Векторы (2004−2005 г.р.)

Весенний семестр: 27 января — 12 мая

Векторы — направление для студентов 13−14 лет, завершающий этап обучения в Университете детей. В этом возрасте многие уже понимают свои таланты и склонности. Это время особого интереса к познанию себя и самоутверждению, период формирования образа идеального будущего. Именно поэтому на занятиях студенты не получают установленные факты или пересказанный путь к знаниям. В зависимости от своих интересов они самостоятельно выбирают темы проектов, обсуждают гипотезы и результаты исследований, а учёный поддерживает и направляет их на всех этапах работы.

В каждом семестре студент посещает 11 занятий: 5 занятий в рамках выбранного тематического вектора, 3 дискуссии, 2 развивающих занятия и защиту проектов по теме вектора.

Вектор — цикл из 5 занятий длительностью 120 минут, на протяжении которого группа работает с одним научным куратором и делает свой исследовательский или прикладной проект. Студенты полностью проходят цикл проектной деятельности: от формулировки целей и задач до создания презентации. В последний день семестра проходит научная конференция, на которой студенты представляют результаты своей работы. При покупке абонемента нужно сразу выбрать направление обучения на семестр.

В весеннем семестре мы предлагаем следующие направления:

  • Вектор №1: «Медицина Прометея, или как вырастить новый орган?»
  • Вектор №2: «О правах и законах: как написать конституцию?»
  • Вектор № 3: «Сквозь призму психологии: как изучать личность?»
  • Вектор № 4: «Что умеет искусственный интеллект?»

Вектор № 1. Медицина Прометея, или как вырастить новый орган?

Почему у саламандры отрастают пальцы и конечности, а у человека — нет? Можем ли мы использовать знания о способностях плоского червя для лечения людей с ожогами и переломами? Насколько правдив миф о Прометее и правда ли, что основная причина регенерации — травма? На занятиях мы побываем в лабораториях Института регенеративной медицины Медицинского центра МГУ, где познакомимся с передовыми методами лечения тяжелейших болезней. Мы узнаем о достижениях регенеративной медицины и страхах, связанных с ее применением, о том, почему запрещено клонирование человека и какие клетки, ткани и даже органы уже можно «выращивать» для лечения людей.

Проект: мы придумаем, как использовать природные механизмы для лечения человека и решения любых других задач — от создания искусственных органов до заселения других планет гибридными организмами. Мы разработаем настоящий биомедицинский аппарат: подумаем над способами его производства и показаниями к применению, опишем основные риски и придумаем уникальную упаковку.

Площадка: Медицинский центр МГУ, Институт регенеративной медицины.

Вектор № 2. О правах и законах: как написать конституцию?

Вся история развития человечества — это история развития права. Великие открытия и завоевания, дворцовые интриги и революции, отмена рабства и первый полет человека в космос — всё это неразрывно связано с законом. В каждом обществе, на каждом континенте существуют свои правила и законы. Написанные на разных языках, все они говорят об одном: закон нужен людям как защита от несправедливости. На занятиях мы разберемся в том, что такое права и свободы, познакомимся с историей создания законов, а также поймем, как сталкиваемся с ними в повседневной жизни и как их используем. И всё это — в «Международном Мемориале» — центре, занимающемся защитой прав человека.

Проект: мы узнаем об этапах создания законов и посмотрим на примеры из законодательства разных стран. В итоге как истинные парламентарии мы создадим свою Конституцию, где каждый напишет отдельную статью. Мы узнаем, что такое правовая реальность, будем отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы и контраргументы, научимся грамотно выражать свои мысли и выстраивать общение в группе.

Площадка: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал».

Вектор № 3. Сквозь призму психологии: как изучать личность?

Личность — важный объект исследования в психологической науке, изучению которого посвящен целый раздел, именуемый «психология личности». Ведь каждого из нас интересуют вопросы: как понять себя и других, как ориентироваться в обществе, которое состоит из совершенно разных людей. Уникален ли я и насколько? Когда мы находим схожие черты в других, можем ли мы называть себя неповторимыми? Действительно ли каждый из нас отличен от других и как это доказать? На занятиях мы примерим на себя роль настоящих психологов и проведем полноценное психологическое исследование.

Проект: этот проект будет посвящен исследованию нас самих через исследование тех, кто нас окружает. Наша цель — расширить взгляд на мир, научиться логически, мыслить и выйти за границы привычных мнений и понятий. Мы выясним, как можно измерить и подсчитать всё то, чем мы отличаемся, узнаем про количественные и качественные измерения в научных исследованиях, составим путеводитель для интервью по всем правилам и, конечно же, проведем настоящие полевые исследования.

Площадка: работа над проектом будет проходить не только в учебных аудиториях, но и «в полях»: в парках, музеях и на выставках. Студенты сами смогут выбрать и тех, кого они будут исследовать, и даже места проведения своих полевых исследований.

Вектор № 4. Что умеет искусственный интеллект?

С каждым днём искусственный интеллект занимает всё больше места в нашей жизни. Искусственные интеллектуальные системы решают сложные задачи и даже управляют заводами. Глубокое обучение позволило машине обыграть человека в шахматы, а лучших игроков — в Dota 2. Машины научились распознавать изображения, переводить тексты, генерировать видео и аудио иногда даже лучше, чем сами люди. Но понимает ли компьютер естественный язык? Как научиться разговаривать с искусственным интеллектом? Чем отличается наш язык от языка машин и как объяснить компьютеру, что это одно и то же слово, а не разные?

Проект: компьютеру невозможно объяснить все слова и правила в языке. Для этого нужны особые технологии, которые позволят ему самому понимать смысл текста. На занятиях мы станем настоящими компьютерными лингвистами и с помощью простых средств, без сложной математики, вживую попробуем решить сложнейшие задачи распознавания, спроектируем и реализуем искусственные интеллектуальные системы, основанные на нейронных сетях.

Площадка: НИУ ВШЭ.

Ждем вас в Университете детей!

Всю важную информацию об Университете детей, условиях зачисления и процедуре покупки абонемента вы можете найти здесь.