About the Museum

Who we are

The Polytechnic Museum is one of the largest museums of science and technology in the world.

It was established in 1872 on the initiative of the Society of Devotees of Natural Sciences, Anthropology, and Ethnology, with the collection based on the Polytechnic Exhibition’s objects.

The Polytechnic Museum has always been a platform to communicate the ideas and decisions that determined technological progress. This is the place where the gadgets and objects showing the technological development are being collected and well-preserved.

At the moment, the Museum’s building, constructed almost one and a half century ago, is closed for renovation till 2018.

Not only the building is being renovated, the conception of the Museum itself is changing as well: it is not limited to the object collections, lectures and exhibition tours — it is now a platform for scientific discussions, educational projects and intellectual efforts.

The Museum continues work through the period of renovation. Three new locations appeared in the list of the Museum venues: Pavilion No. 26 at VDNKh, Technopolis Moscow at the former AZLK plant in Tekstilshchiki and the ZIL Culture Centre near Avtozavodskaya station.

The Polytechnic Museum opened the exhibition Rossiya Delaet Sama ("Russia Does It Itself") at the VDNKh, Technopolis Moscow hosts the Museum fonds and the Polytechnic Library, while the Lectorium and the Science Labs for children are open at the ZIL Culture Centre.

What we do

We believe that the world is moved by curiosity and creativity. But only supported with the knowledge curiosity becomes a creative power. That is why we regard the enlightenment as the paramount purpose of all our activities.

Museum and Educational Centre of the Museum and Moscow State University at Vorobyovy Gory is to be opened in 2017. The Centre will include the Mathematics exhibition, a number of halls for temporary exhibitions and conferences, interdisciplinary laboratories, science movie theatre and a library.

The annual outdoor Festival of Science and Curiosity Polytech welcomes thousands of guests. Children and adults enjoy the festive atmosphere, meet scientists, attend lectures, exhibitions and installations, take part in science experiments and interactive games, thereby feeling they are a part of the lively scientific community.

The University for Children is a collaborative project of the Polytechnic Museum and the Higher School of Economics admitting students of 8–13 years old. Researchers and science popularizers give lectures, conduct practical training and laboratory work, introducing the young audiences to the elements of real science. The Children’s Lectorium welcomes the junior students at the ZIL Culture Centre.

We reveal the past, the present and the future of science to people. A museum’s task is to integrate the technological achievements of the past, contemporary researches and science trends.

The Polytechnic Library is one of the largest depositories of science and technology literature, celebrating its 150th anniversary in 2014. Today the Polytechnic Library’s stacks numbers 3.5 million issues, published in 16th–21st centuries in Russian and foreign languages. Since 1921 the Library receives a legal copy of every issue on natural sciences and technology published in Russia.

The exhibition Rossiya Delaet Sama, dedicated to the progress of Russian science, opened at Pavilion No. 26 (VDNKh) in April, 2014. The exhibition’s structure is formed by the Polytechnic Museum’s key historical exhibits, as well as the specially created interactive and multimedia objects. The exhibition Rossiya Delaet Sama becomes the Museum’s key exhibition for the period of renovation of the historical building.

With the project Open Storage, the Polytechnic Museum ranks among the first museums in Russia to make its depositories accessible for general public, explaining the ways the objects are collected, preserved and studied.

We create the territory of enlightenment, free thought and daring experiment. The Polytechnic Museum becomes the center of science communication for school and university students, young professionals and enthusiasts of science and technology progress.

The Polytechnic Museum’s Lectorium arranges pop-science lectures and discussions on top researches in various fields of studies.

Up to 2014, the renowned Big Lecture Hall of the historical building at the Novaya square was the main site of Lectorium. Today, while the Museum’s main building is being renovated, seminars, conferences and lectures run by Lectorium are hosted by partner venues and sites: museums, culture and art centers, parks and festivals.

The Science Battle is a contest between young scientists, where each participant takes 10 minutes to present their research to the audience and explain their subject matter in plain language. An important part of the project is the participant’s preparation for the Battle — before the contest, they take a special training on public presentation and modern approaches to the science communication, learning to talk exciting science.

