Лаборатория Земля

Выставка
22.06.16—25.09.16
Красный Октябрь
12+
12477
2

Описание

Добавить в календарь

Время работы:
вт.-пт.: 11:00 — 22:00
сб.-вс.: 12:00 — 22:00
пн. – выходной день

Сайт выставки – aec.polymus.ru

При наличии билета на выставку, датированного текущей датой, посещение события параллельной программы в часы работы выставки – бесплатно.

Выставка «Лаборатория Земля» — это целая планета; пространство, в котором художники выступают в роли катализаторов инновационных идей в современном обществе. Это крупный мультимедийный проект Центра Ars Electronica и Политехнического музея при участии студии SilaSveta — первый в рамках стратегического партнерства — посвященный переосмыслению жизни на нашей планете, ее ресурсам, новым возможностям, которые появляются у человека благодаря научно-техническому прогрессу и феномену цифровой культуры.

Базовая концепция выставки была успешно реализована в Бильбао в 2013 году в рамках проекта Artists as Catalysts. Московская версия выставки представляет новые работы призеров международной премии «Арс Электроника» 2013–2015 гг., отражающие свежий взгляд на идею взаимодействия творческого сознания с научным мышлением и технологиями. К выставке приурочена интенсивная параллельная программа, в рамках которой пройдут лекции, мастерские, творческие встречи, перформансы, концерты и видеопоказы.

Лаборатория Земля

Политехникум
2:05

Кураторы выставки – Мануэла Нуво (Центр Ars Electronica) и Наталья Фукс (Политехнический музей) – представляют спектр тем, которые интересуют как современных художников, так и ученых, и разработчиков технологий. Дополнительный раздел выставки посвящен российским художникам – участникам, призерам и номинантам Prix Ars Electronica в разное время. К выставке будет приурочена интенсивная параллельная программа, сокуратором которой выступил Алексей Щербина (Международный фестиваль современной музыки и медиаискусства MIGZ): лекции, мастерские, творческие встречи, перформансы, концерты, видеопоказы пройдут при участии как иностранных авторов-призеров Prix Ars Electronica, представленных в основной части экспозиции, так и российских художников.

Проекты

Лицо-облако (Шинсунбак Кимунхун)

Человек видит в облаках силуэты – он видит животных, лица, даже Бога. Этот тип восприятия присущ и машинному зрению. Алгоритмы по распознаванию лиц порой находят лица там, где их вовсе нет.

Лицо-облако – это коллекция изображений облаков, в которых алгоритм распознавания лиц обнаружил человеческие лица. Все эти примеры – результат ошибки машинного распознавания образов, но многие из них и вправду напоминают лица. Эта работа – попытка установить связь между человеческим и машинным зрением.

Делитель (::vtol::)

Основная идея проекта – абстрактная художественная интерпретация Квантово-волнового дуализма – принципа, согласно которому любой физический объект может быть описан как с использованием математического аппарата, основанного на волновых уравнениях, так и с помощью формализма, основанного на представлении об объекте как о частице или как о системе частиц. Как классический пример такого дуализма, свет можно трактовать как поток корпускул (фотонов), которые во многих физических эффектах проявляют свойства электромагнитных волн. Принцип неопределенности, следующий из принципа корпускулярно-волнового дуализма и открытый Вернером Гейзенбергом в 1927 г. – один из краеугольных камней физической квантовой механики.

Работа представляет собой сложный свето-музыкальный объект, в котором направленные линии света многократно и последовательно, но не синхронно прерываются механическими вращающимися вентиляторами, что создает многофазовый источник неопределенных событий. Соотношение неопределенностей задает нижний предел для произведения среднеквадратичных отклонений пары квантовых наблюдаемых.

В конечном счете, разделенная и нестабильная система трансформируются в набор бинарных состояний, превращающих свет в дискретную матрицу сообщений, генерирующих в конечном счете звуковые волны (композицию). Таким образом, работа пытается на экспериментальном языке искусства затронуть и описать глобальные вопросы бытия. Дискретна ли вселенная? Можно ли, согласно заветам Николы Теслы, описать всю вселенную языком энергии, частоты и вибрации?

