НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕКТОРЫ» (2002−2003 г.р.)

В 13–14 лет одни дети уже более четко начинают выражать и направлять интерес в ту или иную область, а другие, напротив, интересуются всем и сразу. Политехнический музей предлагает и первым, и вторым увлекательную работу с научными руководителями, которые помогут найти занятие по душе, направить интерес в нужное русло, понять язык науки и научиться говорить на нем.

Программа семестра состоит из 12 занятий:

  • 4 общие лекции ведущих российских ученых и специалистов в различных областях знаний;
  • 3 развивающих занятия, которые помогут сформировать такие необходимые навыки, как умение работать в группе и оценивать эффективность своей деятельности;
  • 5 занятий в рамках выбранного вектора.

Каждый вектор (отдельный курс, состоящий из пяти занятий) позволяет изучить заявленную тему и познакомиться с проектной и исследовательской деятельностью.

Эта программа предлагает обучение и развитие в определенной области науки. Студент выбирает один из шести научных векторов и на протяжении семестра занимается в рамках этого курса. В конце семестра каждый учащийся представляет свой проект, сделанный (индивидуально или в группе) под руководством куратора. В весеннем семестре студенты будут работать в следующих областях: экология и химия, история, экономика и бизнес-планирование, мнемоника и педагогика, биология и физиология, математика и программирование, а также физиология спорта.

Во время занятий студенты выбирают темы проектов, обсуждают гипотезы и результаты исследований. Научный куратор поддерживает и направляет студента на всех этапах работы над проектом.

Одна лекция длится 50 минут, воркшоп и развивающее занятие – 60 минут, каждое занятие Вектора длится полтора часа. Расписание устроено так, что за один день студент может посетить одно-два занятия. Точное расписание, место и график проведения занятий будут доступны в личном кабинете после приобретения абонемента.

Стоимость обучения по программе «Векторы» – 6500 рублей за семестр.

Вектор №1 Научный подход к проблеме мусора.

Многие знают, что на окраинах крупных городов образуются большие свалки и что такой способ утилизации наносит непоправимый вред окружающей среде. На занятиях вектора мы попробуем разобраться, верны ли эти предположения, и если да, то как с бороться с загрязнениями на окраинах крупных городов. Мы выясним, какие именно химические вещества образуются в условиях свалки, как они загрязняют воду и почву и как все это сказывается на людях, животных и растениях.

Участников ждут опыты и эксперименты: для выяснения столь важных вопросов необходимо провести целое исследование с использованием различных приборов и реактивов.

Также мы постараемся найти способы, которыми можно было бы решить проблему мусора. Если мы докажем, что свалки опасны, то нужно и сформулировать ответ на вопрос «что делать?». В рамках вектора студенты узнают о том, что такое экологический образ жизни, познакомятся с технологиями, которые позволяют современному человеку минимизировать отрицательное воздействие на природу.

Наука: экология, биология, химия
Ведущий: Алина Кольовска, Лидия Беляева
Место проведения: МИСиС, м. Октябрьская кольцевая, Ленинский проспект д.4
Даты: 5 февраля, 19 февраля, 5 марта, 26 марта, 16 апреля
Время: 11:00

Вектор №2 Как технологии повлияли на войну и мир в XIX веке?

Что мы можем понять о войне 1853−1856 годов, если проанализируем такие открытия медицины XIX века как переливание крови или использование эфира в качестве анестезии? Что можно выяснить о тех событиях, если изучить архив первого официального военного фотографа Роджера Фентона?

На весеннем векторе мы узнаем, как можно реконструировать историческое событие почти 200-летней давности на основе детального анализа информации. Мы посмотрим на Крымскую войну с точки зрения разных наук: географии, медицины, физики. Попытаемся понять, как развитие фотографии, паровых машин, нарезного оружия, полевой медицины и железных дорог повлияло на ход истории. Студенты проведут собственное исследование и узнают, как новые технологии изменили способы ведения войны. Мы рассмотрим физические модели оружия и двигателей того времени. В конце занятия студенты предложат собственную интерпретацию событий Крымской войны.

Наука: история
Ведущий: Константин Левушкин, историк, методист академии «Арзамас»
Группа: 20 человек
Место проведения: МИСиС, м. Октябрьская кольцевая, Ленинский проспект д.4
Даты: 5 февраля, 19 февраля, 5 марта, 26 марта, 16 апреля
Время: 13:00

Вектор №3 Как научить машину думать?

В современном мире информационных технологий все чаще приходится слышать о нейросетях. Что это такое? Зачем они нужны? Что общего между нейросетями и нашим мозгом? Как человеку удалось создать обучаемую систему? Ведь нейросеть действует не только в соответствии с заданным алгоритмом и формулами, но и на основании предыдущего опыта. В рамках векторы студенты будут искать ответы на эти вопросы и познакомятся с основами создания нейросетей.

