраиваются современные практики и инновации. Мы открыли Лабораторию Земля как пространство для творчества и размышлений, где профессионалы и обычные зрители могут обмениваться идеями и задавать вопросы.

– Выставка «Лаборатория Земля» проходит в подвальном помещении фабрики «Красный Октябрь». Расскажите немного об истории этого необыкновенного места.

Наталья Фукс: «Красный Октябрь» – одна из старейших фабрик Москвы. Она расположена в самом сердце города, на острове, недалеко от исторического здания Политехнического музея, закрытого на реконструкцию до 2017 года. Уже пять лет мы открываем наши выставочные проекты в необычных пространствах. Мы работали с множеством площадок, среди которых несколько павильонов ВДНХ, Мультимедиа Арт Музей, Институт Стрелка, Музей современного искусства Гараж и другие. С «Красным Октябрем» мы сотрудничаем впервые. Несколько лет назад это место превратилось в культурный кластер, место притяжения молодежи: здесь есть клубы и много хороших магазинов и кафе, так что это очень оживленная территория, на которой всегда что-то происходит. Лучшего пространства для Лаборатории Земля и не пожелаешь!

– Как выстроена экспозиция и что можно увидеть в Лаборатории Земля?

Мануэла Нуво: Мы попытались создать пространство, напоминающее подземную лабораторию, где проводятся секретные испытания и странные эксперименты, а живые организмы соседствуют с инертными материалами. На процессы здесь влияют невидимые параметры, а эффект слишком уж очевидных факторов оказывается спорным. Путь указывает госпожа Совпадение! Здесь есть скульптуры из вещественного материала и скульптуры из данных; здесь все служит идее представления Земли в качестве лаборатории: инсталляции, интерактивные установки, непрерывно протекающие процессы. Самое важное здесь – специально разработанная для выставки инфографика, связывающая различные работы в единый контекст. Возможности «Тенеграма», художественного продукта совместных усилий команды Ars Electronica, позволяют дополнять выставочную графику текстовыми облачками с мыслями и идеями посетителей, и это существенно расширяет пространство выставки. Лицо выставки не перестаёт меняться все три месяца её работы…

– Какие работы вам особенно полюбились?

Мануэла Нуво: На этот вопрос так сразу и не ответишь! Несколько работ российских художников были созданы специально для выставки, они очень впечатляют. Безусловно, все представленные работы привлекли наше внимание, иначе бы они не оказались здесь. Но должна сказать, что одна работа произвела на меня особое впечатление, которое лишь усиливалось со временем – и это уже после того, как мы ее утвердили. Соня Боймель работает с представлением о том, что наш организм лишь на 10% состоит из собственно человеческих клеток – весь остальной объем составляют бактерии и другие микроорганизмы. Соня задается вопросом, кто же на самом деле управляет человеческими особями – мы сами или микроорганизмы внутри нас? На протяжении работы выставки Соня создает, по сути, бактериальную бомбу – только специально обученным лаборантам разрешено открывать эту чашку Петри величиной с человеческий рост, в которой художница выращивает микробиологический отпечаток человеческого тела. Никто не знает, чем это всё закончится – ни художница, ни вовлеченные в проект исследователи не могут предсказать, что произойдёт в чашке Петри на нашей подземной выставке. И мне кажется, этот эксперимент производит впечатление не только своей визуальной составляющей.

Наталья Фукс: Я очень рада, что в выставке принимают участие российские художники – ::vtol::, Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин, Вадим Колосов, Юлия Глухова, STAIN. На нашей совместной выставке с Ars Electronica каждый из них впервые представил свою новую работу. Я трепетно отношусь к звуку, так что мне особенно полюбились проекты, работающие со звуковым восприятием. Мне очень нравится роботическая инсталляция Лео Пешты. Его «Измерительный прибор» – это просто фантастика, сегодня это мой самый любимый робот на всей планете.

«Миноискатель» Массуда Хассани многое говорит об исторической памяти. В прошлом году в ходе реконструкции исторического здания Политеха была найдена бомба времен Великой Отечественной войны. Ее нашли глубоко в основании здания – и все это в самом центре Москвы! Так что тема работы Массуда Хассани очень близка истории нашей страны и той роли, которую война сыграла в ней. Мне очень нравится, что в создании работы Сони Боймель «Расширения себя II» принимала участие лаборатория московского Научно-исследовательского института биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича – мы продолжим сотрудничать с ними и будем работать над новым проектом. И, конечно же, самая медитативная работа – «Земля» Финнбоги Петурссона. Не сомневаюсь, что за предстоящие три месяца работы выставки проведу немало времени, внимая пульсу нашей планеты.

С дополнительной информацией о выставке «Лаборатория Земля: Художник как катализатор» можно ознакомиться по ссылке. «Лаборатория Земля» открыта с 21 июня по 25 сентября 2016 года на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Выставка открыта для всех желающих.

Наталья Фукс – искусствовед и куратор, исследователь новых медиа и специалист по управлению в сфере культуры (MA Media Art Histories, Danube University, Austria / MA Cultural Management, University of Manchester, UK). Занималась развитием основного проекта «МедиаАртЛаб» Медиа Форума Московского международного кинофестиваля – о медиаискусстве и экспериментальном кино в 2009–2011 годах; международными коммуникациями фестиваля sound:frame, посвященного визуализации музыки, в Австрии; развитием ярмарки современного искусства VIENNAFAIR в 2011–2013годах. С 2014 г. – куратор Политехнического музея в Москве: помимо выставочных проектов, Наталья курирует программу «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» и пространство Электронной гостиной Политехнического музея.

Мануэла Нуво живет и работает в Линце, Австрия. После окончания Художественного университета Линца в 1997 году, Мануэла начала художественную и кураторскую практику в Австрии и за рубежом. В 2003 году Мануэла вернулась в Линц, чтобы стать куратором Ars Electronica и заняться менеджментом проектов в этой организации. Совместно с Герфридом Штокером, арт-директором Ars Electronica Linz GmbH, Мануэла создала подразделение Ars Electronica Export, которое и возглавила с момента его основания. Помимо ведения, создания и размещения выставок Ars Electronica в музеях и институциях по всему миру, Мануэла работает со всем многообразием проявлений современных художественных практик.