Вадим Эпштейн – об эффекте 72 часов

448
0

Пинар Йолдаш представит в Москве свою выставку «Экосистема эксцессов» и проведет одноименную трехдневную мастерскую в рамках программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» с 14 по 16 октября. Участники мастерской займутся исследованием гипотетических форм жизни, которые могли бы возникнуть и развиваться в экосистеме, где господствует пластик. Если вы хотели бы оказаться в числе участников мастерской, подайте заявку до 7 октября.

Перейти к заказу билетов

Мастерские «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» – место встречи медиахудожников, кураторов, людей науки, программистов и всех, кому интересны междисциплинарные проекты.

Вадим Эпштейн, медиахудожник, теоретик и практик, ведущий российский VJ, делится впечатлениями от участия в мастерских прошлого и нынешнего сезона

Сама идея подобных мастерских мне так понравилась, что изначально думал посещать их все. Эта утопия, увы, испарилась на первом же «пробном» посещении (уже на второй день перевесили всякие срочные дела); выкроить 2–3 полных дня подряд реально только для действительно интересующих тебя вещей.

В прошлом сезоне таких тем было две – хактивизм Дани Васильева (памятный еще с девяностых) и нейроинтерфейсы Энцо Варриале. Опыты Энцо с нейроволнами заинтересовали меня уже года три назад, но тогда доехать до Рима не получилось, так что приезд Энцо в Москву очень порадовал. На семинар Дани, к сожалению, я не попал из-за работы, так что полностью прошел только мастерскую Энцо.

Понравилась общая подача и длительность – один день на теорию и освоение инструментария, еще два – на практику. Для удовлетворения любопытства и общего знакомства с методами и технологиями одного дня вполне достаточно; если же хочется включить все это в рабочий арсенал, то двух дополнительных дней как раз хватит для первой пробной работы. По идее, это хорошо известный эффект 72 часов – выполнение реальных практических шагов к цели в течение этого времени гарантирует, что процесс не будет сразу заброшен и через несколько дней забыт. Лучше, конечно, чтобы цель была уже с самого начала, а ведущий мастерской хорошо представлял изначально, с кем он реально будет работать.

Хорошо, когда на практических занятиях есть «прокачанные» ассистенты: объем вопросов, возникающих по ходу самостоятельной работы, временами довольно велик для одного человека – лучше его распределять.

В моем случае мастерская Энцо себя полностью оправдала – за два дня практики удалось нащупать интересный визуально-психоактивный эффект (управляемый бета/альфа-мост) и собрать прототип, его поддерживающий. Проект под названием «Крылатые качели» показался весьма интригующим и впоследствии был улучшен и доработан для итоговой выставки программы в «Гараже». Так что тематика нейроволн в моих интересах и планах обосновалась довольно уверенно, правда, нейросканер я себе пока не приобрел – то есть основные планы еще ждут своего часа.

Вторая мастерская, которую мне удалось вполне результативно посетить, «Синестетические машины», посвященная сплаву звука и визуального образа.

В том или ином смысле этим занимаются практически все художники, работающие с цифровыми технологиями; однако в данном случае была попытка докопаться до базовых основ этого взаимодействия, используя лишь простейшие приемы и устройства – лампочки, реле, генератор тонов и подобные.

Техническая часть мастерской была минимальной (основы работы с Arduino и Pure Data), однако благодаря живой подаче Дмитрия Морозова и крайне интересным экскурсам в историю она позволила быстро докопаться до нетривиальных идей.

Лично я сконцентрировался на принципиальных моментах работы с простыми сигналами и попробовал собрать самодостаточную устойчивую аудиовизуальную систему без входных данных в принципе, на основе светозвуковой петли с обратной связью.

Получилась довольно разнообразная и неоднозначная аудиовизуальная активность с эффектом «живого» поведения, строго синхронизированная между всеми элементами.

Приятным и неожиданным последствием участия в мастерской для меня было приглашение в Красноярск на фестиваль науки «Нулевое сентября» в Ньютон-парке. Само мероприятие по духу довольно близко к образовательным программам Политеха, а делиться подобными находками с живой публикой всегда полезно обеим сторонам.