НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕКТОРЫ» (2004−2005 г.р.)

Учебный год 20182019

  • Осенний семестр 2018: 16 сентября 23 декабря
  • Весенний семестр 2019: 27 января 12 мая

Все занятия проходят по воскресеньям.

Место проведения занятий направления “Векторы”: будет известно позднее, следите за обновлениями.

Векторы (13−14 лет, 2004−2005 г.р.) – в каждом семестре студент посещает 11 занятий:

  • 3 дискуссии;
  • 2 развивающих занятия;
  • 5 занятий в рамках выбранного тематического вектора;
  • Защита проектов по теме вектора в последний день семестра.

Векторы — направление для студентов 13−14 лет, завершающий этап обучения в Университете детей. В этом возрасте многие уже понимают свои таланты и склонности, это время особого интереса к познанию себя и самоутверждению, период формирования образа идеального будущего. Именно поэтому на занятиях студенты не получают установленные факты или пересказанный путь к знаниям. В зависимости от своих интересов они самостоятельно выбирают темы проектов, обсуждают гипотезы и результаты исследований, а ученый поддерживает и направляет их на всех этапах работы.

При покупке абонемента студент сразу выбирает себе направление обучения на семестр — свой вектор, который включает в себя курс из пяти занятий по выбранной теме. В учебном году 2018−2019 выбор можно сделать из четырех предложенных векторов. Если вы приобретаете абонемент на год, то в следующем семестре студент должен будет сменить вектор на любой другой.

В этом семестре мы предлагаем следующие направления:

  • Вектор №1: «Еще один дар Прометея: регенеративная медицина, или как вырастить новый орган?»
  • Вектор №2: «Мастерская научной журналистики: как интересно рассказать про кварк и тихоходку?»
  • Вектор № 3: «Сквозь призму психологии: как изучать личность?»
  • Вектор № 4: «Что умеет искусственный интеллект?»

За пять занятий по теме Вектора студенты проходят полный цикл проектной деятельности. Главная задача — развить способности, с помощью которых студент сможет сам добывать нужные ему знания, получит возможность совершенствовать навыки проектирования — способность выделить проблему, обозначить цель, правильно спланировать и успешно презентовать свой проект. Самостоятельно выбрав один из предложенных научных векторов, студенты принимают на себя активную роль в процессе ведения проекта, а ученые предоставляют им поддержку и источники информации, которые помогают успешно находить решения. В зависимости от научной дисциплины, специфики курса и интересов студентов таким проектом может стать эксперимент, фильм, выставка, компьютерная программа или научная работа.

Помимо этого, у студентов проходят дискуссии и развивающие занятия, общие для всех направлений векторов. На дискуссиях вместе с учеными и модераторами студенты обсуждают актуальные и важные для них вопросы в науке и культуре, экономике и политике, искусстве и многих других областях. Развивающие занятия нацелены на развитие коммуникативных навыков студентов, их самостоятельности и критического мышления.

Вектор № 1. Еще один дар Прометея: регенеративная медицина, или как вырастить новый орган?

Почему у саламандры отрастают пальцы и конечности, а у человека — нет? Можем ли мы использовать технологии на основе знаний о регенеративных способностях плоского червя для лечения людей с ожогами и переломами? Насколько правдив миф о Прометее, и правда ли, что основная причина регенерации — травма? На занятиях мы побываем в лабораториях Института регенеративной медицины Медицинского центра МГУ, где познакомимся с самыми передовыми методами лечения тяжелейших болезней человека. Мы узнаем о достижениях регенеративной медицины и страхах, связанных с ее применением, о том, почему запрещено клонирование человека и какие клетки, ткани и даже органы уже можно «выращивать» для лечения людей. Нам расскажут о «редактировании генома» людей и животных и о том, как эту технологию применяют в медицине.

Проект: мы придумаем, как использовать природные механизмы регенерации и обновления живых клеток для лечения человека и решения любых других задач — от искусственных органов до заселения других планет гибридными организмами. Узнаем, как сформулировать такую фантастическую разработку, и какие риски она несет.

Ученые:

  • Павел Макаревич — кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией генно-клеточной терапии Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • Ефименко Анастасия — кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией репарации и регенерации тканей Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова.

Площадки: Медицинский центр МГУ, Институт регенеративной медицины.

Вектор № 2. Мастерская научной журналистики: как интересно рассказать про кварк и тихоходку?

