Из чего только сделаны «Оскары»

144
0

And the winner is… 22 февраля в Лос-Анджелесе состоится церемония вручения премии Академии кинематографических искусств и наук. Куда чаще ее называют просто «Оскар», по имени золотых статуэток, которые совсем скоро окажутся в руках победителей. Сегодня мы выясним, что скрывается за сверкающей позолотой кинопремий. Никаких скандалов и интриг – только технорасследование. Где и как делают «Оскара», «Эмми» и главную британскую кинонаграду BAFTA?

Две важнейшие американские премии, кинематографический «Оскар» и телевизионная «Эмми», вручаются в солнечном Лос-Анджелесе, но появляются на свет на севере страны – в Чикаго. Их делает одна и та же фабрика, R.S. Owens & Co.

Ее рабочие не делают из производства тайны. Во-первых, «Оскар» – никакой не золотой. Статуэтки действительно покрывают чистым золотом, но вот сердцевина «рыцаря» состоит из куда более дешевого, хотя и малоизвестного сплава – британия (около 90% олова, 5–10% сурьмы, 1–2% меди). Он очень светлый, почти белый, и легко полируется, поэтому часто идет на изготовление экономичного «столового серебра», от вилок до кофейников.

Когда основа статуэтки готова, ее покрывают несколькими слоями других металлов и сплавов: сначала медью, затем нейзильбером (это сплав меди с никелем и цинком; из него обычно делают гитарные лады и основу школьных серебряных медалей). Потом наносится по слою серебра и золота – кстати, на этом этапе в раствор для электролитической ванны добавляют цианистый калий.

Начиная с 1930-х рецепт не менялся. Исключением стали годы Второй мировой: весь металл шел на нужды тяжелой промышленности, так что «Оскаров» делали из гипса и красили золотой краской.

Впрочем, в мире кино всегда есть место фантазии. Давайте представим, каким был бы «Оскар» из чистого золота! Во-первых, он стал бы куда тяжелее нынешних 4 кг, во-вторых, стоил бы около 153 тысяч долларов (9,5 миллиона рублей). Журналисты Popular Science не остановились на этом: здесь вы можете узнать, сколько стоил бы «Оскар» из антивещества и какие последствия ждали бы Америку, если бы лауреат осмелился взять его в руки.

По другую сторону Атлантики все иначе. Говорит Патрик Хелли, директор семейного предприятия New Pro Foundries на окраине Лондона, где выпускают «бронзовые маски» британской кинопремии BAFTA:

– Они [«Оскар» и «маска»] сделаны из абсолютно разных материалов, совершенно разными способами! Наша работа – искусство, «маски» – уникальные произведения, арт-объекты. А «Оскары», на мой взгляд, промышленный продукт. – «Промышленный» он произносит с непередаваемым отвращением.

Материалы у статуэток и правда «абсолютно разные»: «маски» делают из фосфористой бронзы. Фосфор очищает сплав от окислов, которые образуются при доступе воздуха, и получившаяся бронза становится особенно прочной и устойчивой к влажности. Поэтому из нее часто делают гребные винты кораблей и зубные протезы-мосты. Этот сплав ценят и музыканты – он идет на самые разные инструменты, от тарелок до саксофонов.

Однако, говоря о своей работе, и Патрик Хелли, и рабочие R.S. Owens используют слово «craft», «мастерство» – одновременно и ремесло, и искусство. Их технологии тоже не сильно отличаются: расплавленный материал основы заливают в форму, а после застывания полируют («Оскаров» и «Эмми» затем покрывают несколькими слоями других металлов, «маску» – нет). Обе фабрики подчеркивают свою любовь к традициям: весь цикл работы выполняется вручную, с использованием инструментов, изготовленных в середине ХХ века. У R.S. Owens есть коллекция кокилей – разборных металлических форм для литья, – сделанных в 1930-е, а New Pro Foundries до сих пор делает все песчаные формы для «масок» с оригинального прототипа 1950-х.

Лучшим фильмом по версии BAFTA в этом году стала драма Ричарда Линклейтера «Отрочество», а больше всего «бронзовых масок» собрал «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона. Кому достанутся британиево-золотые «Оскары», узнаем 22 февраля.