Импульс, 2009−2010

За первые годы в школе дети накапливают опыт и знания и начинают выделять для себя «скучные» и «классные» моменты в обучении. Чтобы ребёнок продолжал исследование своих интересов, важно уже в этом возрасте предоставить ему самостоятельный выбор. В «Импульсе» студенты трижды выбирают один из двух предложенных воркшопов.

Ещё одна задача направления — начать систематизировать науки. Мы объединяем науки в междисциплинарные блоки по объекту исследования: науки о природе, науки о человеке и обществе, науки о технике и технологиях и науки о мышлении.

Выбирая занятия в каждом блоке, ребёнок постепенно понимает, что его интересует в разных областях знания, сопоставляет свои ожидания с реальностью исследования и складывает для себя картину научного мира.
В каждом семестре студенты посещают 9 занятий: 4 лекции, 3 воркшопа, 2 развивающих занятия и выставку проектов.

Программа весеннего семестра 2020: 26 января – 26 апреля

Лекция, 45 минут

Лекция «Импульса» должна удивлять и поражать не меньше научного шоу младшего направления — «Энергии». Поэтому мы оставляем игровые элементы и яркие демонстрации. Но теперь учёный не только делит сложный вопрос на более маленькие и проговаривает ход эксперимента, но и активно привлекает студентов к исследованию, стимулируя их выдвигать собственные гипотезы и делать выводы из наблюдений. Сам контент занятия тоже становится сложнее: встречается больше научных понятий.

1. Почему вода замерзает долго, а лед тает быстро? / физика / науки о природе
Почему всегда сахар растворяется в чае, а воздух выходит из шарика? Можно ли вернуть их обратно? Как выходит, что аккуратно сложенные вещи рано или поздно оказываются в беспорядке, и при чем тут физика и химия?

2. Кто решил, что мужчины не плачут, а женщины не дерутся? / социология / науки о человеке и обществе
Все женщины добрые и аккуратные, все мужчины любят приключения и умеют сколачивать табуретки – это так? А если нет – то откуда взялись такие идеи? Зачем нам вообще описывать какого-то среднего человека, если все очень разные?

3. Почему спортсмены стали выше прыгать и быстрее бегать? / материаловедение, спортивная медицина, биоэтика / науки о технике и технологиях
Как у спортсменов выходит до сих пор ставить новые рекорды? Значит ли это, что возможности нашего тела бесконечны?Что важнее для чемпиона: классные кроссовки, много тренировок или хорошо выспаться?

4. Как работает закон подлости? / когнитивная психология / науки о мышлении
Почему злые люди кажутся нам некрасивыми? Откуда ощущение, что бутерброд всегда падает маслом вниз или в чем-нибудь еще точно не повезет? Что заставляет нас согласиться с мнением большинства?

Дискуссионный клуб, 35 минут

После каждой лекции мы приглашаем студентов на дискуссионный клуб. В 9−10 лет на занятиях дискуссионного клуба рефлексия превращается в аргументированный спор. Дети выбирают позицию, обсуждают аргументы в группе, презентуют решение и тренируются возражать. Они уже готовы слушать своих оппонентов, а не просто перекрикивать друг друга.

Чтобы магия дискуссионного клуба произошла, мы закладываем спорный вопрос в саму лекцию. Иногда студентов могут заинтересовать неочевидные вопросы, которые напрямую не поднимались в занятии. Эти вопросы обсуждаем в начале, но потом обязательно возвращаемся к заготовленному. Так спор можно будет строить с опорой не только на личный опыт, но и на информацию, полученную на лекции.

Воркшоп, 60 минут

На воркшопах «Импульса» учёный не только демонстрирует научный метод, но и передаёт часть исследовательских задач студентам. А на себя берёт роль организатора: определяет правила, задаёт наводящие вопросы, собирает результаты эксперимента в цельную картину. Студенты сами выдвигают гипотезы и в небольших группах под руководством учёного проводят эксперимент. Чтобы групповая работа была эффективна, в начале занятия мы знакомимся и обсуждаем тему. Иногда получается доверить студентам распределение ролей в команде, выбор объекта или инструментов для исследования. В конце занятия каждая группа представляет полученные результаты, которые учёный собирает в виде графика или схемы, а потом все вместе анализируют их.

Каждый студент самостоятельно делает выбор одного из двух воркшопов в каждом блоке.

1. Зачем икота и мурашки у людей? / эволюционная биология и эмбриология / науки о природе
Как ученые убедиться, что рыбы были нашими предками, а птицы – нет? Почему киты относятся к млекопитающим, а акулы – к рыбам? От кого нам остались икота и мурашки?

2. Почему трава растет везде, а деревья – нет? / география растений и геоботаника / науки о природе
Из-за чего в степи и тундре не растут деревья? Откуда в пустыне столько песка? Как вышло, что на севере у деревьев иголки, а на юге – листья?

3. Почему на Новый год садятся за стол, а на день города идут гулять? / социальная антропология / науки о человеке и обществе
Как вышло, что День народного единства никто не празднует, а День святого Валентина многие отмечают? Почему свадьбы празднуют похожим образом, а день рождения – каждый по-своему? По каким поводам устраивать салют?

4. Есть ли у животных права? / правоведение / науки о человеке и обществе
Кто и зачем защищает животных? Как понять, чего животные хотят, и важно ли это? К ним нужно относиться так же, как к людям?

5. Как добраться до Марса или дна Марианской впадины? / инженерия / науки о технике и технологиях
Что делать, если нужно добраться в недоступное место? Зачем вообще туда лезть? И как конструируют машины, которые исследуют планеты и спасают людей?

6. Как сделать музыкальный инструмент? / акустика / науки о технике и технологиях
Откуда взялась музыка, и на чем ее можно играть? Почему барабан круглый, флейта вытянутая, а орган такой огромный? Можно ли придумать новый способ звукоизвлечения?

Развивающие занятия, 60 минут

Основным объектом на развивающих занятиях «Импульса» является мышление — то, что помогает развивать рефлексию, начинающуюся в этом возрасте. Занятия помогают развивать критическое и аналитическое мышление: диалог, логику, навыки решения нестандартных задач.

1. Как взять интервью? / аналитическое и коммуникативное мышление / науки о мышлении
Зачем ученые берут интервью? Почему интервьюер не должен делиться своим мнением? Какое интервью – успешное и как к нему подготовиться?

2. Как провести экскурсию? / пространственное и образное мышление / науки о мышлении
Может ли экскурсия по квартире быть такой же захватывающей, как прогулка по городу? Как связать случайные предметы в увлекательный рассказ? Сколько разных экскурсий можно написать по одному и тому же месту?

Выставка проектов

После каждого занятия мы даём ребёнку лист с идеями, который поможет дома развить тему и сделать небольшой проект самостоятельно или вместе с родителями.

Выставка проектов — это важная часть образовательного процесса. Для студентов «Импульса» самостоятельный проект — возможность переосмыслить заинтересовавшую тему и проявить свою фантазию. В этом возрасте любимый формат — демонстрационная модель, так как большая часть исследования для них связана с визуализацией и наблюдением.

Ждём вас в Университете детей!

Стоимость абонемента:

  • весенний семестр — 9 500 рублей

КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ

Новости Университета Детей