Векторы, 2005−2006

В 13−14 лет подростки все чаще задают вопросы о будущем, а свои увлечения начинают рассматривать как возможное призвание. Тематические векторы в старшем направлении — возможность поработать бок о бок с ученым и понять, интересна ли выбранная научная область и хочется ли развиваться именно в ней. При этом половина занятий семестра напрямую не связана с темой вектора. На лекциях-дискуссиях и развивающих занятиях мы продолжаем формировать ценные навыки критического мышления и аргументации, умение искать связи между актуальными темами и исследовать свои интересы.

В этом возрасте подростки способны не только выстраивать отдельные логические связи, но и мыслить системно. Поэтому теперь мы не просто погружаем студентов в проблему, но и на каждом занятии поддерживаем интенцию для поиска ее решения, что является важной частью развития системного мышления.

На первый план выходит коммуникация в команде: студенты вместе выбирают, где и как получить нужную информацию, как организовать процесс парной или групповой работы и как презентовать ее результаты. Ученый работает наравне со студентами и даже вне занятий помогает решать задачи, связанные с проектом.

В каждом семестре студент посещает 10 занятий: 5 занятий выбранного тематического вектора, 3 дискуссии и 2 развивающих занятия и конференцию — презентацию проектов по теме вектора.

Вектор, 5×120 минут

Вектор — цикл проектной деятельности из 5 занятий по 120 минут, в конце которого студенты презентуют результаты своей работы на общей конференции. Все время группа работает в постоянном составе с одним ведущим. Для него тема вектора — актуальная научная задача, над которой он работает прямо сейчас.

Какой проект получится в итоге, зависит не только от выбранной темы, но и от группы. Студенты сами распределяют роли в команде: кто-то отвечает за сбор информации, кто-то — за коммуникацию с учеными, а кто-то координирует работу в группе. Занятия внутри вектора не повторяются.

Почти любая задача требует межпредметного подхода, поэтому в векторах пересекаются совершенно разные дисциплины: химия и философия, архитектура и социология, биология и информационные технологии.

Осенний семестр 2019: 22 сентября – 22 декабря

Вектор №1. Могут ли микроорганизмы спасти от катастрофы? (мест нет)

МИКРОБИОЛОГИЯ / биология, химия, экология

Когда мы сидим в комнате и думаем, что рядом никого нет, мы серьезно заблуждаемся. Вокруг десятки тысяч микроорганизмов, и ученые уже больше 100 лет знают о них. С их помощью производят антибиотики, кисломолочные продукты, биотопливо, очищают воду и почву. Но степень их изученности можно сравнить с исследованиями Мирового океана: мы знаем много, но впереди еще больше открытий. В 2010 году в Мексиканский залив вылилось 650 тысяч тонн нефти. С ее скоплениями на глубине справиться не удалось. Когда они исчезли спустя два месяца, оказалось, что нефть разлагали микроорганизмы.

Обнаружив новую способность микроорганизмов, ученые задумались, как создать технологию, которая ускорит поедание нефти микробами? В моря Северного Ледовитого океана каждый год выливается сотни тысяч тонн нефти, из-за чего гибнут морские птицы и рыбы. «Гринпис» говорит, что для восстановления природы в суровых арктических условиях понадобятся десятки и сотни лет.

Для ученых использование микроорганизмов в Арктике, где при низких температурах вязкую нефть есть сложнее, — актуальный вопрос. Могут ли микробы расправиться еще и с пластиковыми отходами? С борта МКС можно увидеть Тихоокеанское мусорное пятно, по площади равное двум Германиям. Помощь бактерий точно будет не лишней. На векторе мы ждем всех, кто готов задаться вопросом, смогут ли ученые спасти мир от экологической катастрофы с помощью микроорганизмов.

