Лаборатория Биологии

Культурный центр ЗИЛ

Руководитель Лаборатории Биологии

Илья Колмановский

+7 495 780-60-25
Связаться с нами

Лаборатория Биологии

Лаборатория биологии Политехнического музея проводит занятия для детей по ботанике, зоологии, биологии, основам анатомии человека, медицины и палеонтологии.

Записаться в кружки можно, заполнив форму на сайте, запись для групп – +7 916 008−12−31. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Мы ищем в песке кости динозавра, знакомимся с умными и глупыми крысами, пытаемся понять, почему летающие сверчки становятся более агрессивными, а также проводим почти настоящую хирургическую операцию с помощью лапароскопического тренажера.

Илья Колмановский, кандидат биологический наук, учитель, Карманный ученыйТМ издательства «Розовый Жираф», куратор Лаборатории биологии Политехнического музея: «Мы хотим, чтобы научное исследование стало для наших посетителей настоящим приключением! Мы подготовили уроки музейного качества: то есть такие, какие нельзя провести ни в школе, ни дома».

У нас есть три типа занятий: групповые занятия для школьников, кружки и разовые занятия.

  1. Для групп мы предлагаем: «Эксперимент со сверчками: гладиаторские бои», «Шагающий ящер», «Эксперимент: крысы в лабиринте», «Урок зоологического рисунка» и др. Подобности и цены можно посмотреть здесь.
  2. В кружках дети в течение полугода изучают практическую ботанику, исследуют анатомию человека, а в «Лаборатории Дуремара» наблюдают за жизнью личинок, жуков, комаров, дождевых червей, улиток, раков, крабов и тараканов. Подобности и цены можно посмотреть здесь.
  3. Разовые занятия лаборатории проходят по субботам и воскресеньям. Мы зовем детей на «Крысиные истории», где они наблюдают за животными в водном лабиринте, на занятие по палеонтологии «Ящер», а также приглашаем принять участие в настоящей медицинской операции. Подобности и цены можно посмотреть здесь.

Запись в кружки на второй семестр открыта!

Занятия

Лаборатория Дуремара

Классический крючок, на который в детстве ловятся будущие академики. Личинки жуков и комаров, дождевые черви, улитки, раки, крабы, тараканы. Тропические экзоты и микроскопические обитатели луж. Загадки, эксперименты, исследования под микроскопом.

Запись в кружок происходит через сайт, после подтверждения заявки администратором.

Запись в кружок закрыта, так как группа полностью сформирована. Чтобы узнать о предпродаже на следующий семестр, пожалуйста, заполните форму. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Для этого возраста (1−3 класс) у нас еще остались свободные места в кружках: Практическая математика (2 кл.) Зоя Захарова,
Как изобрести колесо (1−2 кл.) Ласточкина Ольга.

Возраст: 1-3 класс
Длительность занятий: 1 час
Количество занятий: 12
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Ср 17:00
Период: 25.01-19.04
Стоимость: 9600 руб.

Самый юный медик

Ведущая: Екатерина Богачева

Задумываетесь о поступлении в медвуз? Ходите в походы и хотите уметь оказывать первую помощь? Или просто готовы спасти подавившегося соседа по столику в школьной столовой? Этот кружок для вас. Здесь вы получите первый опыт хирургии (на профессиональных лапароскопических тренажерах). Узнаете, как работает сердце, как будет развиваться медицинский hi-tech в XXI веке. И главное: получите опыт живого общения с настоящими врачами – недавними выпускниками ФФМ МГУ и мединститутов.

Запись на первую ступень закрыта, так как группа полностью сформирована. Чтобы узнать о предпродаже на следующий семестр, пожалуйста, заполните форму. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Для этого возраста (1−3 класс) у нас еще остались свободные места в кружках:

Конструирование Lego We-Do (1−2 кл.) Булат Сахибгареев,
Как изобрести колесо 1 (1−2 кл.) Ласточкина Ольга.

