Импульс, 2009−2010

За первые годы в школе дети накапливают опыт и знания и начинают выделять для себя «скучные» и «классные» моменты в обучении. Чтобы ребёнок продолжал исследование своих интересов, важно уже в этом возрасте предоставить ему самостоятельный выбор. В «Импульсе» студенты трижды выбирают один из двух предложенных воркшопов.

Ещё одна задача направления — начать систематизировать науки. Мы объединяем науки в междисциплинарные блоки по объекту исследования: науки о природе, науки о человеке и обществе, науки о технике и технологиях и науки о мышлении.

Выбирая занятия в каждом блоке, ребёнок постепенно понимает, что его интересует в разных областях знания, сопоставляет свои ожидания с реальностью исследования и складывает для себя картину научного мира.
В каждом семестре студенты посещают 9 занятий: 4 лекции, 3 воркшопа, 2 развивающих занятия и выставку проектов.

Программа осеннего семестра 2019: 22 сентября – 22 декабря

Лекция, 45 минут

Лекция «Импульса» должна удивлять и поражать не меньше научного шоу младшего направления — «Энергии». Поэтому мы оставляем игровые элементы и яркие демонстрации. Но теперь учёный не только делит сложный вопрос на более маленькие и проговаривает ход эксперимента, но и активно привлекает студентов к исследованию, стимулируя их выдвигать собственные гипотезы и делать выводы из наблюдений. Сам контент занятия тоже становится сложнее: встречается больше научных понятий.

1. «Как плесень и тихоходки выжили в космосе?» / Анна Казнадзей
биология / науки о природе /
Известно, что человек не может выжить в открытом космосе, где нет кислорода и воды, и очень холодно. Но некоторые живые существа смогли. Как это вышло? Почему простые организмы выживают в трудных условиях лучше, чем сложные?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

2. «Почему люди верят в магию?» / Ольга Христофорова
антропология / науки о человеке и обществе
Почему в пять лет мы можем поверить, что собака умеет разговаривать, а в десять — уже нет? Почему люди не могли сразу изучать осадки, а сначала вызывали дождь с помощью бубна? В какую магию мы верим теперь?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

3. «Как придумать незаменимую вещь?» / Артем Дежурко
теория дизайна / науки о технике и технологиях
Как бы мы жили без шариковых ручек, застежек-липучек и стикеров? Откуда взялись необходимые вещи и почему они есть почти у каждого? Как их создают?
​​​​​​​Площадка: уточняется

4. «Почему иногда нам грустно, когда грустит кто-то другой?» / Татьяна Карягина
психология / науки о мышлении
Как мы заражаем других смехом? Почему мы чувствуем то же, что и герои мультфильмов? И в каких случаях это не работает?
​​​​​​​Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

Дискуссионный клуб, 35 минут

После каждой лекции мы приглашаем студентов на дискуссионный клуб. В 9−10 лет на занятиях дискуссионного клуба рефлексия превращается в аргументированный спор. Дети выбирают позицию, обсуждают аргументы в группе, презентуют решение и тренируются возражать. Они уже готовы слушать своих оппонентов, а не просто перекрикивать друг друга.

Чтобы магия дискуссионного клуба произошла, мы закладываем спорный вопрос в саму лекцию. Иногда студентов могут заинтересовать неочевидные вопросы, которые напрямую не поднимались в занятии. Эти вопросы обсуждаем в начале, но потом обязательно возвращаемся к заготовленному. Так спор можно будет строить с опорой не только на личный опыт, но и на информацию, полученную на лекции.

Воркшоп, 60 минут

На воркшопах «Импульса» учёный не только демонстрирует научный метод, но и передаёт часть исследовательских задач студентам. А на себя берёт роль организатора: определяет правила, задаёт наводящие вопросы, собирает результаты эксперимента в цельную картину. Студенты сами выдвигают гипотезы и в небольших группах под руководством учёного проводят эксперимент. Чтобы групповая работа была эффективна, в начале занятия мы знакомимся и обсуждаем тему. Иногда получается доверить студентам распределение ролей в команде, выбор объекта или инструментов для исследования. В конце занятия каждая группа представляет полученные результаты, которые учёный собирает в виде графика или схемы, а потом все вместе анализируют их.

Каждый студент самостоятельно делает выбор одного из двух воркшопов в каждом блоке.

1. «Как пройти по канату и не упасть?» / Дина Василова
физика / науки о природе
Почему можно застрять посреди спуска? Как внешне неустойчивая конструкция остается в равновесии? Что такое баланс и как его найти?
​​​​​​​Площадка: уточняется
или
«Как работают таблетки?» / Александр Гуленков
химия / науки о природе
Почему лекарства не всегда помогают? Почему что-то лучше мазать, что-то — глотать, а что-то — колоть?
​​​​​​​Площадка: ВДНХ, павильон №26

2. «Сколько сказок про Золушку?» /Александра Баженова-Сорокина
филология / науки о человеке и обществе
Всегда ли в сказках и легендах есть герой и злодей? Почему со змеей сражаются и Тор, и Гарри Поттер? Значит ли это, что авторы списывают друг у друга?
​​​​​​​Площадка: уточняется
или
«Откуда везут бананы?» / Валерий Юмагузин
экономическая география / науки о человеке и обществе
Почему одни помидоры вкуснее других? Можно ли вырастить арбуз в Арктике? Откуда в России столько картошки, если она зародилась в Америке?
​​​​​​​Площадка: уточняется

3. «Как построить мост?» / Алсу Фатехова
теория архитектуры / науки о технике и технологиях
Какой мост выдержит шествие ста слонов? Зачем нужны разные мосты и кто их придумывает?
​​​​​​​Площадка: мост Богдана Хмельницкого
или
«Как рисовали мамонтов на скалах?» / Варвара Баскова
история технологии / науки о технике и технологиях
Как превратить кровь и дерево в краску? Можно ли найти краску в земле? Как мы узнали, чем рисовали люди тысячи лет назад? Почему наскальные рисунки не стерлись за это время?
​​​​​​​Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

Развивающие занятия, 60 минут

Основным объектом на развивающих занятиях «Импульса» является мышление — то, что помогает развивать рефлексию, начинающуюся в этом возрасте. Занятия помогают развивать критическое и аналитическое мышление: диалог, логику, навыки решения нестандартных задач.

1. «Как расследовать преступление?» / Григорий Часовских
дедукция как метод мышления / науки о мышлении
Как работать с уликами? Как найти мотив преступления? Как из множества версий выбрать наиболее вероятные?
​​​​​​​Площадка: ВДНХ, павильон №26

2. «Как прочесть зашифрованное послание?» / Зоя Смирнова
комбинаторное мышление (образное мышление и абстрактное) / науки о мышлении
Как отправить секретное послание? Как прочитать чужой шифр, если не знаешь ключа?
​​​​​​​Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

Выставка проектов

После каждого занятия мы даём ребёнку лист с идеями, который поможет дома развить тему и сделать небольшой проект самостоятельно или вместе с родителями.

Выставка проектов — это важная часть образовательного процесса. Для студентов «Импульса» самостоятельный проект — возможность переосмыслить заинтересовавшую тему и проявить свою фантазию. В этом возрасте любимый формат — демонстрационная модель, так как большая часть исследования для них связана с визуализацией и наблюдением.

Получить полное расписание

Ждём вас в Университете детей!

Стоимость абонемента:

  • осенний семестр — 9 200 рублей
  • учебный год — 18 400 рублей 16 800 рублей.

КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ

Новости Университета Детей