Экспозиция на ВДНХ «Россия делает сама»

Посетителей ждут научные и технические разработки легендарных российских ученых, экспонаты из коллекции Политехнического музея, мультимедийные и интерактивные объекты, возможность ставить опыты и проводить самостоятельные эксперименты.

Политех на ВДНХ

+7 495 780-60-27

Связаться с нами

Политех на ВДНХ

На время реконструкции исторического здания Политехнического музея на территории ВДНХ открылась временная экспозиция музея. Мы назвали ее «Россия делает сама». Здесь можно узнать о легендарных российских ученых прошлого и настоящего, знаменитых и малоизвестных научных и технических разработках разных лет, поучаствовать в настоящих экспериментах. Над созданием экспозиции работали ученые, журналисты, дизайнеры, художники из разных городов нашей страны.

Время работы выставки:

вт.–пт.: 11:00–19:00
сб.–вс.: 11:00–21:00
пн. – выходной день
Кассы закрываются за час до окончания работы выставки.
Последняя среда нечетного месяца – санитарный день.

Билеты:
 — взрослые – 350 руб.
 — пенсионеры – 150 руб.
 — студенты ВУЗов (по предъявлению соответствующего документа, в том числе по картам ISIC/ITIC/IYTC) – 200 руб.

Уважаемые посетители! К оплате принимаются банковские карты.

Купить билет можно по ссылке.

Внимание! Для детей до 14 лет вход на экспозицию – только в сопровождении взрослых.

Бесплатные билеты по представлению соответствующего документа льготным категориям граждан:
 — Герои Советского Союза и России, полные кавалеры Ордена Славы;
 — инвалиды I и II группы, участники Великой Отечественной войны;
 — лицам, не достигшим 16-летнего возраста;
 — бесплатное посещение для многодетных семей: первый вторник каждого месяца.

Экскурсии:

  • группа 1–5 человек – 1500 руб.;
  • группа 6–12 человек – 2700 руб.;
  • группа 13–20 человек – 6000 руб.;
  • школьная группа 13–16 человек – 3000 руб.;
  • школьная группа 17–20 человек – 4000 руб.;
  • школьная группа 21–24 человек – 5000 руб.;

Экскурсии

Обзорная экскурсия

Интересно будет детям и взрослым, причем как новичкам, так и тем, кто уже был в музее и теперь хочет подробнее изучить экспозицию.

Экскурсия поможет сформировать целостное представление о ключевых достижениях советской, российской и мировой науки и поразмышлять о неочевидных взаимосвязях технических, естественных и гуманитарных наук. Вы узнаете о семи важных для современной науки темах, каждой из которых посвящен отдельный зал.

«Энергия ядра» – это рассказ о самых амбициозных проектах по использованию ядерной энергии и одновременно о страшных последствиях ядерной войны. «Энергия плазмы» – как люди «приручали» молнию и что такое «Токамак». «Радио +» – о невидимых, но вполне ощутимых электромагнитных волнах. «Иллюзии» – о голограммах, неотличимых от реальных предметов. «Аналоги природы» – о том, какие идеи ученые позаимствовали у природы. «Новый антропогенез» – о точных математических расчетах и первых роботах. «За пределами Земли» – о том, как мечта о полете в космос стала реальностью.

Заказывая экскурсию, вы можете назвать наиболее интересные вам темы, и экскурсовод остановится на них подробнее.

Экскурсия «4 силы в природе»

Будет интересна старшеклассникам, плутающим в дебрях школьного курса физики и желающим соотнести теоретические знания с тем, что можно увидеть собственными глазами.

В мире действуют всего четыре силы, и в рамках этих четырех взаимодействий можно описать все явления природы, будь то падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок пингвина в воду или радиоактивный распад вещества. Это гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия.

Гравитационная сила, например, самая слабая из всех, но радиус ее действия бесконечен. У электромагнитной силы, являющейся сочетанием электрического и магнитного полей, тоже бесконечный радиус действия. Кроме сильного ядерного взаимодействия, открывшего нам атомную бомбу и атомные электростанции, известно и слабое ядерное взаимодействие. Яркий пример — это радиоактивный распад: зная время распада, можно определять возраст самых разных объектов из далекого прошлого. Иначе как бы еще ученые узнали, в какую эпоху жили динозавры?

