Марина Абрамович

Американская художница сербского происхождения, одна из первопроходцев перфоманса как художественной формы. Экспериментирует с собственным телом и психикой зрителей. Автор получившей известность инсталляции «Отношения в пространстве» (1976). Полностью раздетая художница и ее возлюбленный немецкий художник Улай изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей. Их совместная работа продолжалась с 1976 по 1989 год. Композиция «Коммунистическое тело, Капиталистическое тело» (1980-е) стала протестом против разделения людей идеологическими барьерами. Инсталляции Марины Абрамович иногда вызывали шок у зрителей (в 1988 году один из зрителей упал в обморок на выставке). В 1997 году Марина Абрамович получила престижную премию «Золотой лев» на Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко» — художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.