Динамика, 2007−2008

Ребенок меняется, еще недавно он брал в школу динозавра, теперь — смартфон. Рассуждения становятся более «взрослыми»‎, он намного меньше ориентирован на собственный опыт и регулярно обращается к чужому — из бесед, кино и книг. В «Динамике»‎ не просто так появляется больше гуманитарных наук: философия, политология, социология. Это ответ на детский запрос: внимание ребёнка перемещается с наблюдения окружающего мира на поиск собственного места в нём.

Дети научились выстраивать на бытовом уровне логические цепочки из 5−7 элементов, значит, мы вместе с учёным можем помочь детям перенести это умение на научные процессы. В 11−12 лет уже можно обсудить, как связано питание морских обитателей и государственное регулирование деятельности промышленных предприятий. Эта новая суперспособность детей приводит к тому, что полученные на занятиях знания — только ступенька к новым вопросам, которые мы обсуждаем в конце занятий и на дискуссиях.

Занятия семестра раскрывают одну из двух глобальных тем — блоков и подобраны таким образом, чтобы у студентов была возможность использовать исследовательские подходы разных наук. Так студенты понимают, что, используя фокус одной науки, мы решим только часть вопроса.

В каждом семестре студенты посещают 10 занятий: 2 лекции и 2 воркшопа в каждом тематическом блоке, 2 развивающих занятия и выставку проектов.

Осенний семестр 2019: 22 сентября – 22 декабря

Блок 1. «Кто сказал, что это нормально?»‎

Мы часто слышим: «Нормальные люди так не поступают/ не говорят/ не выглядят». Но ведь отклонение от стандартного поведения двигает прогресс, любое привычное нам действие кто-то когда-то совершил впервые, например, использовал огонь или создал лекарство!

А может ли сумасшествие быть нормой? В средние века человека с психическими расстройствами могли сжечь на костре, изгоняя нечистую силу. Сейчас нормально, что многие расстройства не мешают людям учиться в обычных школах и занимать высокие должности. При этом во многих странах люди, которые думают и действуют по-другому, остаются вне системы. Бездомные, люди с инвалидностью, мигранты, люди с особенностями развития — другие, непонятные. Осуждение и страх непонятного — это культурная особенность человека или заложено биологически?

А что со сферами, которые уже прошли путь нормализации? Для нас классы, оценки, уроки, каникулы, домашка — комплект нормального ученика. Но в норвежских школах до восьмого класса нет оценок. А в финских — в одном классе могут учиться дети от 7 до 16 лет. И в этот же момент в Пакистане 12-летняя девочка борется за право получать образование. Почему в некоторых странах что-то незаконно, а в других то же самое — нормально? На занятиях мы обсудим, как формируется норма, и почему принять новый закон — не значит нормализовать что-то.

В 11−12 лет у детей появляются новые вопросы. Почему мы не такие как наши родители? Нормально ли, не любить то, что все любят? Нормально ли грустить, когда другие веселятся? Умение рефлексировать и рассуждать на эти темы важно. А знания процессов нормализации помогут освободиться от слепого следования или сопротивления норме.

Блок 2. «Бессмертие человека»‎

В контексте продления жизни человека неизбежно появляется вопрос ресурсов: где все будут жить, что есть, пить. Эти вопросы сейчас настолько важны, что вышли за рамки дебатов взрослых политиков: на весь мир больше двух лет гремят экологические протесты 16-летней датчанки.

Еще один барьер на пути к «бессмертию» — неизлечимые заболевания и старение тела, и человечество активно ищет решение этих проблем. Последнюю Нобелевскую премию по медицине получили ученые из США и Японии именно за открытие в области борьбы с онкологией, а самый простой биопринтер можно купить всего за 70 долларов. Уже известна успешная печать и пересадка кожи и роговицы глаза, а в будущем, возможно, и внутренних органов.

Но представим, что люди решили внешние проблемы и увеличат хотя бы вдвое жизнь каждого на планете. Какие культурные изменения это повлечет за собой? Меняет ли напечатанное на принтере сердце наше отношение к человечности его хозяина? Останется ли человек человеком без страха смерти? Какое место в нашей бесконечной жизни займет интернет и виртуальная реальность?