The program Polytech.Science.Art launched in 2014. It represents one of the most trending fields in contemporary culture, the interdisciplinary collaboration of artists, scientists and engineers. The program runs education, research, exhibition and other experimental projects featuring Russian and international experts.

The Science Labs is hands-on training in biology, mathematics, robotics, chemistry, physics and automotive design, geared towards kids and youngsters. The program includes school classes, clubs, single workshops, scientific researches and experiments, conducted by young practicing scientists. Since 2014, the Science Labs provide special training programs for high-school graduates.

The Science Tractor is a "locomotive" for a number of labs, fully-equipped for outdoor classes wherever it heads for — be it a school or a park. The program provides hands-on classes in chemistry, biology, physics, mathematics, robotics and automotive design.

The International Contemporary Science Film Festival 360° has been held since 2011. This is a week of independent documentary films dedicated to science and research and made in the last two years. Apart from film screenings, the Festival runs a discussion program. In the course of discussions and workshops featuring scientists and movie makers, the audiences contribute to the search of new ideas and modes of scientific expression by means of cinematic language.

О музее

Кто мы?

Политехнический музей — один из крупнейших научно-технических музеев мира. Он был создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Политехнический музей всегда был популяризатором идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса. Здесь собраны и бережно хранятся устройства и предметы, иллюстрирующие этапы развития технической мысли.

В декабре 1991 года музей был объявлен особо ценным объектом российского культурного наследия.

Сейчас здание музея, построенное почти полтора века назад на Новой площади в Москве, закрыто на реконструкцию до 2018 года.

Реконструируется не только здание, меняется и концепция Политеха: теперь это не только коллекция экспонатов, лекции и экскурсии, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний.

Во время реконструкции музей продолжает работу — на карте Москвы появились три новых адреса Политеха: павильон №26 на ВДНХ, Технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК в Текстильщиках и Культурный центр ЗИЛ у метро «Автозаводская».

На ВДНХ открыта новая экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама», в Технополисе «Москва» разместились музейные фонды и Политехническая библиотека, в Культурном центре ЗИЛ работают лекторий и научные лаборатории для детей.

Для чего мы работаем?

Мы верим, что миром движут любопытство и созидание. Но без знаний любопытство не может стать созидательной силой. Поэтому главная цель всех наших проектов — просвещение.

Ежегодный фестиваль науки и любознательности «Политех» собирает тысячи гостей. Атмосфера праздника под открытым небом, знакомство с учеными, выставки, инсталляции, лекции, интерактивные игры, участие в научных экспериментах дает детям и взрослым возможность ощутить себя частью живой научной среды.

Университет детей — совместный проект Политехнического музея и Высшей школы экономики — принимает «студентов» 6–13 лет. Лекции, лабораторные работы и практические занятия ведут ученые-популяризаторы, знакомя юных слушателей с азами серьезной науки. Для самых маленьких в Культурном центре ЗИЛ работает Детский лекторий.

Мы открываем людям прошлое, настоящее и будущее науки. Работа музея — связывать воедино технические достижения прошлых лет, современные исследования и научные перспективы.

Политехническая Библиотека, которой в 2014 году исполнилось 150 лет, — одно из крупнейших в мире хранилищ научной и технической литературы. Сегодня фонд Политехнической библиотеки насчитывает 3,5 миллиона экземпляров книг и журналов, изданных в XVI–XXI веках на русском и иностранных языках. Начиная с 1921 года, библиотека получает обязательный бесплатный экземпляр каждого издания по естественным наукам и технике, вышедшего в России.

Экспозиция «Россия делает сама», посвященная достижениям российской науки, открылась в павильоне №26 на ВДНХ в апреле 2014 года. Структуру экспозиции определяют ключевые исторические экспонаты Политехнического музея, а также специально созданные интерактивные и мультимедийные объекты. Экспозиция «Россия делает сама» является ключевой площадкой Политеха на все время реконструкции исторического здания.

Проект «Открытые фонды» впервые в истории российского музейного дела открывает широкой публике доступ в музейное хранилище, рассказывает, как собираются, хранятся и изучаются экспонаты.