Человечество постепенно осваивает и использует четыре силы в своих целях. В ходе экскурсии ребята узнают, где эти силы нам помогают, а где их приходится преодолевать.

Экскурсия «Бионика»

Будет интересна ученикам младших и средних классов вне зависимости от тяги к естественнонаучному или гуманитарному знанию.

В природе все идеально рассчитано. Она разумна, рациональна и изобретательна, поэтому ученые и инженеры всего мира пытаются заимствовать действующие в ней принципы. А какие технологии, придуманные природой, использует человек?

Изучением природного электричества — молний — ученые начали заниматься очень давно. Со временем смогли получить свою искусственную молнию – электрический разряд. Радиолокация, основанная на принципе отражения волн, родилась из наблюдения за поведением некоторых животных. Например, бабочки, летучие мыши, дельфины используют ультразвук, чтобы ориентироваться в пространстве и облетать препятствия. Ультразвуковые датчики в машинах хранят автомобиль от удара о бордюр при парковке и предупреждают водителя о наличии машины в «слепой зоне».

Даже способы перемещения в пространстве мы все время подсматриваем у природы: самолеты похожи на птиц, подводные лодки — на рыб. Принцип реактивного движения ракет — и тот взят у медузы, которая сокращением мускулов выталкивает из-под своего колоколообразного тела воду и получает толчок в обратном направлении. Подсказками природы человек пользуется и в быту: идея липучки для одежды, например, позаимствована у репейника.

В ходе экскурсии ребята узнают, какими еще открытиями и изобретениями человечество обязано наблюдению за природой.

Экскурсия Изобретения и изобретатели

На экскурсии посетители откроют для себя неизвестные ранее факты из жизни известных изобретателей, проникнут в ход их мыслей и вместе с ними пройдут путь от первых идей до воплощения изобретений в жизнь.Технические подробности останутся за рамками экскурсии, а в центре внимания окажутся личные истории, переживания, неожиданные повороты событий и судьбы. Экскурсанты выяснят, что изобретение Льва Термена было не просто новым музыкальным инструментом, но еще и кремлевской сигнализацией, откроют для себя трагическую историю Георга Рихмана и узнают первые слова, переданные Александром Поповым по радио.

Экскурсия «Лучшее – взрослым»

Мы привыкли, что детям преподносят науку интересно, ярко и захватывающе, а взрослые могут целый час смирно следовать за скучным экскурсоводом. Так вот: специально для взрослых, которым вновь хочется побыть детьми, все потрогать самим, понажимать на все кнопки, смешать все жидкости и посветить лазерной указкой в глаз соседу, мы предлагаем новую экспериментальную (во всех смыслах) экскурсию «Лучшее – взрослым».

Поиграть на терменвоксе (а не посмотреть, как играет твой ребенок), сделать голограмму (а не похвалить его «как здорово у тебя получилось»), похимичить в лаборатории в халате (а не пофотографировать детей, чтобы выложить в Instagram) можно в любой день со вторника по пятницу в часы работы музея по предварительной записи в количестве до 6 человек.

Конечно, вы можете взять с собой детей, но в этот раз мы будем работать на вас, замечательные взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки, студенты и сотрудники офисов, менеджеры и бухгалтера, архитекторы и искусствоведы.

Экскурсия «Физика невозможного»

Возможность становиться невидимым, телепортация, киборги… Неужели всё это — только фантастика? Последуют ли за полетами на ближайшие планеты более дальние путешествия? На экскурсии «Физика невозможного» мы поговорим не только о космосе, но и о других мечтах и фантазиях человечества, подумаем и обсудим, можно ли создать световые мечи джедаев или уйти в гиперпространство как космические рейнджеры.

Возраст: 12 – 16 лет. Группа до 16 человек.

Специальные программы

Лаборатория голографии

Политехнический музей приглашает в лабораторию голографии в павильоне №26 на ВДНХ. Посетителей экспозиции «Россия делает сама» ждет увлекательный эксперимент по созданию трехмерных изображений.