Зачем об этом думать в 11−12 лет? Как только человек начинает ощущать себя частью мира, а не только наблюдателем, он начинает переживать за его устойчивость и бесконечность. Неожиданно «Почему динозавры вымерли?» развивается в «Могу ли я не умирать?» и «Что такое смерть?» — на эти детские вопросы нужно отвечать, потому что здоровье и длительность жизни — удобные темы для псевдонаучных манипуляций и импульсивных решений. Здесь особенно важно критическое мышление и умение смотреть на вопросы с разных сторон.

Программа занятий

Лекция, 50 минут

Лекции «Динамики»‎ становятся теоретической основой для будущих воркшопов. Как всегда, перед нами задача удивлять и стимулировать любопытство, но в этом возрасте демонстрация уходит на второй план. Мы делаем ставку на рефлексию, развивающуюся у ребенка в 11−12 лет. И достигаем вау-эффекта, сообщая студентам факты, которые могут перевернуть их представление о мире, науке или самих себе. Студенты уже готовы сопоставлять и анализировать, что очень важно для развития критического мышления. Задача направления — подготовить их к полноценным лекциям-дискуссиям в «Векторах»‎, поэтому в выдвижении гипотез лектор принимает участие только как модератор: направляет ход мысли, задаёт много вопросов, провоцируя студентов самостоятельно формулировать гипотезы и предлагать варианты их проверки.

Блок «Кто сказал, что это нормально?»‎

1. «Кто решил, что это нормально?» / Арсений Куманьков
философия и история философии
Кто решает, что хорошо, а что — плохо, что правильно, а что — нет? Что общего у школы и тюрьмы?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

2. «Почему в мире много ненормальных людей?» / клиническая психология
«Почему люди странные?» Что значит, быть не таким, как все? В какой момент мы решаем, что человека нужно лечить или изолировать?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

Блок «Бессмертие человека»

1. «Может ли человек жить вечно или хотя бы неопределенно долго?» / генная инженерия
Можно ли увеличить среднюю продолжительность жизни человека? Что значит «вечно»? А жить вечно — опасно?
Площадка: уточняется

2. «Появится ли лекарство от рака?» / медицина
Почему люди могут изобрести айфон, но не могут изобрести лекарство от рака? Рак — это заразная болезнь? А может быть эпидемия рака? Если победим рак, мы станем бессмертными?
Площадка: уточняется

Дискуссионный клуб, 30 минут

После каждой лекции мы приглашаем студентов на дискуссионный клуб. Дискуссия помогает студентам задуматься о собственной позиции по теме лекции. Посещать дискуссионный клуб не обязательно, но для «Динамики» дискуссия особенно важна, потому что разбор тем становится сложнее и глубже, и многие тезисы и реплики ведущего ребёнок может не успеть отрефлексировать в течение занятия. На дискуссии студенты делятся своими мыслями и идеями, поднимая на поверхность вопросы, важные именно для них. На дискуссиях мы привлекаем всех не только участвовать в формате устного диалога, но и выражать мнение, занимая определённое место в аудитории. Необходимость принимать решения стимулирует студентов глубже погружаться в вопрос и аргументировать своё мнение.

Воркшоп, 60 минут

Для воркшопов мы выбираем более узкий фокус, и студенты могут глубже погрузиться в тему занятия. На каждом занятии студенты сразу используют полученные только что знания. Форматы практики всегда разные: может быть сбор модели, брейншторм с последующим обсуждением или игровое моделирование социальной активности.

В отличие от младших направлений, студенты “Динамики” полноценно проходят все этапы поиска ответа на вопрос с помощью научного метода: формулируют вместе с ведущим исследовательский вопрос, выдвигают гипотезы, проводят исследование и делают выводы. Ведущий как модератор развивает их идеи или помогает придерживаться нужной траектории.

У студентов «Динамики» ещё больше ответственности за свою учебную траекторию: в каждом блоке нужно выбрать два воркшопа из четырех. 11−12 лет — прекрасное время, чтобы тренироваться в выборе, сравнивать свои ожидания от разных занятий и размышлять, какая проблематика ближе.

Блок «Кто сказал, что это нормально?»