Проект:
На занятиях мы не только поймем, что боязнь микробов и антибактериальное мыло — прошлый век, но и с микробиологом Ильей Сережкиным создадим настоящую микробную технологию, способную очищать нефтяные загрязнения. Мы пройдем все стадии микробиологического исследования: научимся создавать питательные среды, выращивать бактерии, проводить микроскопический анализ, отбирать пробы и выделять ДНК микроорганизмов. Главное — наша разработка станет частью актуального микробиологического исследования по созданию биологически безопасных и эффективных технологий.

Ведущий:
Илья Сережкин — микробиолог, сотрудник Лаборатории физиологии и биохимии микробов Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Изучает процессы микробной утилизации разливов нефти в арктическом регионе и разрабатывает методики поиска нефтеокисляющих бактерий.

Площадка:
Лаборатория физиологии и биохимии микробов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Вектор №2. Почему на площади всегда шумно?

ГОРОДСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / антропология, фольклористика, урбанистика, социология

Может ли один и тот же город быть одинаково удобен для студента и мамы троих детей, велосипедиста и водителя грузовика, уличного музыканта и офисного работника? Сейчас, когда больше половины населения земного шара живет в городах, этот вопрос особенно актуален. В крупных городах ежегодно проводятся урбанистические форумы, конференции и круглые столы, где архитекторы рассказывают о масштабных проектах городского развития. Но как решить, на месте пустыря построить скейт-парк или разбить сквер с лавочками? Нужен ли фуд-корт на площади? Почему, когда рабочие проложили пешеходные дорожки, горожане продолжают «срезать» по газону?

Ответ на вопрос «Какой город нужен людям?» ищут антропологи. Эти ученые уже давно не только изучают черепа и за чаем записывают рассказы бабушек. Городской антрополог — это специалист, который знает все о городских мифах и легендах, символах и обычаях и понимает, как связаны повседневная жизнь горожан и городская среда и почему на станции метро нужно потереть лапу бронзовой собаке, а возле площади — кинуть монетку через плечо.

Эти данные архитекторы и градостроители применяют в городском планировании. Знания о закрытом мире торговцев овощами и рыбой позволили реконструировать и превратить злачный портовый район в американском городе Балтиморе в популярное и безопасное для местных жителей и туристов место. А исследования ментальных карт, на которых горожане отмечали символические для них места, позволили разработать дизайн-коды районов — то, как должны выглядеть фасады булочных, какой формы сделать клумбы и в какой цвет покрасить фонари у дома.

Проект:
На занятиях мы разберемся, как подготовиться и провести интервью для антропологического исследования. В разных точках города мы поговорим с прохожими и будем наблюдать, как по-разному жители используют городское пространство. Опираясь на теории и идеи городской антропологии, мы узнаем, где ошиблись архитекторы и почему улица опустела после того, как ее благоустроили. Фильм, экскурсия, квест — то, каким будет наш проект, мы определим сами. Главное, что мы поймем: почему невозможно сделать город технологичнее и удобнее, если смотреть на него только через чертежи и схемы.

Ведущий:
Никита Петров — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент РГГУ, старший научный сотрудник РАНХиГС.

Площадка:
НИУ ВШЭ, три выездных занятия.

Вектор №3. Кто стер глаза в Сикстинской капелле?

НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ / реставрация, химия, философия

В отличие от многих других научных задач реставрация не имеет права на ошибку: нельзя выкинуть испорченную «Мону Лизу» и протестировать технологии на новой, потому что картина Леонардо да Винчи уникальна.

ЮНЕСКО ежегодно включает новые объекты в Список Всемирного наследия и проводит встречи международных научно-реставрационных центров и организаций. Над восстановлением культурных памятников работают не только искусствоведы и реставраторы, но и химики, микробиологи и технологи. Реставратор — больше не свободный художник, а исследователь, которому важно уметь применять в своей работе научные методы, проводить исследования и создавать новые технологии. Иначе есть риск повторить ошибки реставраторов, когда после работ в Сикстинской капелле персонажи фресок лишились глаз, а древняя византийская крепость в пригороде Стамбула стала похожа на Губку Боба.