Измерительный прибор (Лео Пешта)

Физический арт-объект, в чьих задачах – прокладывать дорогу через заданное пространство, трансформируясь в соответствии с параметрами окружающей обстановки. Меняя длину своих сторон, объект нарушает собственную идеальную симметрию, а ощущать границы комнаты, через которую проходит путь механизма, помогают установленные по его вершинам датчики. Информация о позиции и длине индивидуальных модулей и их взаимном расположении позволяет объекту свободно передвигаться в пространстве, перемещая центр тяжести.

АрсВоспоминания (Марек Страшак)

Инсталляция, созданная по итогам внутренних и международных событий Ars Electronica (Линц, Австрия). Пять разделов инсталляции – Центр Ars Electronica, Фестиваль Ars Electronica, Премия Ars Electronica, Ars Electronica Future Lab и Ars Electronica Solutions – посвящены встрече технологии с искусством и дизайном. Каждый из разделов представляет инфографику, иллюстрации, видео-анимацию и механические конструкции. Каждая история начинается с 1979 года и продолжается до сегодняшнего момента, одному году отведено три секунды в зацикленном видеоряде инсталляции. ArsRecollected основывается на более раннем проекте Марека Страшака, XXrecollected. В фокусе исследования – язык новых медиа, создающий в пространстве инсталляции многослойное сплетение «реального» и цифрового. В значительной степени работа художника была вдохновлена произведениями Руба Голдберга и инсталляцией Mécaniques Discursive.

Точка доступа (Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин)

Мультимедийная процессуальная скульптура. Пластик, 3D-печать, органика, wi-fi sensors, AR. Software: Глеб Лобанов. При поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия» и Балтийского филиала ГЦСИ.

«Точка доступа» – это мультимедийный проект, связывающий воедино средневековые оптические технологии с технологиями дополненной реальности (AR). В основе проекта лежит принцип «анаморфозов» Раннего Возрождения – математически выверенных изображений, которые в результате оптического эффекта складываются в легко прочитываемый образ. Центральная конструкция, отпечатанная по принципу анаморфоза на 3D-принтере, отражается в зеркальном цилиндре в форме башни Татлина. Вглядываясь в этот макет через мобильное устройство, зрители погружаются в реальность Петрограда 1920-х годов, дополненную знаменитым Памятником III Интернационалу. Одним из нестандартных решений проекта является зависимость изменения изображения на экране от процесса роста органических элементов на интерактивном макете. Во все времена процесс порождения и передачи информации подразумевал идею изменчивости окружающего мира и, соответственно, управлял возможностью его дальнейшего преображения.

Расширения себя II (Соня Боймель)

Проект рассказывает о чуде человеческой природы: мы, люди, – «полунепрерывный спектр взаимодействующих бактериальных популяций» (Рэг Моррисон), так как число клеток бактерий, проживающих на поверхности и внутри нашего тела, в 10 раз превышает количество собственных клеток организма. Внезапно мы понимаем, что форма, которую мы видим, только представляется монолитным телом, являясь, по сути, собранием мельчайших частиц: микроорганизмов, населяющих и контролирующих организм-хозяин – человека. В этой работе Боймель создает пространство для переосмысления потенциала бактерий в качестве биологических партнеров, где мы можем задуматься о культурной значимости подобного сосуществования.

Воздушное путешествие (Урсула Нойгебауэр)

Впечатляющая инсталляция на стыке моды, искусства и архитектуры. Несколько манекенов облачены в длинные платья из алой тафты и приведены в движение электрическим мотором под управлением компьютера. Несложные механизмы и отрезы ткани непостижимым путём соединяются в композицию – поэтический образ танца, который так много говорит о человеческой природе.

Каменный жук (Ясуаки Какехи)

В основе настоящей работы лежит попытка придать материалу некоторые качества живого существа, воздействуя на него извне. Используя технологию акустической левитации, мы смогли поднять в воздух небольшое тело и заставили его двигаться в реальном трехмерном пространстве подобно насекомому.

