Импульс (2009−2010 г.р.)

За первые годы в школе у детей появляется бэкграунд из знаний, и они начинают выделять для себя «скучные» и «классные» моменты в обучении. Чтобы ребёнок продолжал исследование своих интересов, важно уже в этом возрасте предоставить ему самостоятельный выбор. В «Импульсе» студенты трижды выбирают один из двух предложенных воркшопов.

Ещё одна задача направления — систематизация наук. Мы группируем темы занятий по четырём междисциплинарным блокам, объединённым по объекту исследования:
науки о природе, науки о человеке и обществе, науки о технике и технологиях и науки о мышлении.

Делая выбор в каждом блоке, ребёнок постепенно понимает, что его интересует в разных областях знания, сопоставляет свои ожидания с реальностью исследования и складывает для себя картину научного мира.
В каждом семестре студенты посещают 9 занятий: 4 лекции, 3 воркшопа и 2 развивающих занятия.

Программа осеннего семестра 2019: 15 сентября – 22 декабря

Лекция
45 минут

Лекция «Импульса» должна удивлять и поражать не меньше научного шоу младшего направления — «Энергии». Поэтому мы оставляем игровые элементы и яркие демонстрации. Но теперь учёный не только делит сложный вопрос на более маленькие и проговаривает ход эксперимента, но и активно привлекает к исследованию студентов, стимулируя их выдвигать собственные гипотезы и делать выводы из наблюдений. Сам контент занятия тоже становится сложнее: встречается больше научных понятий.

«Как плесень и тихоходки выжили в космосе?» / биология / науки о природе
Известно, что некоторые живые существа смогли выжить там. Как это вышло? Почему простые организмы выживают в трудных условиях лучше, чем сложные?

«Почему люди верят в магию?» / антропология / науки о человеке и обществе
Почему магическое объяснение явлений возникает раньше научного? Что общего у древних магических практик и некоторых лженаучных теорий? Как появились представления о магии и как они существуют в современном городе?

«Как придумать незаменимую вещь?» / теория дизайна / науки о технике и технологиях
Как бы мы жили без шариковых ручек или застежек-липучек, стикеров? Откуда взялись необходимые вещи и почему они есть почти у каждого? Как их создают?

«Почему иногда нам грустно, когда грустит кто-то другой?» / психология / науки о мышлении
Почему нам неприятно смотреть, как человек порезался или упал? Бывает ли смех заразен? Что такое эмпатия? Как она работает и где заканчивается?

Дискуссионный клуб
35 минут

В 9−10 лет на занятиях дискуссионного клуба рефлексия превращается в аргументированный спор. Дети выбирают позицию, обсуждают аргументы в группе, презентуют решение и тренируются в возражении. Они уже готовы слушать своих оппонентов, а не просто перекрикивать друг друга.
Чтобы магия дискуссионного клуба произошла, спорный вопрос часто закладывается в саму лекцию. Иногда студентов могут заинтересовать неочевидные вопросы, которые напрямую не поднимались в занятии. Эти вопросы обсуждаем в начале, но потом обязательно возвращаемся к заготовленному. Так спор можно будет строить с опорой не только на личный опыт, но и на информацию, полученную на лекции.

Дискуссионные клубы проходят после каждой лекции, и их посещение не обязательно.

Воркшоп
60 минут

На воркшопах «Импульса» учёный не только демонстрирует научный метод, но и передаёт часть исследовательских задач студентам. А на себя берёт роль организатора: определяет правила, задаёт наводящие вопросы, собирает результаты эксперимента в цельную картину. Студенты сами выдвигают гипотезы и в небольших группах под руководством учёного проводят эксперимент. Иногда получается доверить детям выбор какого-то аспекта исследования или средства достижения результатов, например: считать, сколько секторов лабиринта прошла крыса, или наблюдать, как часто она делает стойку на задних лапах. В конце занятия каждая группа представляет полученные результаты, которые учёный собирает в виде графика или схемы, а потом все вместе анализируют их.

Каждый студент самостоятельно делает выбор одного из двух воркшопов в каждом блоке.

  1. Блок «Науки о природе»
    «Почему санки с горы катятся, а внизу останавливаются?» / физика
    Почему можно застрять посреди спуска? Как внешне неустойчивая конструкция остается в равновесии? Что такое баланс и как его найти?
    или
    «Как работают таблетки?» / химия / науки о природе
    Как приготовить лекарство, чтобы оно подействовало? Почему что-то лучше мазать, что-то — глотать, а что-то — колоть? Почему лекарства не всегда помогают?
  2. Блок «Науки о человеке и обществе»
    «Сколько сказок про Золушку?» / филология / науки о человеке и обществе
    Что общего у сюжетов разных легенд и сказок? Почему разные герои совершают похожие поступки и попадают в одни и те же ситуации?
    или
    «Откуда везут бананы?» / экономика
    Как устроен обмен товарами между разными странами? Почему лидер экспорта сои — США, а зародилась эта культура в Китае?
  3. Блок «Науки о технике и технологиях»
    «Как построить мост?» / теория архитектуры
    Какие конструкции моста устойчивы? Почему мост не прогибается под тяжелыми предметами? Бывают ли подвижные мосты?
    или
    «Как рисовали мамонтов на скалах?» / история технологии / науки о технике и технологиях
    Какие техники существовали в наскальной живописи и откуда мы это знаем? Как превратить кровь, уголь и охру в краску?

Развивающие занятия
60 минут


Основным объектом на развивающих занятиях «Импульса» является мышление — то, что помогает развивать рефлексию, начинающуюся в этом возрасте. Занятия помогают развивать критическое и аналитическое мышление: диалог, логику, навыки решения нестандартных задач.

«Как расследовать преступление?» / дедукция как метод мышления / науки о мышлении
Как найти причину произошедшего и выстроить цепочку событий? Как работать с уликами? Как найти мотив преступления?

«Как прочесть зашифрованное послание?» / комбинаторное мышление (образное мышление и абстрактное) / науки о мышлении
Как отправить секретное послание? Как прочитать чужой шифр, если не знаешь ключа? Как устроены шифрование и кодирование и чем они отличаются?

Выставка проектов

После каждого занятия мы даём ребёнку лист с идеями, который поможет дома развить тему и сделать небольшой проект самостоятельно или вместе с родителями.
Для студентов «Импульса» самостоятельный проект — возможность переосмыслить заинтересовавшую тему и проявить свою фантазию. В этом возрасте любимый формат — демонстрационная модель, так как большая часть исследования для них связана с визуализацией и наблюдением.

Ждём вас в Университете детей!

Стоимость абонемента:

  • осенний семестр — 9 200 рублей
  • учебный год — 18 400 рублей 16 800 рублей.

Всю важную информацию об Университете детей, условиях зачисления и процедуре покупки абонемента вы можете найти здесь.