• Первопредок

    1
  • Те же и педали

    2
  • Переходное звено

    3
  • Спорт императоров

    4
  • Цепь и шины

    5
  • Вершина эволюции

    6

Онлайн-выставка. Изобретая велосипед

1. Первопредок

Прадедушкой всех современных велосипедов считается изобретение, которое в 1818 году запатентовал барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауерброн. Его деревянный двухколесный самокат еще не имел педалей, так что ездоку приходилось отталкиваться от земли ногами. Поэтому в Германии новый вид транспорта назвали «беговой машиной» (Laufmaschine), а в Великобритании, где его особенно полюбили «хипстеры» начала XIX века, – «лошадкой денди» (Dandy Horse). Впрочем, куда больше прижилось название, которое мы знаем сегодня, – дрезина.

2. Те же и педали

Дрезины мало-помалу совершенствовались, и около 50 лет спустя во Франции появился первый велосипед с седлом, металлической рамой и расположенными на переднем колесе педалями. С 1864 года началось их массовое производство. До внедрения упругих шин в 1898 году езда по неровным мостовым оставалась довольно суровым испытанием, из-за чего тяжелые французские велосипеды того времени чаще называли костотрясами. Костотряс, представленный на выставке Политеха, сохранился с тех времен – ему больше 130 лет.

Костотряс «Parisienne», 1869.

3. Переходное звено

Со временем переднее колесо велосипедов стало увеличиваться, с тем чтобы за один оборот педали преодолевалось большее расстояние. В 1870-х стала популярной схема «пенни-фартинг», напоминавшая о монетах разного размера. Рост колеса ограничивался только длиной ног ездока – чтобы он мог дотянуться до педалей, седло заметно сместилось вперед и вверх. Такие велосипеды были довольно опасными, зато на них уже использовались шарикоподшипники и тормоза, облегченные пустотелые рамы, обрезиненные шины и спицы. Видимо, из-за длинных спиц на переднем колесе их прозвали «пауками».

Велосипед «Паук», 1882 год, Великобритания.

4. Спорт императоров

На «пауках» проходили первые в истории велогонки – в 1882 году они были организованы и в Москве. В состязании участвовали всего шестеро гонщиков, зато поглазеть на них собралось больше 25 тысяч человек. Поклонником велоспорта был и последний российский император Николай II. Его страсть к велосипеду доставляла серьезнейшие проблемы охране, которой не всегда удавалось за ним поспевать.

5. Цепь и шины

Создателем первого велосипеда в его современном виде считается британский изобретатель Джон Старли, который в 1880-х добавил цепную передачу и перенес привод на заднее колесо. Езда стала намного быстрее, а сиденье удалось сместить назад и ниже, сделав велосипеды безопасными. Модель так и называлась Rover Safety. Параллельно этому Джон Данлоп ввел в использование пневматические шины, а в 1891 году Эдуард Мишлен нашел способ сделать их сменными. Велосипед был готов.

6. Вершина эволюции

После появления замкнутых рам и выносных кареток эволюция велосипеда замедлилась. На протяжении десятилетий – вплоть до 1940-х – серьезных изменений в их конструкции не появлялось. Заметным шагом вперед стала лишь появившаяся позднее складная конструкция рамы. Такие компактные велосипеды стали неотъемлемой частью жизни многих горожан, а еще позднее, с добавлением компактных и тихих электродвигателей, позволили передвигаться, тратя еще меньше усилий.

Сегодня велосипед стал самым энергоэффективным видом транспорта. В пересчете на килограмм веса и километр пройденного расстояния он обставит и автомобиль, и самолет, и старую добрую ходьбу.

Cкладной велосипед итальянской фирмы Di Blasi 1988 год.