Земля (Финнбоги Петурссон)

Финнбоги Петурссон генерирует колебания частотой 7,8 Гц в бассейне с водой. Звук можно услышать и почувствовать, его можно даже увидеть в ряби на поверхности воды. Данная частота связана с физическим явлением, известным как «резонанс Шумана», описывающим вибрации электромагнитного поля Земли. Петурссон рассматривает эту частоту как пульс Земли…

Пластичность пламени (Юлия Глухова)

Пламя используется как материал для визуализации акустических волн, проявляя при этом свою пластику, обычно ничем не управляемую. Это исследование (с эстетической точки зрения) возможностей звука контролировать горение вещества.

Визуальное исследование (Корнелия Хессе Хонэггер)

Начиная с 1968 г. научный иллюстратор Корнелия Хессе Хонэггер рисует насекомых, мутировавших в результате загрязнения окружающей среды и радиационного заражения. После взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 г. она собрала более 16 тыс. экземпляров насекомых в чернобыльской зоне отчуждения и в районе ядерных производств в Европе и США. Ее исследования подтверждают тяжкий вред, наносимый экологии этими производствами.

Все голоса (Stain)

Мы существуем среди многообразия форм. Приближаясь, слыша их голоса, каждый открывает для себя удивительную взаимосвязь явлений.

Ключевым методом контакта с абстрактным пространством инсталляции становится направленное внимание. Удерживая взгляд, концентрируясь на уникальном фрагменте, можно видеть глубже, лучше понять структуру окружающего мира.

Может ли познание быть творчеством? Где граница хрупкого баланса независимости и влияния?

Окрашенная проходящим через нее светом, каждая форма звучит, воплощая многоголосие реальности.

Миноискатель (Массуд Хассани)

Массуд Хассани спроектировал и собственноручно построил устройство, приводимое в движение силой ветра и достаточно тяжелое, чтобы обезвреживать мины при прохождении через минные поля. Идея проекта уходит корнями в детство Хассани. Он рос на окраине Кабула и часто играл с младшим братом, мастеря ветряные игрушки. Иногда эти игрушки терялись в песках, унесенные ветром в минные поля, где их было слишком опасно искать. Мины становились причиной множества несчастных случаев, жертвами которых часто становились играющие по соседству дети.

Миноискатель – конструкция высотой с человеческий рост. В ее центре находится металлический корпус массой в 17 кг, окруженный десятками торчащих во все стороны бамбуковых «ножек», на концах у которых закреплены круглые пластиковые «подошвы». Внутрь шара помещено GPS-устройство, которое позволяет отслеживать проделанный путь и составлять карту теоретически разминированных участков. Эта информация будет доступна онлайн в реальном времени. «Подошвы» служат для амортизации, позволяя конструкции перекатываться через кочки, канавы и другие препятствия. Масса всей конструкции – чуть более 80 кг. Этой массы достаточно, чтобы привести в действие взрывной механизм – конструкция является механической моделью человека и воспроизводит поступь и тяжесть человеческого тела.

С каждой миной конструкция теряет всего пару «ножек», и способна обезвредить три-четыре заряда за одну экспедицию. Один такой механизм стоит порядка $60. Он быстрее, безопаснее и в 120 раз дешевле традиционных методов разминирования.

Шелковый лист (Джулиан Мелькиори)

Вдохновившись природными механизмами и физическими явлениями, Джулиан Мелькиори провел серию лабораторных экспериментов, чтобы изучить возможность изготовления фотосинтезирующих материалов, а также сферы их потенциального применения. Шелковый лист – первый результат этого исследования. Это модульное фотосинтезирующее устройство, созданное из биологического материала, состоящего преимущественно из протеинов шелка и хлоропластов.

Фабрика мух (Буи Бьярмар Аталстейнссон)

Проект по экологичному производству пищевых продуктов на основе черной львинки. Личинка этого насекомого накапливает жир и белки, которые человек может использовать в пищу. Кроме того, эти личинки производят чистую и питательную почву, которая затем высушивается и используется для выращивания овощей, фруктов и специй. Тепло, выделяемое радиатором холодильников, служащих для подготовки и хранения личинок, может быть использовано для поддержания влажности и температуры в среде обитания насекомых.

Космический корабль Земля (ESA)

Наша планета путешествует по Вселенной подобно космическому кораблю. Мы – пассажиры. К сожалению, у нас нет инструкции по управлению этим кораблем, и запасы провизии на борту ограничены. Население растет, как и потребление энергии на душу населения, а ресурсов становится меньше.

Кроме того, с корабля по имени Земля никто не может сойти! Мы вынуждены продолжать наше путешествие сквозь пространство, вместе пытаясь понять принципы работы системы нашего корабля. Спутники помогают нам постигнуть сложные глобальные взаимоотношения: изменение погоды, динамика численности населения в растущих городах. Помогают в наблюдении за поверхностью океана и при регистрации лесных пожаров. Спутники позволяют нам собирать информацию, необходимую для защиты окружающей среды. В конце концов, Земля – это все, что у нас есть.

АРТСАТ:ПЕРЕИГРОВКА

Проект ARTSAT конструирует космические аппараты для художественных миссий – чтобы к глубинам космоса могли приобщиться все желающие, а не только специалисты. Проект базируется на трех принципах:

Открытость: Спутники должны быть доступны для широкого использования в интересах общества.

Непосредственность: Как произведения искусства, спутники непосредственно взаимодействуют с чувственным восприятием человека.

Эстетичность: Функции и внешний облик аппаратов обладают эстетической ценностью.

Все голоса (Stain)

Мы существуем среди многообразия форм. Приближаясь, слыша их голоса, каждый открывает для себя удивительную взаимосвязь явлений.

Ключевым методом контакта с абстрактным пространством инсталляции становится направленное внимание. Удерживая взгляд, концентрируясь на уникальном фрагменте, можно видеть глубже, лучше понять структуру окружающего мира.

Может ли познание быть творчеством? Где граница хрупкого баланса независимости и влияния?

Окрашенная проходящим через нее светом, каждая форма звучит, воплощая многоголосие реальности.

«Дендрофон» (Вадим Колосов)

Способы коммуникации деревьев недоступны человеческому пониманию. В своем проекте художник предлагает дать растениям инструменты для выражения своих намерений и чувств – возможность сообщать, когда им хорошо и когда плохо.

Мы устанавливаем эталонные базовые параметры, необходимые для жизнедеятельности растения – потребность в освещенности, увлажненность почвы, концентрация СО2 в воздухе.

Затем реальные параметры сравниваются с заданными эталонными значениями, и если они сильно отклоняются, растение становится “недовольным”, а когда параметры приближаются к эталону, растение, наоборот, испытывает радость, сигнализируя об этом звуком и светом.

Таким образом, основной смысл проекта заключается в том, чтобы привлечь внимание людей к проблемам окружающей среды, дать растениям возможность заявить о себе посредством очевидных и осязаемых для человека медиумов.

Тенеграм (Ars Electronica Futurelab)

Теневая фотография – метод аналоговой фотосъемки, при которой объект помещается на светочувствительную бумагу и экспонируется, после чего отпечаток проявляют химически, получая теневое изображение объекта. Shadowgram – концептуальное продолжение этой идеи: соединив видеокамеру, световой короб с человеческий рост, анализатор изображений и режущий плоттер, мы получили систему, позволяющую моментально сделать из тени или силуэта любого объекта виниловый стикер.

Концептуальное продолжение англоязычного термина shadowgram предполагает буквальный перевод частей слова, где «грамм» относится к мере веса и в то же время является компонентом слов со значением формы записи. Вначале мы полагаем, что тень не имеет веса – но в результате получаем осязаемую, весомую тень.

Об Ars Electronica

Ars Electronica — старейшая в мире уникальная международная платформа, связывающая науку, технологии и современное общество. Основана в 1979 году.

Новости

Партнеры проекта: Австрийский Культурный Форум, Sila Sveta.

Кураторы проекта «Лаборатория Земля»: Мануэла Нуво, Наталья Фукс
Со-куратор российской комиссии: Алексей Щербина
Кураторы параллельной программы: Наталья Фукс, Алексей Щербина

Технический директор: Клаус Дитершторфер
Техническая поддержка: студия SilaSveta, Густаво Валера

Инфографика: Штефан Айбельвиммер, Николя Нуво
Дизайн: Ольга Ларина

Менеджер проекта: Анна Фирайнер
Координатор: Федор Владимиров