По выходным в лаборатории смогут заниматься дети старше 9 лет, их родители и взрослые, заинтересованные этой темой. На занятии посетители познакомятся с историей и методом технологии, а затем научатся делать голограммы самостоятельно.

Занятия проводятся по средам и субботам с 12:00 до 18:00, каждое занимает 30–40 минут.

В другие дни проведение занятий возможно только по предварительной записи по телефону: +7 (495) 780−60−27.

Обратите внимание, что занятие проводится для группы не более 6 человек.

Посещение лаборатории голографии оплачивается дополнительно к входу экспозиции «Россия делает сама». Для взрослых общий билет на экспозицию и в новую лабораторию стоит 700 рублей, детский билет в лабораторию голографии – 500 рублей.

Цель — Марс

Школьники познакомятся с историей развития космонавтики, текущим положением дел и перспективами освоения космоса. Мы поговорим о невесомости, гравитации, вакууме, космическом излучении и об условиях жизни в космическом пространстве. Выслушаем идеи о том, как построить колонию на Марсе, поспорим о встречах с инопланетянами и помечтаем о полетах к другим звездным системам.

Участники занятия увидят макет ракетоплана Циолковского, скафандр для выхода в открытый космос, некоторые предметы быта со станции «Мир» и космическую оранжерею, в которой растения выращивают по специальной технологии. В период созревания урожая самые смелые ребята смогут попробовать овощи из нашей оранжереи.

Возраст: 12 – 16 лет. Группа: до 16 человек.

Лаборатория биохакинга

Политехнический музей приглашает детей от 6 лет, их родителей и заинтересованных взрослых на занятия в новую лабораторию. На занятии «Молекулярный парфюмер» мы узнаем, что такое запахи, почему они нас так волнуют и правда ли, что мы выбираем друзей и любимых по запаху. А главное – научимся «ловить» запахи в пробирку и смешивать из них самые настоящие духи. На занятие можно приносить специи, а также сильно пахнущие фрукты (например, цитрусовые) и полевые цветы, из которых вы хотите получить запах.

Занятие не рекомендовано детям с сильными аллергическими заболеваниями.

Обратите внимание: детей от 6 до 8 лет мы ждем непременно в сопровождении взрослых, отдельный билет для взрослого покупать не надо. Дети от 8 лет могут приходить без родителей, а если кто-то из взрослых все равно хочет присутствовать, ему потребуется билет.

Внимание! Занятия проводятся только по предварительной записи для групп от 5 до 12 человек. Чтобы записаться, пожалуйста, оставьте заявку на сайте, и мы свяжемся с вами по телефону. Ориентировочное время начала по будням – 11:00, 13:00 и 15:00 (может меняться в зависимости от числа записавшихся).

Курс «Рисуя Вселенную» (5–7 лет)

Приглашаем детей 5–7 лет на краткий научно-творческий курс из четырех занятий. Четыре – важная цифра, именно столько типов взаимодействия существует в природе. С их помощью можно объяснить любой физический процесс. На занятии мы свяжем эти силы с человеческими переживаниями, эмоциями, с чем-то близким и интуитивно понятным, и по каждой выполним творческое задание: будем лепить и рисовать в разных техниках, знакомиться с экспонатами и музеем, а еще немного поиграем в подвижные игры.

Гравитация. Иногда метафора помогает понять сложные явления. Солнце крепко держит нашу планету, как мама держит за руку малыша, когда оба идут через дорогу. Ему хочется поскорее отпустить мамину руку и убежать исследовать мир, но мама не позволяет. На занятии мы поговорим о земном притяжении – в том числе через образ «мама – ребенок». Творческое задание: будем цветным песком рисовать гравитацию.

Сильное ядерное взаимодействие. Поговорим о взрывах внутренних и внешних. Даже про цепную реакцию, благодаря которой можем использовать ядерную энергию. Всякий, даже самый добрый человек, иногда сердится, злится, чувствует раздражение. А мы возьмем мыльные пузыри и дадим с их помощью волю нашему внутреннему сильному ядерному взаимодействию, освободимся от него. Этот маленький – неопасный – взрыв получится красивым.

