Будущее Москвы за общественным транспортом

350
0

Жителей мегаполисов ждут перемены – в этом сходятся все эксперты, выступившие 15 марта в DI Telegraph в рамках лекционного марафона «Идеи 2020. Путешествие в мир будущего». С лекциями выступили ведущие специалисты и профессора Высшей школы экономики, они рассказали, каждый со своего угла зрения, о том, какими в будущем станут медицина, энергетика и транспорт.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин назвал свою лекцию «Мобильность города: вчера, сегодня, завтра».

В самом деле, транспортные проблемы появились задолго до изобретения автомобиля. Михаил Блинкин цитирует закон, принятый в VII веке до н. э. ассирийским царем Синаххерибом: «Каждый, чья припаркованная колесница затруднит проезд по царской дороге, подлежит смертной казни. Насаженная на кол голова казненного должна быть выставлена у фасада его дома». Стоит заметить, что древнеассирийское понятие «царская дорога» имело примерно тот же смысл, что и современная «магистральная дорога общего пользования».

Блинкин рассказал о трех трансформациях городского транспорта.

  1. Первая произошла в Европе около XVII века уже нашей эры. Тогда Блез Паскаль в одном из писем упомянул о «регулярном общедоступном транспорте».
  2. Вторая трансформация связана с появлением массовых автомобилей Форда.
  3. Третью мы переживаем прямо сейчас, на западе это называют digital age transportation – транспорт цифрового века.

В Москве транспортная проблема стоит остро и проявляется ярко: структура города отчаянно сопротивляется попыткам сделать из столицы подобие западных car-dependent cities. Московские улицы не нужно превращать в шоссе, это не сделает движение свободнее. В странах Азии, где города устроены похожим образом, власти давно ввели драконовские меры для владельцев автомобилей, потому как такая структура при любых условиях не сможет выдержать более 250–300 автомобилей на 1000 жителей. Не способствует разгрузке столичных магистралей и застройка Новой Москвы высотными жилыми комплексами.

Одним из методов «освобождения» городов постепенно становится краткосрочная аренда машин (carsharing). В некоторых странах эта система уже действует, а судя по прогнозам, к 2020 году в Европе ею будут пользоваться уже 15 млн человек.

В будущем, считает Михаил Блинкин, мы будем ездить на автомобиле разве что в отдаленные магазины-моллы. Как ни смешно, машина снова станет скорее предметом роскоши, но это будут единичные антикварные образцы – больше искусство, чем повседневная техника. Конечно, жителям, например, американских малоэтажных пригородов по-прежнему будут нужны автомобили, но будущее Москвы – за общественным транспортом.