Механические куклы: слуги и компаньоны

1284
1

55 лет назад в продажу поступила первая кукла Барби. Сегодня именем Барби каких только кукол не называют, это давно не бренд, а определение стилистики. Разве что фарфоровые красавицы и резиновые пупсы надежно защищены от попадания в эту категорию. Барби (или ее безымянная сестра) есть, наверное, у каждой девочки – изготовление игрушек – давно индустрия.

Несколько сотен лет назад все было по-другому: кукол чаще всего делали вручную. Крестьяне изготавливали тряпичных кукол без лица: считалось, что «неодушевленную» фигурку (а значит, и ребенка) зло обойдет стороной. А вот среди знати, напротив, считалось хорошим тоном заказать у мастера такую куклу, чтобы гости ахнули: как живая! Со временем кукольники поняли: чтобы сделать «живую» фигурку, тонкой работы над чертами ее лица недостаточно. И тогда на помощь пришла механика.

История механических кукол-автоматонов началась в XVI веке, когда появились часы с пружинным приводом. Практически сразу им стали оснащать игрушки – и не только. Сохранилась легенда о «механическом слуге» Ивана Грозного. Один из купцов, прибывших в Москву издалека, писал: «Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор». Когда купец выразил сомнение в том, что «мужик» и впрямь механический, придворные мастеровые «открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад». Насчет двух-трех веков Иван Васильевич и в самом деле загнул, но начиная с XVI века автоматоны вошли в моду во многих странах.

«Механические официанты» были в ходу в Японии эпохи Эдо (1603–1868). В отличие от «железного мужика», японские деревянные «подавальщики» сохранились до наших дней. Технология называлась каракури-нингё – «механическое устройство, созданное, чтобы дразнить, обмануть или удивить человека», в ее основе лежал изобретенный в Китае часовой механизм. Особенной популярностью пользовались маленькие, «комнатные каракури». Среди них были куклы-акробаты, умеющие становиться на мостик и шагать по лестнице (внутри фигурки переливалась ртуть, изменяя центр тяжести); были лучники, пускающие стрелы в цель, – иногда попадая, иногда нет. Но больше всего состоятельные японцы любили тяхакоби-нингё – куколок, подающих чай. Фигурка подъезжала к гостю, держа поднос с чашечкой, и почтительно замирала, когда тот брал чашку в руки и делал глоток. Когда чашка возвращалась на место, каракури кланялась и отправлялась назад – и все это за счет системы деревянных шестеренок.

В Европе расцвет «живых кукол» пришелся на эпоху Просвещения, когда сошлись воедино мастерство скульпторов барокко и классицизма, необходимая технология (пружинный привод) и жажда научного знания. Первые автоматоны были сделаны не для развлечения – они служили анатомическими пособиями студентам-медикам, показывая, как работают органы человеческого тела. С таких фигур начинал самый известный мастер автоматонов XVIII столетия – Жак де Вокансон, создатель «Флейтиста», исполнявшего 12 разных мелодий. Тот имел огромный успех, и андроиды-музыканты стали самой модной игрушкой европейских аристократов. Постепенно, с появлением анатомических атласов, просветительская функция «живых кукол» ушла в прошлое, в конце века их чаще всего использовали часовщики – для рекламы своих услуг. Впрочем, публика по-прежнему любила механические диковинки. В одном из музеев Парижа хранится любимый автоматон Марии-Антуанетты, «Девушка, играющая на цимбалах» – он работает до сих пор и может исполнить восемь мелодий Кристофа Виллибальда Глюка.

Традиция изготовления механических кукол существует до сих пор. В Политехническом музее можно увидеть автоматон, созданный петербургским мастером Александром Гецой в стиле работ Вокансона – девочку-куклу Суок из «Трех толстяков». У нее, как и положено классической игрушке-автомату, изящное личико и плавные движения рук. Впрочем, в творчестве Александра «фарфоровая» Суок – скорее исключение, обычно мастер предпочитает технологичный стимпанк. Другие работы скульптора на geek picnic.