Слабое ядерное взаимодействие. С его помощью ученые могут определить, как давно на нашей планете жили, например, динозавры. А если уж динозавры оставили такой яркий след, то сможем и мы. Творческое задание: будем лепить из глины, вдохновляясь тем, что узнаем на занятии о слабом взаимодействии.

Электромагнетизм. Электромагнитные силы – повсюду, хотя ни потрогать, ни увидеть их мы не можем. Только почувствовать на самом тонком уровне. Та же история – с эмоциями наших друзей и близких: мы не видим их, но каким-то образом ощущаем, хорошее у мамы настроение или она устала и вот-вот начнет сердиться. Творческое задание: для рисования электромагнетизма мы выбрали технику эбру – это рисование по воде красками. Получаются потрясающей красоты подвижные сложные узоры – прямо как хитросплетение эмоций и настроений.

Внимание! Занятия будут проходить один раз в неделю по субботам в 11:30. Стоимость – 2500 рублей. Вход для одного родителя – бесплатно! Продолжительность занятия – 45 минут. Количество детей в группе ограничено – 6 человек.

В августе занятия начинаются 5 числа. В сентябре — 9 числа.

«Сепулька. Версия 2.0» (9−15 лет)

Предлагаем ученикам средней школы занятия по конструированию из LEGO! В программе циклы по 4 занятия, на которых ученикам предстоит сконструировать свою версию наиболее популярных экспонатов музея.

Второй цикл занятий начинается 15 октября. Мы спроектируем современный вариант стопоходящей машины Чебышева, изучим лямбда-механизм и другие способы преобразования вращательного движения.

В цикл входит 4 занятия, продолжительностью 1,5 часа. Занятия проходят по воскресеньям в 13.00.

Для тех ребят, кто хотел присоединиться к конструированию робота Сепульки, но не успел, мы вновь открываем запись. Занятия так же будут проходить по воскресеньям в 11.00.

«Атомная энергетика: за или против» (10–11 класс)

Признать, что в науке существуют вопросы, не имеющие однозначного ответа, необходимо, чтобы избежать ошибок, цена которых может оказаться для человечества слишком высокой. Вот и мы не будем настаивать на том, что есть правильная точка зрения, а есть – неправильная.

Это занятие разработано специально для учащихся 10−11 классов специализированных школ с углубленным изучением физики. Занятие для старшеклассников «Атомная энергетика: за или против» мы изначально задумывали в дискуссионном формате, и проводится оно одновременно двумя экскурсоводами.

– Экскурсовод расскажет, как протекает цепная реакция, как можно контролировать этот процесс и использовать его для получения энергии, опишет и покажет конструкцию и принцип работы ядерного реактора.

– Далее участники выйдут в поле исследования: их задача – самостоятельно найти ответы на вопросы на экспозиции «Россия делает сама».

– Затем они рассчитают, на какой период хватит запасов урана при условии, что все население Земли будет обеспечено электричеством.

– А после разделятся на группы для ролевой дискуссии – одна группа выступит в поддержку использования и развития атомной энергетики, а вторая – против.

Группа до 16 человек. Стоимость 5000 рублей

«На урок без портфеля» (1–4 класс)

Прекрасно было бы, если бы школьные знания сами запрыгивали в голову, а любая теория сразу проверялась на практике! О такой школе можно только мечтать – одинаково любимыми в ней были бы все предметы: и математика, и биология, и музыка. А ведь в Политехе есть все, чтобы сделать обучение самым увлекательным и веселым занятием на свете! На музейном «уроке без портфеля» будет и музыка (узнаем все о терменвоксе), и информатика (разберемся, как работает гидрокомпьютер), и биология (выясним, чем природа помогла изобретателям). Плюс масса интересного о роботах, о том, как приручить молнию и можно ли жить на других планетах.


Продолжительность занятия – 1 час 30 минут.

Стоимость – 10000 рублей для группы 24 человека.

«Школа без парты» (4–6 класс)

… и тогда великий Архимед воскликнул: «Эврика!» (что в переводе с греческого значит: «Нашел!»).

Красивая легенда о том, как Архимед открыл свой знаменитый закон, известна всем, даже школьникам. Но только взрослые понимают, что в реальности путь к научному открытию оказывается куда дольше и сложнее. А начинается он всегда с простого вопроса: «Почему?».