Современные технологии позволяют сохранить фактуру памятника и обеспечить, например, выбор необходимого цвета. С помощью рентгенограммы реставраторы исследуют трещины и пу­стоты, а используя ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, изучают подготовительные рисунки и скрытые записи. Но можно ли с помощью современных методов реставрации восстановить то, что восстановить невозможно? Можно ли дорисовать глаз на картине или слепить недостающую руку? Правильно ли соорудить Собору Парижской Богоматери крышу, которая сможет поглощать свет и производить электричество, когда, согласно Венецианской хартии, реставрация исторических памятников должна опираться на их «последнее известное состояние»?

Проект:
На занятиях мы займемся научной реставрацией монументальной живописи, а точнее — будем восстанавливать утраченные фрагменты фресок. Вектор по научной реставрации — практически машина времени. Студенты заглянут в глубь истории фрески, поймут, как она создавалась, и с помощью научного метода подберут подходящую технологию восстановления. Мы пройдем все этапы реставрационной работы. Чтобы исследовать молекулярное устройство фрески, отберем пробы для физико-химических исследований, расчистим, раскроем и укрепим лицевую поверхность фрагментов, а затем с помощью тонировок и восстановления утрат приведем фрески в экспозиционный вид. Выпускникам этого вектора точно не придет в голову приклеивать бороду Тутанхамона на эпоксидную смолу и соскабливать излишки клея скальпелем, как это сделали в Каирском музее.

Ведущая:
Елена Медведева — художник-реставратор монументальной живописи. Участница реставрации Владычной палаты в Великом Новгороде, фасадных вывесок в Москве. Преподаватель Музея Архитектуры им. А.В. Щусева.

Площадка:
Музей Архитектуры им. А.В. Щусева

Вектор №4. Привет, Алиса, где сегодня пообедать?

ГЕОИНФОРМАТИКА / география, картография, информационные технологии, гис-аналитика

География — давно не только глобусы и настенные карты. Сегодня 25 миллионов человек пользуются Яндекс.картами, где каждый может проложить маршрут, объехать все пробки и узнать, когда закончится дождь. Геоинформационные технологии сделали возможным то, что сложно было делать вручную: обрабатывать большие объемы данных и разрабатывать на их основе интерактивные карты. Так ученые смогли создать карту Берлина с 3D-зданиями и тенями, которые изменяются в зависимости от времени суток.

С помощью технологий геоинформатики измеряют площади затопления, исследуют маршруты ураганов, создают карты музеев и прокладывают маршруты доставки пиццы и даже изучают планеты Солнечной системы: на Марсе, например, работает целый роботизированный комплекс для создания полномасштабной карты Красной планеты. Для благоустройства городов урбанисты исследуют маршруты пробежек, прогулок и поездок на велосипедах, а в проектировании дорог и коммуникаций именно на картах станет заметно, если строящаяся линия метро пересечется с подземной парковкой торгового комплекса.

Этот вектор для тех, кто хочет взглянуть на привычные вещи по-новому, понять, как с помощью метрических исследований спроектировать парк аттракционов на карте города, и узнать, откуда берутся данные и что можно собрать самостоятельно.

Проект:
На занятиях мы станем картографами и аналитиками и разработаем собственные карты, основанные на городских данных. Для начала мы познакомимся с гис-инструментами: узнаем, как создать координатные системы и системы условных обозначений своего района, как обозначить на карте рельеф, расставить на улице лавочки или отметить ямы на дороге. Затем на полевом занятии в городе мы соберем данные для наших карт, какие именно — решим вместе. В итоге мы погрузимся в работу картографа и разработаем карты с помощью геоинформационной системы QGIS, где будем объединять собранные данные с имеющимися ресурсами — Яндекс.картами и космическими снимками. Можно создать карту чего угодно — даже арбузных косточек. Главное — на занятиях мы сможем развить навыки пространственного мышления, которое поможет смотреть, например, на парк, не как на фонтаны с аллеями и лавочки под липами, а понимать различные контексты использования этого пространства и отобразить это на картах…

Ведущая:
Юлия Кузнецова — геоморфолог, кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории эрозии почв и русловых процессов географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

