«Руссо-Балт». Первый. Легендарный

1091
0

На ВДНХ в павильоне №26, где разместилась экспозиция Политехнического музея, откроется выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный», посвященная первому российскому серийному автомобилю — «Русско-Балтийский». На выставке будет представлен единственный сохранившийся в мире дореволюционный автомобиль из коллекции Политеха модели «Руссо-Балт К12/20» 1911 года выпуска, а также редкий ретромобиль компании Bugatti.

Увидеть экспонаты можно будет с 12 декабря по 27 января, время работы выставки: вт-пт 11:00−19:00, сб-вс 11:00−21:00.
Посещение свободное.

История «Руссо-Балтов», начавшаяся в 1909 году, была недолгой, но славной. В Российской империи машины «Руссо-Балт» выпускали с применением передовых технологий. В частности, на автомобиле модели К12/20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость до 60 км/ч. На К12/20 с кузовами ландоле ездили известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель.

«Руссо-Балты» не уступали зарубежным моделям ни в скорости, ни в проходимости, ни в надёжности. На них путешествовали по Европе и Африке, побеждали в международных ралли и перевозили раненых. Производство «Руссо-Балтов» было прекращено в первые годы советской власти. В мире сохранился только один экземпляр легкового «Руссо-Балта».

Экспонат, который хранится в Политехническом музее, был обнаружен в 1963 году в городе Кимры Калининской области (сегодня — Тверская область). Машина принадлежала механику по паровым котлам Александру Орлову. Он купил автомобиль в 1929 году и ездил на нем почти 13 лет, пока машина не сломалась: хозяин забыл слить на зиму воду из системы охлаждения двигателя. В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького, и в том же году его выкупил у студии Политехнический музей. К 50-летию Великой Октябрьской революции машину отреставрировали в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, и вскоре она заняла свое место в экспозиции. Этот экспонат и стал главным на выставке, где также будут представлены шасси «Руссо-Балт» С24−30, автомобили Пежо Бебе (Bugatti Type19 Bebe), Bugatti Type 57. Посетители узнают о людях, создававших эти автомобили, об их месте в культуре 20 века, о различиях и сходствах двух автомобильных марок на перипетиях исторического пути.

«Выставка начнет работу в день рождения Политехнического музея 12 декабря и расскажет историю о «золотой эре» автомобилестроения, когда самые смелые инженерные мечты воплощались в жизнь, а автомобиль был не только средством передвижения, но и символом технического прогресса и превосходства инженерной мысли, — говорит куратор выставки Сергей Рыков. — Нам хотелось бы, чтобы посетители попытались ответить на некоторые вопросы: если бы не все перипетии 20 века, как бы развивалась история Руссо-Балта в «золотые» для автомобиля 30-е годы? Мог бы «Руссо-Балт» стать таким же гиперкаром, как современный Bugatti?»

Сравнение выбрано не случайно. Этторе Бугатти построил свой первый гоночный автомобиль в том же 1909 году. У марок-ровесниц много общего. И Русско-Балтийский завод, и компания Bugatti помимо автомобилей занимались железнодорожной техникой и авиацией. Выпуск автомобилей Bugatti, как и «Руссо-Балтов», прекращался. Но европейская марка сумела возродиться, и сейчас Bugatti — символ скорости и успеха. Многие автомобильные историки считают, что заложенный создателями «Руссо-Балта» потенциал мог бы быть реализован по схожей модели.

Новости Политехнического музея