Сергей Павлович Королев

Годы жизни

1906 — 1966

Род занятий

конструирование ракетно-космических систем, пилотируемая космонавтика, ракетное вооружение, авиатехника

Биография

Место рождения: Житомир, Украина

Деятельность и интересы: конструирование ракетно-космических систем, пилотируемая космонавтика, ракетное вооружение, авиатехника

Биография
С.П. Королёв — конструктор ракетно-космических систем, и в истории освоения космического пространства с его именем связана эпоха первых замечательных достижений. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство.Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». В 1957 году Королёву была присуждена Ленинская премия, он дважды Герой Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.

Образование, степени и звания
1915, Киев, подготовительные классы гимназии
1917, Одесса, гимназия (впоследствии — единая трудовая школа и домашнее образование)
1926, Высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, Москва, Факультет: авиационное (вечернее) отделение: инженер-аэромеханик
1930, Московская школа летчиков: пилот
1958, Академия наук СССР: академик
1922−1924, Одесса, строительная профессиональная школа
1924−1926, Политехнический институт, Киев: переведен в МВТУ им. Н.Э. Баумана в связи с закрытием института
Работа
1930, Москва, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ): старший инженер
1933, Реактивный научно-исследовательский институт РНИИ, Москва: руководитель отдела ракетных летательных аппаратов, заместитель начальника
1931−1933, Группа изучения реактивного движения ГИРД, Москва: председатель технического совета (1932 — 1933)
1942−1946, ОКБ НКВД 16 при Казанском заводе: заместитель Главного конструктора двигателей
1956−1966, ОКБ-1, Московская обл., Королев: главный конструктор, директор
Дом
1906−1908, Украина, Житомир
1908−1914, Украина, Черниговская обл., Нежин
1946−1957, Московская обл., Королев
1959−1966, Москва

Факты из жизни
• Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло ему жизнь: на переходе из Магадана во Владивосток, пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
• В 1923 году Королёв вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота» (ОДВФ) и в 16 лет сконструировал свой первый безмоторный планер.
• Научным руководителем дипломного проекта Королёва по конструкции легкомоторного самолета СК-4 был А.Н. Туполев.
• Королёв с полным правом мог гордиться своими достижениями не только как конструктор, но и как планерист. Журнал «Авиация и химия» публикует такую запись из дневника соревнований: «15 октября 1929 г. наблюдалось сильное оживление среди рекордсменов. Продолжительность полетов была до 3 часов, а молодой паритель Королёв на “Коктебеле” парил 4 часа 19 минут».
• Был арестован 27 июня 1938 года, побывал во Внутренней тюрьме НКВД, Бутырках, затем на золотом прииске Мальдяк на Колыме и во Владлаге. По требованию Туполева был затем переведен в «Туполевскую шарагу». 27 июля 1944 года Королёва досрочно освободили постановлением Президиума Верховного Совета СССР.
• По воспоминаниям Л.Л. Кербера, Королёв был пессимист и скептик, и свои перспективы нередко описывал фразой: «Хлопнут без некролога».
• Перед отправкой в Германию изучать немецкую трофейную ракетную технику Королёву присвоили внеочередное звание подполковника (и вскоре он был повышен до полковника). Кадровые офицеры звали подобных носителей погон (призванных из запаса, в основном из научных сфер) довольно обидно — «профсоюзные офицеры». В армии США, впрочем, такие тоже были, с единственной разницей: при увольнении американского «профсоюзного» офицера с воинской службы он автоматически лишался своего звания, оставаясь в запасе или отставке, к примеру, лейтенантом, а не бригадным генералом.
• Королёв приходил в бешенство от запаха хозяйственного мыла — он напоминал конструктору о тюрьме.
• Вскоре после войны англичане под Гамбургом продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2». Члены советской военной делегации были в военной форме, а Королёва для маскировки приказали переодеть в форму артиллерийского капитана. Но отсутствие орденов и медалей на гимнастерке Королёва привлекло к нему внимание представителя английской разведки. Он так и спросил Королёва: «А вы чем занимаетесь?» Королёв, ни секунды не раздумывая, ответил: «Вы же видите, я капитан артиллерии». На что англичанин не преминул уколоть: «У вас слишком высокий лоб для капитана. И у вас нет ни одной награды, что говорит о том, что на фронте вы не были». Королёва подвела скромность — он не носил орден «Знак Почета» на гимнастерке во время пребывания в Германии, — но к тому же его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров.
• Урна с прахом С.П. Королёва установлена на Красной площади в Кремлевской стене. У космонавтов бытует легенда: после кремации тела Королёва Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну.
• Именем Королёва названы крупнейшее образование (талассоид) на обратной стороне Луны, астероид, высокогорный пик на Памире и перевал на Тянь-Шане.

Открытия
• 17 августа 1933 года был осуществлен первый удачный пуск ракеты ГИРД.
• В 1936 году Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную «217» с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную «212» с жидкостным ракетным двигателем.
• Разработал проект управляемой крылатой ракеты, успешно запущенной в 1939 году, и ракетоплана РП-318−1 с ракетным двигателем.
• В 1948 начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение.
• В 1953 году осуществил первый запуск Р-5, советской жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности (БРСД) наземного базирования.
• В 1956 году на вооружение принята ракета Р-5М, первая советская ракета с ядерным боевым зарядом, разработанная Королёвым.
• В 1957 году двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью полностью выполнила намеченный план полета.
• 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли.
• В 1959 году были созадны и запущены к Луне три автоматических космических аппарата: первый и второй — доставить на Луну вымпел Советского Союза, третий — сфотографировать обратную сторону Луны.
• 12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полет человека по околоземной орбите на корабле «Восток-1».
• 6 августа 1961 года на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки.
• 11−12 августа 1962 года состоялся совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4»; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.
• 14−16 июня 1963 года был осуществлен совместный полет кораблей «Восток-5» и «Восток-6». Попутно изучалась возможность полета в космос женщины.
• 12−13 октября 1964 года состоялся запуск более сложного космического корабля «Восход» с экипажем из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
• 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из 2 человек был совершен первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
• Королёв начал реализацию идей о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый и более совершенный космический корабль «Союз».