Возраст: 1-6 класс
Длительность занятий: 1 час
Количество занятий: 10
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Первая ступень (1–3 класс) – Вс 12:00; Вторая ступень (1–6 класс) – Вс 10:00;
Период: 05.02-09.04
Стоимость: 10000 руб.

Крысиные истории

Веселые приключения усатых друзей в водном лабиринте. Дети научат собственную крысу запоминать дорогу, нырять и решать задачи, а заодно научатся сами ставить научные эксперименты и анализировать результаты.

Запись в кружок происходит через сайт, после подтверждения заявки администратором.

Возраст: 2-5 класс
Длительность занятий: 1 час
Количество занятий: 10
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Сб 10:00
Период: 28.01-01.04
Стоимость: 10000 руб.

Личная жизнь растений

Ведущий: Никита Тиунов.

Как прорастают семена, можно ли извлечь из растений краски, как двигаются хищные растения, как растения дышат и транспортируют воду, как определить возраст деревьев — и еще 1000 вопросов и увлекательных лабораторных экспериментов для детей, которые уже столкнулись с предметом «Окружающий мир», и которым нужно срочно вернуть любовь и мотивацию к этому предмету, пока не началась школьная ботаника.

Возраст: 3-5 класс
Длительность занятий: 1 час
Количество занятий: 12
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Пн 17:00
Период: 06.02-24.04
Стоимость: 9600 руб.

Микроскоп и я

Кружок, в котором дети учатся работать с микроскопом, самостоятельно делать препараты и окрашивать их. Из чего сделана табуретка? Взбодрит ли дафнию кофе? Кто живет у меня во рту? Эти и другие вопросы любой владелец микроскопа должен решать сам!

Возраст: 3-5 класс
Количество занятий: 12
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Ср 18:30
Период: 25.01-19.04
Стоимость: 8400 руб.

Юный медик

Преподаватель: Дубровская Лада

Задумываетесь о поступлении в медвуз? Ходите в походы и хотите уметь оказывать первую помощь? Или просто готовы спасти подавившегося соседа по столику в школьной столовой? Этот кружок для вас. Здесь вы получите первый опыт хирургии (на профессиональных лапароскопических тренажерах). Узнаете, как работает сердце, как будет развиваться медицинский hi-tech в XXI веке. И главное: получите опыт живого общения с настоящими врачами – недавними выпускниками ФФМ МГУ и мединститутов.

Запись в кружок закрыта, так как группа полностью сформирована. Чтобы узнать о предпродаже на следующий семестр, пожалуйста, заполните форму. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Возраст: 7-11 класс
Длительность занятий: 1 час
Количество занятий: 10
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Первая ступень – Сб 13:30, Вторая ступень – Сб 11:30, Третья ступень – Вс 14:00
Период: Первая ступень, Вторая ступень – 28.01-01.04, Третья ступень – 29.01-02.04
Стоимость: 10000 руб.

Стоимость групповых занятий для школьников:

до 15 человек – 5500 руб.;
до 30 человек – 8000 руб.

Некоторые лаборатории Культурного центра ЗИЛ рассчитаны на группы не более 15 человек. При необходимости проведения одного занятия на 30 человек в такой лаборатории, класс разбивается на две группы по 15 человек, которые занимаются поочередно.

Научные плакаты Политеха и Visual Science готовы! Любая школа может получить их бесплатно, записавшись на занятие для школьных классов в Научных лабораториях.

Также возможно сдвоенное занятие, при котором 15 человек идет на занятие по одному предмету, например, в Лабораторию Химии, а другие 15 человек — на занятие в Лабораторию Биологии. После занятия группы меняются друг с другом.
Стоимость сдвоенного занятия составляет 16000 руб.