1. «Можно ли все разделить на белое и черное?» / Земфира Саламова
культурология и социология
Оказывается, что богатство мы можем воспринимать как богатство, только если знаем, что есть бедность. Почему так? Зачем мы делим людей на своих и чужих? Кто решил, что жить лучше в центре, чем на окраине?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

2. «Как устроена наша свобода?» / Алексей Титков
политология
Что значит быть «нормальным» гражданином? «Почему фашисты такие гадкие?» Что такое «политическая система» и какой она бывает? Что такое власть большинства? Откуда берутся тираны?
Площадка: Международный Мемориал

3. «Норм» или «нормуль»: что такое языковая норма?» / Борис Иомдин
филология
Какие слова, которые ещё не существовали 5 лет назад, мы используем сегодня? Кофе — это он или оно? Почему шапку надевают, а детей одевают?
Площадка: уточняется

4. «Как и зачем происходят мутации?» / Вера Мухина
биология
Головастики с жабрами и легкими икают, чтобы закрыть лёгкие от воды, а мы зачем? Что общего у робота-пылесоса и ската на морском дне?
Площадка: уточняется

Блок «Бессмертие человека»

1. «Как напечатать сердце на биопринтере?» / микробиология
Что делать, если какой-то орган в теле требует замены? Где брать картриджи, чтобы напечатать печень на 3D принтере?
Площадка: уточняется

2. «Как очистить соленую воду и начать ее пить?» / технологическая химия и география
Зачем опреснять воду в домашних условиях? Какой путь проходит вода, которая ль’тся сегодня дома из-под крана, и какой путь она будет проходить через 100 лет? Какими будут фонтаны, когда пресная вода кончится?
Площадка: уточняется

3. «Могут ли люди стать бессмертными?» / культурология и социология
Если выкладывать фотографии в Instagram, это может продлить жизнь? Что сейчас значит удалить все аккаунты в социальных сетях? Что такое виртуальная реальность и как в ней устроена жизнь? Что интернет реально знает о каждом человеке и где искать следы?
Площадка: уточняется

4. «Что в меню у человека будущего?» / биохимия
Можно ли заменить пиццу на таблетку или инъекцию? А вкус сохранится? Чем так хороши «органические» продукты?
Площадка: уточняется

Развивающее занятие, 60 минут

В «Динамике» мы помогаем студентам развивать навыки коммуникации и самопрезентации. Это важно, потому что в средней и старшей школе у детей и подростков более сложные проекты, а рассказывать о них нужно не только близкому кругу друзей и родителей. Какой формат выбрать? Как подготовиться? Можно ли шутить и вообще в чём ценность презентации результатов своей работы? Но формат, как всегда, только повод для разговора. В любом формате мы идём от анализа главных и второстепенных вопросов к поиску ценности полученного результата.

1. «Из чего сделано кино?» / Саша Салман
Умение презентовать свой доклад, стоя за кафедрой и листая слайды презентации, — важный навык. Но иногда хочется сделать что-то оригинальное и творческое, например, снять фильм. Стоит ли браться за такой формат и как не провалиться на премьере?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

2. «Зачем нужны конференции?»
Почему доклад — это не скачанная по первой ссылке информация из интернета? Почему некоторые выступления такие скучные? Вопросы на конференциях задают глупые люди? О чём не стоит шутить во время доклада?
Площадка: уточняется

Выставка проектов

После каждого занятия мы даём ребёнку лист с идеями, который поможет дома развить тему и сделать небольшой проект самостоятельно или вместе с родителями. Потом студент может презентовать его на выставке проектов, которая проходит в конце семестра.

Как ни парадоксально, в 11−12 лет самостоятельный проект — возможность не только углубиться в тему, но и не делать ничего, если не хочется. В этом возрасте повышается нагрузка в школе, появляются репетиторы и дополнительные занятия. Важно иметь место, где ты никем не должен быть и любопытствуешь только по своему собственному желанию, а не потому что так нужно. У нас всегда вакантна роль эксперта-наблюдателя, которая для каждого своя.

Получить полное расписание

Ждём вас в Университете детей!
Стоимость абонемента:

  • осенний семестр — 9 200 рублей
  • учебный год — 18 400 рублей 16 800 рублей.

КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ

Новости Университета Детей