Динамика, 2007−2008

Ребенок меняется, еще недавно он брал в школу динозавра, теперь — смартфон. Рассуждения становятся более «взрослыми»‎, он намного меньше ориентирован на собственный опыт и регулярно обращается к чужому — из бесед, кино и книг. В «Динамике»‎ не просто так появляется больше гуманитарных наук: философия, политология, социология. Это ответ на детский запрос: внимание ребёнка перемещается с наблюдения окружающего мира на поиск собственного места в нём.

Дети научились выстраивать на бытовом уровне логические цепочки из 5−7 элементов, значит, мы вместе с учёным можем помочь детям перенести это умение на научные процессы. В 11−12 лет уже можно обсудить, как связано питание морских обитателей и государственное регулирование деятельности промышленных предприятий. Эта новая суперспособность детей приводит к тому, что полученные на занятиях знания — только ступенька к новым вопросам, которые мы обсуждаем в конце занятий и на дискуссиях.

Занятия семестра раскрывают одну из двух глобальных тем — блоков и подобраны таким образом, чтобы у студентов была возможность использовать исследовательские подходы разных наук. Так студенты понимают, что, используя фокус одной науки, мы решим только часть вопроса.

В каждом семестре студенты посещают 10 занятий: 2 лекции и 2 воркшопа в каждом тематическом блоке, 2 развивающих занятия и выставку проектов.

Весенний семестр 2020: 26 января – 26 апреля

Блок 1. Вселенная бесконечна, но это не точно!

Земля плоская, держится на трёх слонах в центре вселенной? А может на трёх черепахах? Люди произошли от обезьяны или созданы по подобию Бога? Люди могли бы летать как птицы, если бы у них были крылья? Живые организмы самозарождаются, а мозг работает всего на 10 процентов? Если бы человек не сомневался, мы бы, вероятно, продолжали жить на плоской Земле и сегодня.

Сомнение — главный двигатель науки. Наши привычки и наша рутина могут обманывать наши же глаза и уши: «Но мои глаза говорят мне, что, скорее, Солнце вращается вокруг Земли», — говорил Шерлок Холмс.

Научный скептицизм — важный инструмент ученого, который позволяет смотреть на мир, как на сложный и красивый, но далеко не изученный и не доказанный объект, требующий вопросов и экспериментов.

Мы разберемся, есть ли теория объясняющая все, и зачем она нужна? Поговорим о цивилизованности, алхимии и первичном бульоне. Попробуем согнуть ложку при помощи силы мысли и спроектировать собственный летательный аппарат. С нами будут ведущие ученые из самых разных областей науки: физики, химики, философы, антропологи, биологи и многие другие.

P.S. Кто сказал, что музыку можно играть только на музыкальных инструментах? Мы создадим музыкальную композицию в условиях лаборатории, используя звуки, извлекаемые из всего подряд.

Блок 2. Можно ли подготовиться к Армагеддону?

Каждое утро мы просыпаемся в мире, в котором за ночь уже успело что-то измениться. Этот мир полон сложных процессов: экономические системы, производство энергии в мировых масштабах, борьба с эпидемиями и поиск лекарств от неизлечимых болезней, конфликты между государствами, нациями, культурами.

Время ускоряется, и мы оказываемся на окраине глобальных процессов: что происходит за границами наших уютных мирков? Эти большие события имеют к нам отношение? Конечно имеют, нам очень важно понимать, как устроен этот огромный мир и разные его составляющие, чтобы не бояться и помогать людям вокруг нас.

Современные технологии делают сложные вещи простыми: мы пользуемся мобильными телефонами, и мы очень зависимы от них: отправить геолокацию с текстом: «я тебя жду» — очень просто, а что делать, если подобный вид связи исчезнет?

Мы будем разбираться в том, чем занимается ядерная энергетика и что находится внутри реактора. Поговорим о том, кто и зачем постоянно предсказывает конец света. Попробуем выяснить, почему конфликт — важнейшая часть коммуникации, и что может быть в этом продуктивного.
Попробуем подготовиться к экологической катастрофе, или хотя бы к глобальному отключению электричества.

Программа занятий

Лекция, 50 минут

Лекции «Динамики»‎ становятся теоретической основой для будущих воркшопов. Как всегда, перед нами задача удивлять и стимулировать любопытство, но в этом возрасте демонстрация уходит на второй план. Мы делаем ставку на рефлексию, развивающуюся у ребенка в 11−12 лет. И достигаем вау-эффекта, сообщая студентам факты, которые могут перевернуть их представление о мире, науке или самих себе. Студенты уже готовы сопоставлять и анализировать, что очень важно для развития критического мышления. Задача направления — подготовить их к полноценным лекциям-дискуссиям в «Векторах»‎, поэтому в выдвижении гипотез лектор принимает участие только как модератор: направляет ход мысли, задаёт много вопросов, провоцируя студентов самостоятельно формулировать гипотезы и предлагать варианты их проверки.

Блок «Вселенная бесконечна, но это не точно»

1. Теория струн верна? / теоретическая физика
Как можно объяснить весь мир? Какие струны натянуты во вселенной и можно ли на них играть? Как жить в четырех измерениях?

2. Могут ли люди быть не цивилизованными? / антропология
У каких людей интеллект выше? И какой он бывает?
Что не так с тестом iq? Кто придумал цивилизованность, и нужно ли нам помогать племенам «развиваться»?

Блок «Можно ли подготовиться к Армагеддону?»

1. Как сделать реактор? / ядерная физика
Почему атом называют мирным? Что внутри у ядерного реактора?
Насколько мы управляем процессом радиоактивного распада?