Занятия

1–11 класс Иерархия у сверчков: эксперимент по смене ранга

Еще в древнем Китае люди начали устраивать состязания между сверчками. Сегодня биологи изучают поведение сверчков, потому что оно на 100% предсказуемо: они похожи на небольших роботов с несколькими программами поведения. Мы поставим увлекательный эксперимент, настоящий турнир между сверчками, и сможем наблюдать его через видеокамеру на большом экране. В ходе занятия школьники проведут собственные опыты, научатся делать наблюдения, познакомятся с понятиями «гипотеза» и «контрольный эксперимент». Участвовать могут даже дошкольники!

Это занятие предусматривает свою форму проведения для разных возрастов — с разной программой, разными раздаточными материалами и пособиями.

1–4 класс
Акцент делается на первые шаги натуралиста в знакомстве с увлекательными наблюдениями, осознании наблюдаемого — и, конечно, азарте каждого опыта по ссаживанию сверчков.

6–8 класс
Акцент делается на зоологии, особенностях образа жизни насекомых и их адаптациях.

9–11 класс
Акцент делается на биохимии, нейробиологии, влиянии медиаторов и гормонов на поведение животных и человека.

Ключевые понятия:

7 класс: общественные насекомые, поведение, иерархия, нервная система насекомых, полет у насекомых

8 класс: нервно-гуморальная регуляция поведения, медиаторы, афферентные пути

10 класс: поведение животных, инстинктивное поведение, иерархия, доминирование

(можно адаптировать для младших классов, "Окружающий мир: насекомые")

Участники узнают о доступных методах содержания и разведения сверчков в живых уголках.

Длительность занятий: 1 час

1–11 класс Походки четвероногих: биомеханика и палеонтология

Все мечтают стать палеонтологами! В начале занятия дети раскопают из песка кости вымершего ящера, смонтируют единый скелет, изучат окаменевшую следовую дорожку, найденную неподалеку — в районе реки Северная Двина. Затем они обсудят, как именно животное с такими особенностями скелета и такими следами могло бы двигаться. Чтобы проверить предположение участников лаборатории, в конце занятия им будет продемонстрирован огромный «живой» самодвижущийся ящер.

Это занятие предусматривает свою форму проведения для разных возрастов с разной программой:

1–6 класс
Упор делается на двигательную активность, самостоятельное исследование костей, игру с ящером, рассказ о работе палеонтологов (подходит и для дошкольников).

7–9 класс
Упор делается на построении биомеханической гипотезы, законах биомеханики, расчетах, сравнении с современными рептилиями.

10–11 класс
Упор делается на рассказ об истории жизни на земле, эволюции локомоции, происхождении и судьбе класса зверообразных рептилий.

Ключевые понятия:

7 класс: Рептилии, происхождение рептилий, скелет, скелет конечностей, аллюр, локомоция.

8 класс: Скелет конечностей, пояса конечностей, биомеханика двуногой и четвероногой походки (в сравнении).

10 класс: Палеозой, выход на сушу, первые четвероногие, методы палеонтологии, синапсидные рептилии, Пермский период, реконструкция локомоции.

Занятие может быть адаптировано для младших классов (Окружающий мир, История жизни на Земле).

Длительность занятий: 1 час

5–6 класс Как двигаются растения: тропизмы

Как двигаются растения, у которых нет ни мускулатуры, ни мозга? На занятии дети увидели в ускоренной съемке танцы ростков базилика, живущего в лаборатории биологии, а также покормили хищное растение Dionaea muscipula. Как устроен капкан Венериной мухоловки, дети узнали в ходе самостоятельного эксперимента с инженерной моделью этого хищного растения – механическим автоматом с капканом, в который можно поймать огромных "мух".


Участники узнают о доступных методах содержания и разведения растений Венерина Мухоловка, проростков базилика, съемке тайм-лэпс в школьной лаборатории.

