Онлайн-выставка. Реставрация гальванопластического панно под названием «Провозглашение манифеста»

Инна Гусалова
467
0

Онлайн-выставка – уникальная возможность не выходя из дома посетить Политехнический музей и познакомиться с экспонатами из наших коллекций. Вы сможете узнать больше о заинтересовавших вас экспонатах на выставках Политехнического музея или в наших Открытых фондах.

Автор статьи: А.И. Ларионов
Руководитель направления электро-химической реставрации металлов Политехнического музея

«Реставрация гальванопластического панно под названием «Провозглашение манифеста», изготовленного в «Экспедиции заготовления государственных бумаг» в г. Санкт-Петербург, посвященного правлению Александра II»

В Политехническом музее хранится уникальная коллекция художественных гальванопластических произведений. Большую часть этой коллекции составляют гальванопластические копии из произведений Федора Петровича Толстого (1783 – 1873 гг.). В коллекции есть также работа самого Б.С. Якоби – барельеф «Святая Екатерина Великомученица» (медь, 1839 г., С.-Петербург). Борис Семенович Якоби (1801 – 1874 гг.), талантливый физик и электротехник, является первооткрывателем гальванопластического процесса.

Б.С. Якоби был инициатором и организатором первых гальванопластических заведений, в том числе Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ, ныне Гознак), где гальванопластика нашла свое практическое применение и дальнейшее развитие. Основой музейной коллекции стало «Собрание образцов художественно-гальванических отложений, изготовленных в 1900 – 1904 гг. Экспедицией заготовления государственных бумаг г. С.-Петербург», поступивших в Политехнический музей, как видно из накладной, 24 ноября 1965 года из музея Гознака. В акте не было указано состояние предметов на момент получения. Но для некоторых из них уже явно требовалась реставрация, т.к. предметы были покрыты очагами рыхлой патины серовато-зеленого цвета, имели трещины или были совсем сломаны на части из-за хрупкости основного металла.

Одним из таких предметов из этой коллекции является панно или барельеф гальванопластическое под названием «Провозглашение манифеста» (согласно музейной атрибуции), посвященный Александру II, известному, как «царь-реформатор» и «царь-освободитель». На реставрационном совете в 2009 году было принято решение о реставрации этого музейного предмета в преддверии 150-летия «Манифеста об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года» и 400-летия дома Романовых.

Рассмотрим технический процесс реставрации.

Вышеназванное панно (барельеф) имело округлую форму и внешний диаметр 52 см. Оно представляло собой три крупных деформированных в разных плоскостях фрагмента, покрытых очагами серовато-зеленой патины: центральную часть – медальон диаметром 28 см и две части обода – бóльший и меньший.

Были утрачены некоторые мелкие фрагменты в углублениях, связанные со снижением возможности распределения металла работать на глубину формы (рассеивающаяся способность электролита). Композиция барельефа построена по следующей схеме: вокруг центрального медальона расположены восемь небольших клейм с различными сюжетами в обрамлении орнамента.

Было принято решение собирать эти фрагменты, используя пайку твердым припоем на основе серебра, что дает более крепкое соединение, чем пайка на оловянный припой. Первоначально было произведено обезжиривание бензином Б-70. После этого фрагменты обработали 10% раствором NaOH и, после промывки в проточной воде, 8% раствором трилона Б. Промыв экспонат и просушив, необходимо было его отжечь, чтобы снять внутреннее напряжение и хрупкость, для дальнейшего исправления деформаций. Для отжига был изготовлен короб, в который положили крупные детали и со всех сторон обложили их горящими березовыми угольями. Выдержав около часа, поддерживая горение поддувом воздуха, детали достали и остудили. Металл приобрел пластичность, что позволило выправить деформации. Выправление происходило на ровной деревянной поверхности с помощью резиновых киянок, т.к. с оборотной стороны поверхность имела дендритные отложения, а с лицевой – декоративный узор. После определения стыковочных швов и их подгонки, приступили к сборке экспоната и его пайке.

Пайка производилась на листе асбеста, с выдержкой минимальных зазоров, в следующем порядке:

  • спаяли обод панно, где каждый шов имел длину около 15 см;
  • определили местоположение центрального медальона и соединили его фрагментарно пайкой с ободом.

Для пайки использовался припой ПСр-40 промышленного изготовления, флюс – бура. Для уменьшения теплоотдачи все закрывалось асбестом, оставалось только 1,5 – 2 см металла около шва. Паяли двумя газовыми горелками. Зазор одного шва в результате линейного расширения достиг приблизительно 2 мм. После пайки удалили флюс и окалину в 5% растворе сульфаминовой кислоты, промыли в проточной воде и высушили в березовых опилках.

В результате проведенных реставрационных работ барельеф был восстановлен, но имел утраченные фрагменты.

На очередном реставрационном совете, с учетом предложений куратора коллекции, коллегиально было принято решение о полном восстановлении барельефа с восполнением утрат.

Недостающие фрагменты были восполнены с помощью гальванопластики. Для этого были сняты силиконовые формы с отреставрированного оригинала и осаждены в медной ванне с последующей подгонкой и пайкой на мягкий припой ПОС-40, флюс – фосфорная кислота.

В заключение этого процесса была сделана промывка холодной водой с последующим крацеванием мягкими латунными щетками, затем промывка в горячей проточной воде, где предмет приобрел ровный медный оттенок, после чего промыли дистиллятом, высушили в березовых опилках и сделали консервацию мастикой из карнаубского воска.

С полученного отреставрированного экспоната была снята силиконовая форма. В результате реставрационного процесса получился восстановленный барельеф гальванопластической копии.

После расчистки барельефа стали ясно видны клейма, которые ставились на изделия из серебра.

При их расшифровке стало ясно, что оригинал был изготовлен из серебра 84° в 1874 г. в мастерских А.М. Постникова в Москве и апробирован пробирным мастером А. Свечиным.

В процессе работы возникла идея попытаться изучить историю создания оригинала и определить авторство художественного замысла композиции.

Вся изобразительная часть этого панно была посвящена правлению императора Александра II Николаевича (1818 – 1881 гг.) со дня коронации до даты создания барельефа. Сопоставляя даты его изготовления и даты происшедших в государстве событий до года изготовления включительно, можно было предположить, что оно изготовлено на заказ и, возможно, предназначалось в подарок императрице Марии Александровне (1824 — 1880 гг.) в честь её 50-летия. Заказчиком могла являться Московская Государственная Дума. Понятен и смысл изображенных на панно сюжетов – они отображают деятельность Александра II после 18 февраля 1855 года, когда он был провозглашен императором.

В центральной части панно изображена толпа на Дворцовой площади, в центре которой стоит мужчина в фуражке, в правой руке держит указ и читает его, народ слушает. