Итальянка «Селена» в Политехническом музее (к столетию фирмы GHIA 1915−2015 гг.)

Татьяна Глушкова
425
0

И громоздкие, как танки,

«Форды», «линкольны», «СЕЛЕНЫ»,

Элегантные «мустанги»,

«Мерседесы», «ситроены».

В. Высоцкий

В конце 50-х годов итальянская школа автомобильного дизайна незаметно вышла на лидирующие позиции в мире. Одной из итальянских фирм, собравшей под свои знамена лучших автомобильных дизайнеров того времени стала знаменитая компания Ghia, основанная в 1915 году в Турине инженером-конструктором Джачинто Гиа (Giachinto Chia). Собственно Ghia никогда не занималась серийным производством. На первом месте всегда стояли идеи и концепции. Специалисты фирмы разработали множество великолепных концепт-каров, блиставших на международных автосалонах. Но передовые идеи разработчиков компании находили свое применение и в серийной продукции настоящих автогигантов. Например, хорошо известен серийный автомобиль Volkswagen Karmann Ghia, выпускавшийся на платформе «жука» с 1955 по 1974 год.

Как упоминалось выше, годом основания компании считается 1915, но первый настоящий успех ждал ее на автосалоне в Милане 1923 года, когда сам Джачинто Гиа выставил два своих первых автомобильных кузова. Начиная с 1930-х годов, практически ни одно детище Ghia не остается без наград на европейских конкурсах автомобильной красоты. После смерти в 1944 году отца-основателя Джачинто Гиа, согласно его распоряжению дела фирмы перешли к его другу – туринскому кузовщику Марио Феличе Боано. С приходом в Ghia в 1950 году нового коммерческого директора и инженера Луиджи Сегре, впоследствии ставшего также одним из совладельцев компании, между Chrysler и Ghia был заключен долгосрочный договор, результатом которого стали новые концепты K310 и С200 [3, с. 158]. В данных разработках также принимал участие американский дизайнер Вирджил Экснер. В 1953 году в Чикаго состоялась премьера всем известного ныне концепта X500, положившего начало золотого века дизайна автомобилей Chrysler. В 1955 году очередной фурор на Туринском автосалоне произвел концепт-кар от Ghia, пришелица из космоса – модель Gilda. Бруно Сакко, в то время еще студент Туринского политехнического университета, а впоследствии шеф-дизайнер компании Mercedes-Benz, увидев именно этот шедевр автодизайна, принял решение стать автомобильным дизайнером [4, с. 42].

В 1956 году к Ghia присоединяется молодой дизайнер Серджио Сарторелли (Sergio Sartorelli) и в 1959 году на свет появляется новое детище Ghia — великолепная Selene, в создании которой, помимо Серджио Сарторелли принимал участие живший в Турине американский архитектор Том Тьярда. Руководил работой лично Луиджи Сегре.

Selene представляет из себя концепт-кар вагонной компоновки с задним расположением двигателя. В то же самое время работы над созданием похожих автомобилей велись и в СССР группой инженеров и дизайнеров из института НАМИ под руководством профессора Юрия Ароновича Долматовского. В 1951 году ими был создан знаменитый концепт НАМИ 013, получивший в обиходе прозвище «Чита». Дело в том, что появление поздней версии этого концепта на публике совпало с выходом на экраны советских кинотеатров популярного американского фильма о приключениях Тарзана. И московские мальчишки заметили сходство между физиономией обезьяны Читы из фильма с широким «ртом» и покатым «лбом» машины. Так называемая «вагонная» схема позволяет укоротить и облегчить автомобиль, улучшить его обтекаемость, маневренность, обзор дороги с места водителя, добиться равномерного, не зависящего от нагрузки распределения массы по осям (водитель и органы управления примерно уравновешивают силовой агрегат, а пассажиры располагаются в средней части) [2, с. 58−59]. В 1955 году группой Долматовского был разработан еще один автомобиль вагонной компоновки – НАМИ 050 «Белка», призванный воплотить в себе идею народного автомобиля для СССР. К сожалению, до серийного производства этого автомобиля дело так и не дошло. Надо отметить, что в разработках советских и итальянских дизайнеров того времени было много общих черт.

Как и советская «Чита», концепт Selene имел три ряда сидений, первый из которых располагался в переднем свесе, а средний ряд был направлен против хода движения автомобиля, образуя вместе с задним рядом как-бы отдельное пространство. Положительный прием, оказанный Selene на различных выставках привел к появлению в автомобиля Selene 2.

В 1962 году Selene приехала в Москву в рамках проходившей в парке Сокольники Итальянской промышленной выставки. Автомобиль демонстрировался на выставочной площадке концерна FIAT, который уже тогда начал вести переговоры с Советским руководством о строительстве автозавода в Тольятти. На этом стенде и состоялась знаменитая очная встреча дизайнеров Ghia с советскими конструкторами из группы Ю.А. Долматовского. Незадолго до открытия выставки Ю.А. Долматовский получил от Луиджи Сегре письмо следующего содержания: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. «Селена» к концу месяца покинет Турин, будет показана на выставке в Москве, а после ее закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне» [1, с. 160].

