НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕКТОРЫ» (2003−2004 г.р.)

Даты начала и окончания занятий в учебном году 2017−2018: осенний семестр 17.09.2017 — 24.12.2017, весенний семестр 28.01.2018 — 13.05.2018. Все занятия проходят по воскресеньям.

Купить абонемент

Программа направления «Вектор» – для старших студентов, готовых к проектной деятельности. В 13–14 лет кто-то уже определился со своими интересами в той или иной научной области, а другие, напротив, интересуются всем и сразу. Политехнический музей предлагает и первым, и вторым увлекательную работу с научными руководителями, которые помогут направить интерес в нужное русло, понять язык науки и научиться говорить на нем.
Программа предлагает обучение и развитие в определенной области науки. Студент сам выбирает один из пяти научных векторов и на протяжении семестра занимается в рамках этого курса.
Каждый вектор — отдельный курс, состоящий из пяти занятий. Он позволяет изучить заявленную тему и познакомиться с проектной и исследовательской деятельностью в целом. Студенты выбирают проект, обсуждают гипотезы и результаты исследований, а научный куратор поддерживает и направляет студента на всех этапах работы.
В конце семестра каждый студент представляет свой проект, сделанный — индивидуально или в группе — под руководством куратора. Программа семестра состоит из 12 занятий:

  • 4 общие лекции ведущих российских ученых и специалистов в различных областях знаний;
  • 3 занятия, которые помогут развить необходимые для научной-исследовательской работы навыки;
  • 5 занятий в рамках выбранного вектора, во время которых группа из 20 студентов будет вместе работать над научным проектом.

Каждая лекция длится 50 минут, воркшоп и развивающее занятие – 60 минут. Каждое занятие вектора длится два часа (с перерывом в 10 минут). Расписание устроено так, что за один день студент может посетить одно-два занятия.

Вектор№1. Как сделать костюм супергероя?

Науки: физика, материаловедение
Методы исследования: физико-механические испытания, структурный анализ, электронная микроскопия

Какой материал самый прочный на Земле? Может ли один и тот же материал служить надежной защитой и в то же время быть очень легким и не сковывать движений? Может ли одежда быть умной? Какой материал обладает памятью и может чинить сам себя после повреждений? На занятии мы окажемся в лаборатории, где проводятся передовые научные исследования. Мы узнаем, на что способен полиэтилен, увидим, как работает оборудование для изготовления и тестирования на прочность готовых деталей и посмотрим, какие современные материалы используются в самых передовых научных областях.

Проект: Разработаем элементы щита супергероя из полимеров и испытаем их прочность; напечатаем на 3D-принтере элементы самораскрывающихся крыльев и исследуем их структуру; изготовим элементы одежды супергероя, которые чувствуют повреждение и могут сообщать об этом. Мы узнаем, как защитить супергероя от радиации, ударов и растворения в кислоте.

Площадки: университет-партнер, лаборатория композиционных материалов

Ученый: Федор Сенатов – кандидат физико-математических наук. Сотрудник научно-исследовательской лаборатории гибридных наноструктурных материалов / Научно-исследовательский центр композиционных материалов НИТУ «МИСиС».
Область научных интересов: наноматериалы, биосовместимые материалы, механохимия, полимерные композиционные материалы.

Купить абонемент

Вектор№2. Как спроектировать и построить дом в Африке?

Науки: архитектура, история, градостроительство
Методы исследования: анализ контекстно-природных и культурных свойств, технологических приемов, а также анализ типологии и морфологии архитектуры выбранных локаций.

Архитектура зачастую противопоставляется природе, но насколько они на самом деле связаны? Можно ли построить одинаковые дома в пустыне и в джунглях? Могут ли дома защитить нас от засухи или от урагана? Как архитекторы работают в непривычных условиях? На занятиях этого вектора мы узнаем о главных этапах разработки архитектурного проекта, научимся анализировать природные условия и проектировать здания с учетом требований окружающей среды. А заодно поймем, может ли архитектура помогать в решении экологических проблем.

Проект: На основании проведенных исследований различных особенностей местности мы сделаем проекты как жилых домов, так и объектов социального назначения: школы, культурного центра, больницы.

Ученый: Марат Невлютов — архитектор, научный сотрудник отдела проблем теории архитектуры Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), выпускник Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Площадки: университет-партнер

Купить абонемент

Вектор№3. Таламус и гипоталамус: Как изучать мозг?

