НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕКТОРЫ» (2004−2005 г.р.)

Весенний семестр 28.01.2018 — 13.05.2018.
Все занятия проходят по воскресеньям. Место проведения занятий: ВШЭ (ул.Шаболовка, 26, м. Шаболовская).

Расписание весеннего семестра

Лекция «Каково быть тинейджером в эпоху палеолита?», ведущий – антрополог Станислав Дробышевский.

Казалось бы, какое детство могло быть в палеолите? Время суровое, жизнь короткая, а работы невпроворот. Оказывается, детство было, и довольно интересное! По археологическим артефактам можно обнаружить не только то, как взрослел ребёнок в ту эпоху, но и чем он занимался, во что играл и насколько это похоже на наш образ детства. В современной антропологии эта тема ещё не до конца проработана, а значит — есть место увлекательным исследованиям! На лекции мы узнаем, какие находки на самом деле — игрушки первобытных детей, зачем нужен обряд инициации и как стать взрослым, если ты кроманьонец.

Лекция «Кто такие беженцы, и зачем они бегут в другие страны?», ведущая – кандидат исторических наук, социолог Екатерина Деминцева.

Потоки людей постоянно перемещаются по миру. Одни едут в другие страны, чтобы получить образование, другие – за новой работой. Есть те, кто бежит от бедности в своей стране и ищет работу в другой, чтобы помочь оставшейся на родине семье. Кто-то находит в другой стране свою вторую половинку и переезжает туда. Кто-то хочет изменить жизнь и выбирает другой континент. Но есть и те, кто вынужден уехать из страны, хотя никогда не собирался это делать. Люди бегут в другие страны от войн, политических преследований, климатических катастроф. Их принимают в других странах и помогают им. В лекции пойдет речь об этих людях, беженцах. Мы узнаем мотивы их отъезда, поговорим о том, только ли сегодня появились беженцы в мире, узнаем, как относятся к этой категории переселенцев разные государства и с какими трудностями сталкиваются беженцы сегодня. Мы узнаем, есть ли беженцы в России, и чем они отличаются от мигрантов.

Развивающее занятие «Как говорить так, чтобы слушали?», ведущий – специалист по публичным выступлениям и визуализации информации Станислав Гуревский.

Как изложить информацию в презентации так, чтобы добиваться поставленной цели? Каким образом структурировать факты интересно и понятно для аудитории, чтобы удерживать ее внимание? На развивающем занятии мы разберем основные жанры презентаций, научимся ставить цель на презентацию и составлять грамотно структуру сообщения. Также мы научимся оставлять в презентациях только самое важное, решительно отсекая всё остальное и умещая идею в пять-семь слов, а списки – не более чем в четыре пункта (bullet points). Мы изучим и попробуем на практике правила текстового оформления слайдов и в итоге занятия сумеем красиво преподнести любую тему.

Вектор №1. Как сделать костюм супергероя? Ведущий – Кирилл Низа.

Какой материал самый прочный на Земле? Может ли один и тот же материал служить надежной защитой и в то же время быть очень легким и не сковывать движений? Может ли одежда быть умной? Какой материал обладает памятью и может чинить сам себя после повреждений? На занятии мы окажемся в лаборатории, где проводятся передовые научные исследования. Мы узнаем, на что способен полиэтилен, увидим, как работает оборудование для изготовления и тестирования на прочность готовых деталей и посмотрим, какие современные материалы используются в самых передовых научных областях.

Проект: Разработаем элементы щита супергероя из полимеров и испытаем их прочность; напечатаем на 3D-принтере элементы самораскрывающихся крыльев и исследуем их структуру; изготовим элементы одежды супергероя, которые чувствуют повреждение и могут сообщать об этом. Мы узнаем, как защитить супергероя от радиации, ударов и растворения в кислоте.

Вектор №3. Таламус и гипоталамус: Как изучать мозг? Ведущий – Илья Захаров — выпускник кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ, в 2008−2014 годах — лаборант лаборатории клинической нейрофизиологии в ГНЦ ССП им. Сербского; психофизиолог в ЦПМСС «Северо-Запад» и в Центре нейрореабилитации и патологии речи. Старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики психологического института РАО.

Можно ли увидеть мысль? Где прячется наша память? Зачем нашему мозгу два полушария? На занятиях мы разберемся, какими методами ученые изучают мозг, познакомимся с приборами и оборудованием. Мы побываем в лаборатории исследований мозга, а также попробуем применить кое-что из полученных знаний, чтобы узнать больше о самих себе.

Проект: Придумаем и проведем психофизиологическое исследование, построим собственный эксперимент, научимся анализировать результаты и делать выводы.

Вектор №4. Можно ли сделать лазерный меч? Ведущий – Константин Катамадзе — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории физики квантовых компьютеров ФТИАН РАН, старший научный сотрудник лаборатории квантовой оптики и квантовой информации физического факультета МГУ.

При слове «лазер» мы обычно вспоминаем о мечах джедаев, лазерной указке или бластерах из научной фантастики. Редко кому приходит в голову применение лазера в медицине или то, что на распространенных не столь давно CD и DVD дисках информация записана именно с помощью лазера. А сколько еще примеров неочевидного использования этой фантастической технологии! На занятиях мы узнаем, какие бывают лазеры и проанализируем распространенные мифы о них. Рассмотрим, как и в каких областях науки и техники применяют лазеры. Разберемся в вопросах теории; узнаем, что такое оптические резонаторы и как взаимодействует лазерное излучение с веществом. Наконец, рассмотрим различные типы лазеров на практике.

Проект: Разработаем и проведем экспериментальное исследование изменения профиля лазерного пучка, а также экспериментальное исследование разрушающих свойств лазера. Поймем, как лазерный луч заводят в оптоволокно и зачем это делают; проанализируем, какие свойства лазера используются в технике, а также развенчаем некоторые мифы о лазере.

Вектор №5. Мегаполисы прошлого. Где и как жил человек? Ведущий – Сергей Стефутин — историк, научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея, руководитель Раннесредневековой археологической экспедиции ГИМ.

Что мы знаем о жизни людей в прошлом? Как и где селился человек? Как менялись представления человека об удобствах? Как эволюционировал город? На занятиях мы увидим и изучим, что остается от древних поселений; посмотрим, как археологи раскрывают загадки погибших городов и причины их гибели. Рассмотрим возможности современных технологий (в т.ч. компьютерной визуализации) в археологии.

Проект: Мы поймем, как по отдельным археологическим находкам можно узнать о разных сторонах жизни человека – его быте, одежде, ремеслах и торговле. На основании отдельных деталей восстановим цельную картину жизни поселения.

Лекция длится 50 минут, развивающее занятие – 60 минут, занятие по теме Вектора – 120 минут с перерывом 10 минут.

По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 916 008−12−32.

Купить абонемент