Ключевые понятия: геотропизм, гелеотропизм, хищные растения

Возраст: 6 класс
Длительность занятий: 1 час

6–11 класс УЗИ и флуоресценция в ультрафиолете

Есть вещи, которые не видны невооруженным глазом. Но мы можем проникнуть в тайны организма при помощи медицинского ультразвукового аппарата и даже можем раскрасить все прозрачное и невидимое красками, которые будут светиться в ультрафиолете (этим мы займемся во второй половине занятий). Мы изучим ток жидкостей в сосудах при помощи эффекта Допплера, познакомимся со светящимися трансгенными рыбками, морскими раковинами и скорпионами. И даже унесем домой трофеи: невидимые рисунки, которые светятся в ультрафиолете и собственные распечатки с УЗИ (расшифровка слова, буквы которого участники занятия сами обнаружат в таинственной черной коробке).

В обоих случаях мы используем волны с высокой энергией: ультразвук (миллионы колебаний в секунду) и ультрафиолет (короткая длина волны). Такое занятие – редкий шанс объединить в сознании физику и биологию, разложить по полочкам базовые законы и научиться применять их на практике

Преподаватель: Богачева Катя.

Возраст: 6–11
Длительность занятий: 1 час

6 класс Дендрохронология: определение возраста по керну

Мы определим возраст дерева, как это делают лесники: при помощи бурения кернов и их окрашивания, выясним как работает проводящая система дерева, и узнаем о самых старых деревьях на свете. На занятии дети будут работать с пособием «Дерево в музее», в которое входит огромный ствол дерева и "комплект" его ключевых элементов: поперечный срез, набор окрашенных микропрепаратов и набор ветвей для знакомства с ветвлением побега.

Ключевые понятия: утолщение побега, годичные кольца, проводящая система, сосуды, деревья, микроскопия, окрашивание срезов.

(можно адаптировать для младшей школы — "Окружающий мир" — о деревьях, тайге, о возрасте деревьев)

Возраст: 6 класс
Длительность занятий: 1 час

6–11 класс Видеосъемка в биологии: slow-motion & timelaps

Сколько раз в секунду бражник бьет крыльями? Почему крыса, когда отряхивается, поджимает передние лапы? По какой траектории ползают улитки? Как двигаются проростки семян? Биологи научат вас ускорять и замедлять время при помощи простых гаджетов: ведь биологи очень любят изучать явления слишком стремительные или слишком медленные для того, чтобы их мог разглядеть невооруженный глаз. Участники занятия проведут сверхскоростные (slowmo) и интервальные (timelapse) съемки живых объектов.

Преподаватель: Богачева Катя.

Возраст: 6–11 класс
Длительность занятий: 1 час

7–8 класс Ракообразные: как бьется сердце дафнии

В ходе эксперимента участники изготовят микроскопический препарат из живых дафний, планктонных рачков. Пользуясь цифровой видеокамерой, участники урока измеряют пульс дафнии в покое — и под действием… кофе! В ходе урока посетители музея сравнят сердцебиение у себя и у дафнии (под нагрузкой и под действием кофеина), узнают о физиологии ракообразных на примере речного рака, дафнии, камчатского краба (и других крабов из нашей коллекции таксидермии).

Участники узнают о доступных методах содержания и разведения дафний в условиях живого уголка.

Разделы: "Человек" 8й класс, "Ракообразные" 7й класс.

Ключевые понятия:

7 класс: экзоскелет, поверхность и объем, диффузия, зоопланктон, микроскопия, ракообразные.

8 класс: частота сердечных сокращений, гуморальная регуляция, кофеин.

Возраст: 7–8 класс
Длительность занятий: 1 час

7–10 класс Аллометрия: состязание в силе между человеком и жуком

На занятии участники познакомятся с самыми крупными жуками тропиков — оленьками, бронзовками, пахнодами, скарабеями, носорогами (конкретные виды могут в зависимости от сезона быть представлены живыми имаго, личинками разных возрастов или засушенными имаго). Участники занятия узнают о доступных методах содержания и разведения жуков в живых уголках, подержат в руках огромных личинок и взрослых особей. Познакомятся с методом содержания личинок в толще грибного мицелия.