2. Что такое катастрофа? / философия
Почему люди все время ждут конец света, и кому он нужен? Что считать катастрофой, и как это связано с историей?

Дискуссионный клуб, 30 минут

После каждой лекции мы приглашаем студентов на дискуссионный клуб. Дискуссия помогает студентам задуматься о собственной позиции по теме лекции. Посещать дискуссионный клуб не обязательно, но для «Динамики» дискуссия особенно важна, потому что разбор тем становится сложнее и глубже, и многие тезисы и реплики ведущего ребёнок может не успеть отрефлексировать в течение занятия. На дискуссии студенты делятся своими мыслями и идеями, поднимая на поверхность вопросы, важные именно для них. На дискуссиях мы привлекаем всех не только участвовать в формате устного диалога, но и выражать мнение, занимая определённое место в аудитории. Необходимость принимать решения стимулирует студентов глубже погружаться в вопрос и аргументировать своё мнение.

Воркшоп, 60 минут

Для воркшопов мы выбираем более узкий фокус, и студенты могут глубже погрузиться в тему занятия. На каждом занятии студенты сразу используют полученные только что знания. Форматы практики всегда разные: может быть сбор модели, брейншторм с последующим обсуждением или игровое моделирование социальной активности.

В отличие от младших направлений, студенты “Динамики” полноценно проходят все этапы поиска ответа на вопрос с помощью научного метода: формулируют вместе с ведущим исследовательский вопрос, выдвигают гипотезы, проводят исследование и делают выводы. Ведущий как модератор развивает их идеи или помогает придерживаться нужной траектории.

У студентов «Динамики» ещё больше ответственности за свою учебную траекторию: в каждом блоке нужно выбрать два воркшопа из четырех. 11−12 лет — прекрасное время, чтобы тренироваться в выборе, сравнивать свои ожидания от разных занятий и размышлять, какая проблематика ближе.

Блок «Вселенная бесконечна, но это не точно»

1. Возможно ли, чтобы человек при помощи ума деформировал любой предмет? / философия
Почему «вещь в себе» не интересуется нашим мнением о ней? Существует ли «реальный» мир? Что нужно сделать, чтобы согнуть ложку?

2. Как создать новое химическое вещество? / химия
Нашли ли алхимики рецепт философского камня? Что проще: открыть новое химическое соединение или создать его? Можно ли изготовить вещество с нужными свойствами на заказ?

3. Почему самолет не падает? / аэродинамика
Можно ли летать при помощи больших искусственных крыльев, которые спроектировал Леонардо да Винчи? А почему самолеты не машут крыльями? У кого инженеры «подсматривали» конструкции летательных аппаратов?

4. Как сварить первичный бульон? / эволюционная биология
Может ли зародиться живое из неживого? Что не так в рецепте первичного бульона? Почему ученые теперь предпочитают готовить вместо бульона пиццу или майонез? Если мы найдем и повторим этот «рецепт», получится создать живое?

Блок «Можно ли подготовиться к Армагеддону?»

1. Каковы последствия ядерной войны? / радиационная экология
Опасно ли гулять рядом с ядерной электростанцией? Почему важно знать периоды полураспада элементов? Зачем нужен йод в таблетках? Что такое радиоактивная пыль, и почему ее не стоит вытирать?

2. Почему люди не могут жить без войн и распрей? / популяционная генетика и этология
Что значит «дружить против кого-то», и зачем это некоторым животным?
Где заканчиваются «свои» и начинаются «чужие»? Когда мы воспринимаем других людей как угрозу?

3. Как отключить все электричество? геофизика
Как развитие технологий может сделать нас более уязвимыми? Почему нам стоит следить за солнечной активностью?

4. Почему москвичи такие больные? медицина
Какими болезнями болеют жители больших городов? Почему мы страдаем от бессонницы и депрессий? Что провоцирует хронические заболевания дыхательной системы?

Развивающее занятие, 60 минут

В «Динамике» мы помогаем студентам развивать навыки коммуникации и самопрезентации. Это важно, потому что в средней и старшей школе у детей и подростков более сложные проекты, а рассказывать о них нужно не только близкому кругу друзей и родителей. Какой формат выбрать? Как подготовиться? Можно ли шутить и вообще в чём ценность презентации результатов своей работы? Но формат, как всегда, только повод для разговора. В любом формате мы идём от анализа главных и второстепенных вопросов к поиску ценности полученного результата.

1. Зачем играть на кастрюлях, и как звучит опера, сыгранная на предметах мебели?
Кто сказал, что музыка начинается с музыкального инструмента? Как извлекать звуки из всего подряд и создавать космические мелодии?

2. Как разжечь костер 10-ю разными способами?
Что делать, если электричество отключится везде и сразу? Почему есть смысл запастись картошкой? Что положить в рюкзак, готовясь к всемирному потопу?

Выставка проектов

После каждого занятия мы даём ребёнку лист с идеями, который поможет дома развить тему и сделать небольшой проект самостоятельно или вместе с родителями. Потом студент может презентовать его на выставке проектов, которая проходит в конце семестра.

Как ни парадоксально, в 11−12 лет самостоятельный проект — возможность не только углубиться в тему, но и не делать ничего, если не хочется. В этом возрасте повышается нагрузка в школе, появляются репетиторы и дополнительные занятия. Важно иметь место, где ты никем не должен быть и любопытствуешь только по своему собственному желанию, а не потому что так нужно. У нас всегда вакантна роль эксперта-наблюдателя, которая для каждого своя.

Ждём вас в Университете детей!
Стоимость абонемента:

  • весенний семестр — 9 500 рублей

Новости Университета Детей