Наука — это про жадное любопытство. Кто-то из любопытства разводит лысых грызунов, кто-то учит нейросети перекрашивать лошадей в зебр на видео. А научная журналистика — это про то, как рассказывать про науку понятно и интересно. Кого хватать за халат и о чем спрашивать? Откуда берутся все эти странные сюжеты — про то, как в мозгу нашли «нейрон вашей бабушки»? А как понять, что ученый ненастоящий и новость выдуманная? Где искать лучшие фотографии вулканов под спутником? И почему самое важное — за пределами лаборатории? На эти и многие другие вопросы мы будем искать ответы вместе с научным журналистом Бориславом Козловским. На занятиях мы не только узнаем, как работают научные журналисты, но и сами станем настоящей редакцией и будем работать над нашим первым выпуском.

Проект: мы займемся тем, чем научные журналисты занимаются чаще прочего: создадим научно-популярный журнал. Будем писать, редактировать и фотографировать, вести репортажи и брать интервью. Каждый сможет попробовать себя в нескольких ролях и выбрать то, что ему интересно.

Ведущий: Борислав Козловский — научный журналист, вел рубрику «Наука» на сайтах Lenta.Ru и Colta.Ru, работал специальным корреспондентом и заместителем главного редактора журнала «GEO». Публиковался в журналах от «Вокруг света» и «Кота Шредингера» до Vogue. Написал книгу «Максимальный репост» о том, что знает наука про фальшивые новости, слухи и теории заговора в соцсетях, которая вошла в лонг-лист премии «Просветитель» за 2018 год.

Площадки: НИУ ВШЭ.

Вектор № 3. Сквозь призму психологии: как изучать личность?

Личность — главный объект исследования в психологической науке, изучению которого посвящен целый раздел, именуемый «психология личности». Ведь каждого из нас интересуют вопросы, связанные с тем, как понять себя и других и ориентироваться в обществе, которое состоит из совершенно разных людей, каждый из которых является особенным. Уникален ли я и насколько? Когда мы находим схожие черты в других, можем ли мы называть себя неповторимыми? Действительно ли каждый из нас отличен от других, и как это доказать? На занятиях мы примерим на себя роль настоящих психологов и проведем полноценное психологическое исследование.

Проект: этот проект будет посвящен исследованию нас самих через исследование тех, кто нас окружает. Наша цель — расширить взгляд на мир, научиться логически, мыслить и выйти за границы привычных мнений и понятий. Мы выясним, как можно измерить и подсчитать все то, чем мы отличаемся, узнаем про количественные и качественные измерения в научных исследованиях, составим путеводитель для интервью по всем правилам и, конечно же, проведем настоящие полевые исследования. Мы познакомимся как с профессиональными методами психологических исследований, так и с философским самопознанием, которое потребует от нас более глубокого погружения в тему.

Ученые:

  • Елена Белкова — психолог, экзистенциальный аналитик, работала в рамках психотерапевтической программы Российско-Австрийского Института Экзистенциально-Аналитической Психологии и Психотерапии (GLE-International).
  • Лидия Картышева — клинический психолог.

Площадки: работа над проектом будет проходить не только в учебных аудиториях, а также «в полях»: в парках, музеях и на выставках. Студенты сами смогут выбрать и тех, кого они будут исследовать, и даже места проведения своих полевых исследований.

Вектор № 4. Что умеет искусственный интеллект?

С каждым днем искусственный интеллект занимает все больше места в нашей жизни. Ведь это даже не объект, а целая большая область исследований. Многочисленные искусственные интеллектуальные системы работают во благо людей: например, управляют заводами и решают сложные задачи. Но что это такое, и на что способен искусственный интеллект? В течение последних 5 лет произошла революция среди технологий машинного обучения: машины научились распознавать изображения, переводить тексты, генерировать видео и аудио иногда даже лучше, чем сами люди. Глубокое обучение позволило машине обыграть человека в шахматы, а лучших игроков — в Dota 2. Все это стало возможным после появления новых средств разработки, причем таких, что создание новых алгоритмов стало похоже на конструктор.

Проект: сложно ли разработать ИИ-систему? На занятиях мы узнаем об основных понятиях и достижениях в области машинного обучения: что можно, а что нельзя, и над чем уже работают ученые. Мы изучим теоретические основы и станем настоящими разработчиками. С помощью простых средств, без сложной математики, мы вживую попробуем решить сложнейшие задачи распознавания, спроектируем и реализуем искусственные интеллектуальные системы, основанные на нейронных сетях.

Ученый: Иван Оселедец — доктор физико-математических наук, профессор Сколтеха.

Площадки: Сколково, НИУ ВШЭ.

Ждем вас в Университете детей!

Всю важную информацию об Университете детей, условиях зачисления и процедуре покупки абонемента вы можете найти здесь.