Эксперимент: мы узнаем, что жук может сдвинуть с места груз, в 20 раз превосходящий его массу. Участники занятия впрягутся в подвижную платформу и попробуют стронуть с места 5 людей. Познакомятся с препаратами мускулатуры насекомых и узнают об эффектах аллометрии, о роли размера животного в его локомоции и о развитии мышечного усилия. Будет введено понятие "площадь физиологического поперечника мышцы".

7 класс: экзоскелет, аллометрия, членистоногие, жуки, полное превращение, личинки. Биомеханика. Симбиоз (гриб-жук). Микроскопия

10 класс: роль насекомых и грибов в круговороте веществ

(можно адаптировать для младшей школы: Окружающий мир: насекомые и круговорот веществ)

Возраст: 7–10 класс
Длительность занятий: 1 час

8−11 класс Эксперимент: крысы в лабиринте

Тема занятия — основы высшей нервной деятельности; инстинкт и обучение.

Как животные узнают, где они находятся и куда им идти? Участники лаборатории проведут эксперимент: посадят в водный лабиринт несколько крыс и понаблюдают, как они находят выход в сухую камеру с опилками.

Предусмотрены модификации этого занятия для средней и младшей школы.

Длительность занятий: 1 час

8–11 класс Лапароскопия: удаление желчного пузыря

Участники занятия проведут операцию с помощью лапароскопического тренажера, видеокамеры, профессионально изготовленных муляжей тканей, органов и хирургических инструментов. В увлекательной игровой форме мы познакомимся со всеми аспектами темы «Физиология человека: щелочное пищеварение».

Длительность занятий: 1 час

8–11 Электрофизиология: эксперимент с мадагаскарским тараканом-киборгом

Как управлять тараканом с помощью мобильного телефона?

В ходе занятия участники ставят электрофизиологический эксперимент с мадагаскарским тараканом: пользуясь мобильным телефоном, мы будем отправлять сигнал на антенны насекомого, возбуждая его рецепторы – и создавая в ЦНС пособия «киборг» иллюзию механического препятствия. В итоге наши киборги будут поворачивать по команде, и мы убедимся в правоте Луиджи Гальвани и Евгения Васильевича Базарова, считавших, что в нервной системе действует электричество.

Второе пособие – «танцующий мускул» – продемонстрирует это же явление в эфферентной части нервной дуги: слаботочный сигнал с аудио-разъема в телефоне приведет в действие нервно-мышечный препарат.

На занятии мы продемонстрируем этот эксперимент на человеческом организме: замедлив в 50 раз сверхскоростное видео коленного рефлекса, мы сможем измерить скорость прохождения нервного сигнала по проводящим путям.

Участники узнают о доступных методах содержания и разведения мадагаскарских тараканов в живых уголках (в школьной лаборатории).

Ключевые понятия:

7 класс: Нервная система членистоногих.

8 класс: Нервная система, афферентная и эфферентная часть рефлекторной дуги, нейрон, проведение сигнала, нейрон.

9 класс: Нейрогуморальная регуляция.

10 класс: Экспериментальные методы в электрофизиологии.

Возраст: 8–11 класс
Длительность занятий: 1 час

9–11 класс Генетика: опыты с фруктовыми мушками

В ходе занятия старшеклассники обучатся методике, с которой началась наука о наследственности: обнаружение и закрепление редкого мутантного типа среди сотен фруктовых мушек. В ходе занятия участники поработают с реальными культурами дрозофил, научатся усыплять, пересчитывать, будить, кормить и даже спаривать насекомых.

Участники узнают о доступных методах содержания и разведения дрозофилы в живых уголках (в школьной лаборатории).

Ключевые понятия: ген, признак, мутация, фенотип. дрозофила. генетика, методы исследования.

Возраст: 9–11 класс
Длительность занятий: 1 час

Разовые занятия лаборатории проходят по субботам и воскресеньям. Мы зовем детей на «Крысиные истории», где они наблюдают за животными в водном лабиринте, на занятие по палеонтологии «Ящер», а также приглашаем принять участие в настоящей медицинской операции.

`

Расписание