Мы создаем территорию просвещения, свободной мысли и смелого эксперимента. Политехнический музей становится центром популяризации науки для школьников, студентов, молодых специалистов, ученых-подвижников научно-технического прогресса.

Лекторий Политехнического музея организует научно-популярные лекции и дискуссии, посвященные самым актуальным исследованиям в различных областях науки.

До 2014 года основной площадкой Лектория Политехнического музея была знаменитая Большая аудитория, расположенная в историческом здании на Новой площади. В настоящее время, пока основное здание музея находится на реконструкции, семинары, конференции и лекции, организованные Лекторием, проходят на партнерских площадках: в музеях, центрах культуры и искусства, в парках и на фестивалях.

«Научные бои» — это состязания молодых ученых, во время которых каждый из участников за 10 минут должен представить публике результаты своей работы и рассказать о предмете изучения доступным языком. Важной частью проекта является подготовка молодых ученых к участию в «боях»: перед состязанием они проходят специальный тренинг по мастерству публичного выступления и по современным методам представления научных идей и учатся интересно рассказывать о науке.

Программа «Polytech. Science. Art.: Наука. Искусство. Технологии» стартовала в 2014 году. Она посвящена одному из самых актуальных направлений современной культуры — междисциплинарному сотрудничеству художников, ученых и технических специалистов. Программа состоит из образовательных, исследовательских, выставочных и других проектов экспериментального формата при участии иностранных и российских экспертов.

Научные лаборатории — это практические занятия по биологии, математике, робототехнике, химии, физике и автодизайну для детей и подростков. Программа Научных лабораторий включает школьные уроки, кружки, разовые занятия, научные исследования, опыты и эксперименты, которые ведут молодые практикующие ученые. С 2014 года в Научных лабораториях появились специальные программы для выпускников по подготовке к ЕГЭ и программы для профориентации и выбора вуза для старшеклассников.

«Научный тягач» — это «локомотив» для целого комплекса мобильных научных лабораторий со всем необходимым оборудованием для проведения выездных занятий на любой территории: от школы до парка. Программа «Научного тягача» состоит из занятий по химии, биологии, физике, математике, робототехнике и автодизайну.

Международный фестиваль актуального научного кино 360° проводится ежегодно с 2011 года. Это неделя авторского документального кино о науке и научной деятельности, созданного за последние два года. Помимо кинопросмотров, фестиваль включает дискуссионную программу. В ходе обсуждений и мастер-классов с участием ученых и кинематографистов зрители становятся соучастниками поиска новых идей и форм выражения научной мысли и исследовательских процессов языком кино.

История Политехнического музея

  • 1872
  • 1877
  • 1907
  • 1923
  • 1934
  • 1947
  • 1988
  • 2010
  • 2013
  • 2018

Новости

Площадки

Наши площадки
Будущие площадки
Наши площадки Будущие площадки
  1. 1
    НИУ ВШЭ
    Москва

    +7 495 771-32-32
  2. 2
    Политехническая библиотека
    Москва
    Вход на территорию осуществляется через проходную №3 по разовым пропускам.
    +7 495 780-60-26
    Часы работы: вторник, четверг c 10.00 до 16.00
  3. 3
    Открытые фонды
    Москва
    «Открытые фонды» — это возможность увидеть коллекцию Политехнического музея глазами хранителей.
    +7 495 780-60-26
  4. 4
    Политех на ВДНХ
    Москва

    +7 495 780-60-27
    Часы работы: Вт.–пт. с 11:00 до 19:00; Сб.-вс. с 11:00 до 21:00 Понедельник — выходной. Последняя среда нечетного месяца – санитарный день.
  5. 5
    Культурный центр ЗИЛ
    Москва

    +7 495 780-60-25
    Часы работы: Ежедневно с 10:00 до 22:00 без выходных
  6. 6
    МИСиС
    Москва

    +7 495 955-00-32
  7. 7
    Историческое здание
    Москва
    Находится на реконструкции, открытие запланировано на 2017 год.

  8. 8
    Музейно-просветительский центр Политеха в МГУ
    Москва
    Открытие запланировано на 2017 год.