28 мая 1962 года в день открытия выставки ее посетил Н.С. Хрущев. Ему, в частности, были показаны макет будущего завода в Тольятти и макет автомобиля Selene. В последний же день работы выставки итальянская делегация, как и планировалось, оставила макет Selene в Москве, приложив к нему мемориальную табличку с текстом:

«Макет автомобиля Selene разработан и изготовлен художественно-конструкторской организацией Ghia (Турин, Италия). Подарен в 1962 году конструкторам советских экспериментальных легковых автомобилей вагонного типа в знак единства технических идей и дружбы» [1, с. 162]. Однако, в силу ряда причин, одной из которых послужило отсутствие в тот день в Москве Ю.А. Долматовского, макет по ошибке или умышленно был отправлен не в НАМИ, а в только что организованный на территории ВДНХ Институт технической эстетики, который не захотел с ним расставаться. Все дальнейшие усилия Ю.А. Долматовского по возвращению Селены в НАМИ были тщетными. Результатом этого в конечном итоге стал переход самого Долматовского из НАМИ в вышеназванный институт. Так велико было его желание продолжить работу над столь перспективной темой. Последующие скитания автомобиля напоминают детективную историю. Достоверно известно, что в 1988 году он поступил в Политехнический музей из ПО «Мостранскомплект». Какими судьбами автомобиль оказался в этой организации история умалчивает. Очевидцы передачи Селены утверждают, что в тот момент машина находилась в частично затопленном помещении. Кроме того, автомобиль имел серьезные утраты. У него отсутствовало рулевое колесо (точнее штурвал), фирменная эмблема и стекло одного из передних габаритных фонарей. В 2010 году автомобиль был извлечен из запасников Политеха и передан на временное экспонирование в московский Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу. В 2013 году концепткар благополучно вернулся в Политехнический музей и в настоящий момент доступен для обозрения всем желающим в его открытых фондах на территории бывшего АЗЛК в Москве. Хочется надеяться, что на этом скитания Селены из одной организации в другую можно считать законченными. Как было упомянуто выше, время не пощадило этот подлинный шедевр итальянского автодизайна, и теперь он нуждается в грамотной научной реставрации. На сегодня к этому имеются все предпосылки, поскольку в1989 году, то есть ровно через год после поступления концепта Selene в Политехнический музей, сам Юрий Аронович Долматовский передал в дар музею драгоценные рабочие эскизы Селены, полученные им в свое время от самого Луиджи Сегре.

Следует добавить, что профессор Долматовский (1913 — 1999г.г.) фактически является основателем отечественного автодизайна. Уже в далеком 1938 году в СССР в свет вышла его первая книга «Автомобильные кузова». Эта работа произвела сильное впечатление на специалистов в области автомобилестроения. Впервые в непродолжительной еще истории Страны Советов кто-то осмелился заявить, что автомобиль должен быть… красивым. И это непременное требование, которое является основой основ конструкции любого автомобиля. Долматовский отмечал: «Советскому Союзу нужны сотни типов кузовов, выпускаемых в тысячах и сотнях тысяч экземпляров, кузовов не только практичных, технически совершенных, удобных, но и красивых». В дальнейшем Юрий Долматовский написал большое количество книг по автомобильной тематике, сотрудничал со многими отечественными научно-популярными журналами. К слову, его младшим братом был знаменитый советский поэт Евгений Долматовский.

Подарок для СССР

Несмотря на то, что концепт Selene был изготовлен в единственном экземпляре, благодаря его демонстрации на выставке в Москве, он стал довольно широко известен советской общественности. В 1968 году Владимир Высоцкий написал замечательную лирическую «Песню о двух красивых машинах», упомянув в ней название Селена. Поскольку других автомобилей с тем же именем в то время не было, можно смело утверждать, что поэт имел в виду тот самый автомобиль. Кроме того, позднее, в 1974 году уже непосредственно саму машину задействовали на Киностудии имени Горького, при съемках детского фантастического фильма: «Большое космическое путешествие», рассказывавшего об эксперименте по подготовке космического экипажа, составленного из подростков. В одном из эпизодов этой картины Дважды Герой Советского Союза космонавт Алексей Архипович Леонов сыграл самого себя.

Что касается дальнейшей судьбы фирмы Ghia, то ею было вписано еще немало славных страниц в историю мирового автомобильного дизайна. После смерти Сегре в 1963 году главным дизайнером Ghia становится Джованни Савонуцци. В 1965 году в Gia приходит знаменитый дизайнер Джорджетто Джуджаро, имевший большой опыт работы в компании Bertone. В 1968 году его сменяет Том Тьярда. В это время укрепляются связи Ghia с американской компанией Ford, и в 1973 году она полностью переходит в ее подчинение. Но помимо работы на американцев, дизайнеры Ghia продолжали выполнять и сторонние заказы для таких легендарных марок, например, таких как Bertone и Ferrari. В компании же Ford специалисты Ghia являлись безусловными законодателями моды. Автомобильной классикой уже сегодня можно назвать их знаменитое творение 1984 года — Ford Fiesta Barchetta, работы дизайнера Филиппо Сапино. С его же уходом на пенсию в 2002 году были прекращены и все работы в Туринском офисе Ghia [4, с. 47]. Это событие фактически возвестило о конце существования иконы автомобильного стиля XX века, отметившей свой столетний юбилей в 2015 году.

Литература:

1. Долматовский Ю.А. Мне нужен автомобиль// М. Молодая гвардия. 1967. С. 154−162.

2. Долматовский Ю.А. От двух до восьми// Техника молодежи, №9, 1972.С.58−59.

3. Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. М. За рулем. 2000. С.158.

4. Розанов Н.Е. Итальянская школа автомобильного дизайна// М. МГХПА им. С.Г. Строганова. 2014. С.42−47.

Максим Олегович Карташев

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Политехнический музей», multymodels@yandex.ru