Наука: математика, программирование
Ведущий: Алексей Артемов
Место проведения: МИСиС, м. Октябрьская кольцевая, Ленинский проспект д.4
Даты: 5 февраля, 19 февраля, 5 марта, 26 марта, 16 апреля
Время: 15:00

Вектор №4 Быстрее, выше, умнее: как сделать тренировку научно обоснованной?

Занятия вектора будут проходить в Центре спортивных технологий Москомспорта, где тестируются и тренируются профессиональные спортсмены. Ведущие специалисты и ученые Центра внедряют инновационные системы подготовки спортсменов, опираясь на научные знания о работе нашего организма. Студенты смогут на практике познакомиться с работой уникального центра и узнать, как с научной точки зрения подойти к разработке тренировочного плана. На занятиях вектора мы используем новейшие технологии для оценки параметров бега, прыжков и скорости реакции. Узнаем, от чего зависит тот или иной параметр, что именно в нашем организме отвечает за тот или иной характер движения. На основе этих данных разработаем индивидуальные научно обоснованные тренировочные планы.

На занятиях вектора студентам понадобится спортивная обувь и одежда, не сковывающая движения.

Наука: физиология, физиология спорта, наука о спорте (sport science)
Ведущий: Светлана Миссина, педагог-валеолог, научный сотрудник Центра спортивных технологий Москомспорта, специалист в области многопрофильного тестирования cпортсменов
Место проведения: Центр спортивных технологий Москомспорта, ул. Советской Армии, д. 6
Даты: 12 февраля, 26 февраля, 19 марта, 2 апреля, 23 апреля
Время: 11:00

Вектор №5 Как запоминать научную информацию?

Что делать, чтобы легко изучать иностранные языки? Как запоминать все медико-анатомические термины? Что поможет не забывать физико-математические формулы? А как настроить свой мозг на запоминание исторических дат и фактов?

На этом курсе студенты узнают о мнемотехниках, помогающих запоминать информацию в разных научных областях. Вы проанализируете ключевые методики запоминания в наиболее интересной для вас научной сфере и проработаете в своей группе самые действенные из них.

Известно, что лучше всего человек запоминает, когда передает информацию другим. Поэтому для защиты финальных проектов студенты опробуют свои педагогические способности и объяснят аудитории, какие мнемотехники оказались для них самыми эффективными и почему.

Наука: мнемоника, педагогика
Ведущий: Никита Петров, фольклорист, антрополог, специалист по мнемонике
Группа: 20 человек
Место проведения: МИСиС, м. Октябрьская кольцевая, Ленинский проспект д.4
Даты: 12 февраля, 26 февраля, 19 марта, 2 апреля, 23 апреля
Время: 13:00

Вектор №6 «Зачем изучать поведение животных?»

Как и для чего изучают поведение? Как проходят эксперименты в научных лабораториях по изучению поведения лабораторных животных? Как можно использовать результаты этих исследований?
На занятиях мы с вами ответим на эти вопросы и поставим несколько научных экспериментов с лабораторными животными. Мы будем оценивать поведение лабораторных крыс в разных ситуациях и обработаем полученные результаты. Всё будет как в настоящей научной лаборатории. Каждый сможет стать ненадолго настоящим физиологом.

Внимательно отнеситесь к выбору этого вектора, если у вашего ребенка аллергическая реакция на животных (крыс).

Ведущий: Себенцова Елена.
Наука: биология, физиология
Группа: 20 человек
Место проведения: МИСиС, м. Октябрьская кольцевая, Ленинский проспект д.4
Даты: 12 февраля, 26 февраля, 19 марта, 2 апреля, 23 апреля
Время: 15:00

Вектор №7 Должен ли Марк Цукерберг косить траву перед своим домом?

Почему одни люди работают в корпорациях, другие принимают решение открыть свой бизнес, а третьи зарабатывают деньги фрилансом (частная работа на себя без посещения офиса), выполняя проекты разных заказчиков? Почему одни страны покупают много товаров за рубежом, а другие производят всё сами?

На этом экономическом курсе мы познакомимся с концепцией сравнительного преимущества, которая помогает ответить на эти и другие вопросы. В течение семестра участникам предстоит выполнить свое исследование, в ходе которого они смогут потренироваться в принятии стратегических решений, оказавшись на месте человека, семьи, фирмы или целой страны.

Наука: экономика
Ведущий: Данил Федоровых, старший преподаватель факультета экономических наук Высшей школы экономики (ВШЭ) в Москве, популяризатор экономических знаний.
Группа: 20 человек
Место проведения: МИСиС, м. Октябрьская кольцевая, Ленинский проспект, д. 4
Даты: 19 февраля, 12 марта, 26 марта, 9 апреля, 30 апреля
Время: 11:00