У школьников множество вопросов об окружающем мире, а энергии, любопытства и желания экспериментировать – еще больше. Именно таких любознательных и активных учеников ждет Политехнический музей на своей интерактивной экскурсии «Школа без парты».

Мы расскажем ребятам о том, как появилась идея реактивного движения, каким образом ученые научились использовать магнитные поля и почему листья на деревьях становятся желтыми. Ну, а кроме того — побываем в лаборатории голографии, узнаем историю изобретения голограммы, а в конце программы каждый школьник получит голограмму в подарок.
Но не будем раскрывать все секреты сразу. Приходите и удивляйтесь!

Предварительная запись обязательна (подробности по телефону: +7 495 780−60−27).

Продолжительность занятий: до 1 часа 30 минут. Стоимость для группы (24 человека): 15000 рублей.

День рождения в Политехе

Поиск интересных идей для детского праздника – то, с чем сталкиваются все родители: кафе и клоуны рано или поздно надоедают, а день рождения-то каждый год! Требуются новые варианты, желательно – лучше прежних. Приходите праздновать день рождения в Политехнический музей, это точно будет увлекательно, да еще и познавательно. Нет, мы всецело за право детей расслабиться и не учиться 24 часа в сутки все 365 дней в году. Но вдруг именно в результате дня рождения в Политехе ребенок почувствует тягу к науке и сделает первый шаг на пути к будущей Нобелевской премии? Неплохой итог, что скажете?

Мы разработали сценарии праздника для детей разного возраста и приглашение, которое именинник сможет торжественно вручить гостям.

Стоимость дня рождения в Политехе для группы до 12 человек – 15 000 рублей.

При желании за дополнительную плату можно организовать чаепитие в кафе 26 павильона.

Чтобы заказать день рождения или задать любые вопросы, звоните: +7 495 780−60−27.

Вы можете заказать экскурсию по ссылке и по телефону: +7 495 780−60−27. Обращаем ваше внимание, что при онлайн-заказе необходимо дождаться подтверждения бронирования от сотрудников музея. Возможно проведение экскурсий на английском языке.

Раз в неделю на экспозиции проводятся бесплатные экскурсии для инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из малообеспеченных семей. Экскурсии групповые, заказать их можно на группу от 5 человек.

Как это сделать? Кликните на «Заказать экскурсию», выберите тип билета «Благотворительный» и оставьте заявку. Мы свяжемся с вами. Основанием является документ, подтверждающий принадлежность к льготной категории.

Экспозиция приспособлена для маломобильных групп граждан и лиц с ограниченными физическими возможностями. Ключевые экспонаты снабжены описаниями, набранными шрифтом Брайля.

Новости

В экспозиции представлено семь научных областей, семь тем, которые особенно актуальны для современной науки: «За пределами Земли», «Новый антропогенез», «Аналоги природы», «Иллюзии», «Радио+», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы». Каждый раздел разворачивается вокруг ключевого исторического экспоната из коллекции Политехнического музея, рассказывая историю изобретений и их создателей, влияние этих открытий на развитие нашей цивилизации.

Разделы экспозиции не изолированы друг от друга, а демонстрируют связь между научными дисциплинами и технологиями. Как и в реальной жизни многие открытия совершаются на стыке научных областей.

Экспозиция включает в себя предметы из коллекции Политехнического музея, экспонаты, демонстрирующие современные технологии, мультимедийные и интерактивные объекты.

Куратор экспозиции «Россия делает сама» — искусствовед Ирина Актуганова.

Разделы экспозиции

Карта экспозиции

История павильона

Павильон «Транспорт», в котором разместилась временная площадка Политехнического музея, относится к одним из самых старых павильонов на территории ВДНХ. Его входной зал с ампирным портиком и колоннадой был возведен в 1939 году группой советских архитекторов (П.П. Ревякин, А.М. Громов, В.Ф. Туканов, И.А. Игнатьева). Его первое название «Хлопок». В 1954 году павильон был достроен и перепрофилирован в «Земледелие», в 1956 тут разместилась экспозиция более близкая Политехническому музею — «Геология, нефть, химия», в 1958 году – «Химическая промышленность» и, наконец, в 1963 – «Транспорт СССР».