Векторы (2005−2006 г.р.)

Осенний семестр 2019: 15 сентября – 22 декабря

Векторы — направление для студентов 13−14 лет, завершающий этап обучения в Университете детей. В этом возрасте многие уже понимают свои таланты и склонности. Это время особого интереса к познанию себя и самоутверждению, период формирования образа идеального будущего. Именно поэтому на занятиях студенты не получают установленные факты или пересказанный путь к знаниям. В зависимости от своих интересов они самостоятельно выбирают темы проектов, обсуждают гипотезы и результаты исследований, а учёный поддерживает и направляет их на всех этапах работы.

В каждом семестре студент посещает 11 занятий: 5 занятий в рамках выбранного тематического вектора, 3 дискуссии, 2 развивающих занятия и защиту проектов по теме вектора.

Вектор — цикл из 5 занятий длительностью 120 минут, на протяжении которого группа работает с одним научным куратором и делает свой исследовательский или прикладной проект. Студенты полностью проходят цикл проектной деятельности: от формулировки целей и задач до создания презентации. В последний день семестра проходит научная конференция, на которой студенты представляют результаты своей работы. При покупке абонемента нужно сразу выбрать направление обучения на семестр.

Программа осеннего семестра 2019 года

Вектор №1. Могут ли микроорганизмы спасти от катастрофы?
Когда мы сидим одни в комнате и думаем, что в ней кроме нас никого нет, мы глубоко ошибаемся. Вокруг — больше десяти миллионов микроорганизмов. Их открыли еще в XVII веке, а уже сегодня всем хорошо известно, что в теле человека микробных клеток больше, чем наших собственных. И современная наука находит для них все новые и новые применения. Но кто такие микробы? Стоит ли их бояться? Зачем и как их использовать? И вообще, могут ли микроорганизмы приносить пользу?

Проект:
На занятиях мы узнаем о том, как микроорганизмы применяют в новейших биологических разработках: о бактериях, способных есть пластик и нефть, а также производить для нас полезные продукты. Мы узнаем, как найти и вырастить различные виды микроорганизмов и создать на их основе настоящую микробную технологию. Для этого будем отбирать пробы, выращивать бактерии, проводить анализы и работать над созданием микробиологического препарата.

Вектор №2. Почему на площади всегда шумно?
Город — это текст, многостраничный и многослойный. Если ходить по страницам и читать город, то окажется, что в городском тексте скрыты загадки, разговоры, веселые и грустные воспоминания. Но почему город такой разный? Как воспринимают город его жители, если у каждого есть свои образы и ассоциации, связанные с ним? Как получилось, что одни районы города престижнее других? И почему улица может опустеть после того, как ее благоустроили? На занятиях мы займемся городской антропологией — будем изучать, как устроена жизнь людей в городах.

Проект:
Мы станем полевыми антропологами — в разных точках города мы будем собирать рассказы горожан и наблюдать за повседневной жизнью города. На площади в центре города, на станции метро, у памятника — мы будем задавать вопросы и смотреть, как меняется поведение горожан в разных местах. Мы будем использовать теории и идеи городской антропологии, чтобы создать собственный проект о городе и его жителях.

Вектор №3. Кто стер глаза в Сикстинской капелле?
Из-за неосторожной реставрации на фреске Микеланджело в Сикстинской капелле пропали глаза, что вызвало бурю негодования среди реставраторов и историков искусства. Но как сохранить памятник и продлить его жизнь? Какие технологии мы можем использовать? Можно ли восстановить то, что восстановить невозможно? А дорисовать глаз на картине или слепить недостающую руку? Мы займемся научной реставрацией и узнаем, как над восстановлением памятников работают ученые.

Проект:
На занятиях мы будем работать с фрагментами фреско-темперной живописи. Мы проведем исследование и выберем материалы для реставрационных работ. Узнаем, из чего состоят краски и как физико-химические разработки применяют в восстановлении памятников. Это будет настоящая бригадная работа — мы укрепим разрушенные слои фрагментов фрески, восстановим ее основания и живопись и в итоге приведем ее в экспозиционный вид.

Вектор №4. Окей, GOOGLE, где сегодня пообедать?
С помощью карты в мобильном телефоне можно легко найти дорогу, музей или кафе в незнакомом городе. С картой легче добраться до нужного места, чем искать дорогу по описанию прохожих. Ими пользуются в различных исследованиях, экспедициях, строительстве. А как самим создать карту прогулочных маршрутов? Как добавить на нее достопримечательности, скейтпарки или места, где можно вкусно поесть? На занятиях мы станем картографами и аналитиками и разработаем собственную карту, основанную на городских данных.

Проект: Чтобы создать карты, мы будем добавлять тексты и изображения, рисовать и закрашивать различные геометрические фигуры, расставлять маркеры и работать с проекциями. Узнаем, как анализировать данные и работать с QGIS, и в итоге создадим собственные интерактивные карты.

Ждем вас в Университете детей!

Всю важную информацию об Университете детей, условиях зачисления и процедуре покупки абонемента вы можете найти здесь.