Лекция-дискуссия, 60 минут

В старшем направлении формат интерактивной лекции развивается в дискуссию. «Почему рэп можно назвать поэзией?», «Заменят ли эмоциональные роботы живое общение с человеком?» — вместе с учеными студенты обсуждают актуальные для них вопросы и проблемы. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Ученый не пересказывает установленные факты — гипотезы выдвигают сами студенты. На дискуссии они не только на равных с учеными высказывают свое мнение, но и учатся систематизировать полученные факты, прогнозировать и искать первопричины явлений, а помогают им в этом сами ученые или модераторы, которых мы приглашаем. На эту роль мы зовем участников проекта «Учитель для России», которые специально обучались выстраивать коммуникацию с подростками.

1. «Всегда ли прогресс – это движение вперед?» / Андрей Корбут и Валерий Ройзен
философия / культурология
Как технологии влияют на жизнь современных людей? Как меняется человек и культура в эпоху технического прогресса? И можно ли назвать прогрессом создание атомной бомбы?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

2. «Зачем профессор вырастил на руке ухо?» / Ольга Вад и Анастасия Алехина
art&science
Что делает искусство искусством? Зачем искусству потребовалась наука? Можно ли с помощью гаджетов на теле рассказать об эпидемии туберкулеза в XIX веке? И как создать произведение искусства из генератора шума и лампы накаливания?
Площадка: уточняется

3. «Хакнуть систему: взломать или защитить?» / компьютерная безопасность
Кто такие компьютерные черви и вирусы? Зачем и кому понадобились вирусные программы и компьютерные атаки? Насколько в современном обществе важна компьютерная безопасность и можно ли называть хакеров героями?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

Развивающее занятие, 60 минут

На протяжении семестра студенты вместе с учеными работают над собственными проектами, успешность которых во многом зависит от их самостоятельной работы. Где найти идеи для проекта? Как его спланировать и как о нем рассказать? Что нужно для работы в команде? Развивающие занятия направления охватывают все темы, связанные с проектной деятельностью. Студенты учатся ставить цели и определять задачи, работать в группах, анализировать успешность проекта и не бояться о нем рассказывать.

1. «Как создать свой проект?» / креативность / планирование
Как выбрать интересную для себя тему исследования? Как определить его цели и задачи? И где найти источники и идеи для вдохновения?
Площадка: НИУ ВШЭ (Покровский б-р, 11)

2. «Как понять друг друга?» / Иван Борисов
коммуникация в команде
Как преодолеть страх высказать свое мнение? Что такое слаженная команда и почему сначала сложно наладить контакт с ее участниками?. Как с помощью инструментов современного театра научиться слышать друг друга? И как умение чувствовать свое тело и голос помогает формулировать и выражать свои мысли?
Площадка: уточняется

Выставка проектов

На выставке проектов у «Векторов» особый формат. Каждый вектор рассказывает о результатах своего проекта на научной конференции.
Студентов ждет выступление перед публикой 150−300 человек. На конференцию мы приглашаем независимых экспертов — ученых и журналистов — специалистов из областей, смежных с темами векторов. Они комментируют выступления студентов и дают советы, как можно развить темы исследований. На конференцию приходят студенты остальных направлений и их родители. Они также выступают в роли независимых экспертов и задают выступающим вопросы.

Конференция — важный этап в проектной деятельности, который помогает проанализировать и оценить свою работу. Студенты уже могут ответить на вопросы «На какие свои навыки я опирался?», «Что я сейчас понимаю глубже и откуда я это знаю?», «Если бы у меня было больше времени или ресурсов, что еще я мог бы сделать?». Формат и содержание своего выступления студенты определяют сами, ведущий вектора лишь фасилитирует подготовку.

Получить полное расписание

Ждём вас в Университете детей!

Стоимость абонемента:

  • осенний семестр — 9 200 рублей
  • учебный год — 18 400 рублей 16 800 рублей.

КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ

Новости Университета Детей