Все абонементы на Вектор №3 проданы

Науки: психология, когнитивные науки, нейрофизиология
Методы исследования: анализ электрической активности мозга, ЭЭГ, метод связанных с событиями потенциалов (ПСС)

Можно ли увидеть мысль? Где прячется наша память? Зачем нашему мозгу два полушария? На занятиях мы разберемся, какими методами ученые изучают мозг, познакомимся с приборами и оборудованием. Мы побываем в лаборатории исследований мозга, а также попробуем применить кое-что из полученных знаний, чтобы узнать больше о самих себе.

Проект: Придумаем и проведем психофизиологическое исследование, построим собственный эксперимент, научимся анализировать результаты и делать выводы.

Ученый: Илья Захаров — выпускник кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ, в 2008−2014 годах — лаборант лаборатории клинической нейрофизиологии в ГНЦ ССП им. Сербского; психофизиолог в ЦПМСС «Северо-Запад» и в Центре нейрореабилитации и патологии речи. Старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики психологического института РАО.

Площадки: университет-партнер, лаборатория исследований мозга

Купить абонемент

Вектор№4. Можно ли сделать лазерный меч?

Науки: лазерная физика, оптика
Методы исследования: визуальное наблюдение изменения формы светового пучка лазера в зависимости от расстояния и измерение диаметра профиля пучка, определение порога интенсивности лазерного излучения для пробоя воздушных шаров разного цвета

При слове «лазер» мы обычно вспоминаем о мечах джедаев, лазерной указке или бластерах из научной фантастики. Редко кому приходит в голову применение лазера в медицине или то, что на распространенных не столь давно CD и DVD дисках информация записана именно с помощью лазера. А сколько еще примеров неочевидного использования этой фантастической технологии! На занятиях мы узнаем, какие бывают лазеры и проанализируем распространенные мифы о них. Рассмотрим, как и в каких областях науки и техники применяют лазеры. Разберемся в вопросах теории; узнаем, что такое оптические резонаторы и как взаимодействует лазерное излучение с веществом. Наконец, рассмотрим различные типы лазеров на практике.

Проект: Разработаем и проведем экспериментальное исследование изменения профиля лазерного пучка, а также экспериментальное исследование разрушающих свойств лазера. Поймем, как лазерный луч заводят в оптоволокно и зачем это делают; проанализируем, какие свойства лазера используются в технике, а также развенчаем некоторые мифы о лазере.

Площадка: Корпус нелинейной оптики Физического факультета МГУ им. Ломоносова

Ученый: Константин Катамадзе — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории физики квантовых компьютеров ФТИАН РАН, старший научный сотрудник лаборатории квантовой оптики и квантовой информации физического факультета МГУ.

Купить абонемент

Вектор№5. Мегаполисы прошлого. Где и как жил человек?

Науки: археология, история
Методы исследования: типологический анализ, структурный анализ, источниковедение, компьютерные технологии

Что мы знаем о жизни людей в прошлом? Как и где селился человек? Как менялись представления человека об удобствах? Как эволюционировал город? На занятиях мы увидим и изучим, что остается от древних поселений; посмотрим, как археологи раскрывают загадки погибших городов и причины их гибели. Рассмотрим возможности современных технологий (в т.ч. компьютерной визуализации) в археологии.

Проект: Мы поймем, как по отдельным археологическим находкам можно узнать о разных сторонах жизни человека – его быте, одежде, ремеслах и торговле. На основании отдельных деталей восстановим цельную картину жизни поселения. Попробуем сделать компьютерную 3D-модель артефакта или ландшафта.

Ученый: Василий Новиков — кандидат исторических наук, выпускник кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Разработчик базы данных ГИС по Гнездовскому археологическому комплексу. C 2016 г. руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнездово».

Площадки: университет-партнер, музей, возможен выезд на открытую площадку (в том числе, на полевые археологические работы в осенне-зимний сезон).

Всю важную информацию об Университете детей, условиях зачисления и процедуре покупки абонемента мы можете найти здесь.

Стоимость обучения по программе «Векторы» – 15000 рублей за год (или 8000 рублей за семестр). В Университете детей действует семейная скидка 20% на покупку абонемента для второго и третьего ребенка. Годовой абонемент можно приобрести с рассрочкой (70% стоимости абонемента оплачивается сразу, а оставшиеся 30% — до 14 ноября 2017 года). По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 916 008−12−32.

Купить абонемент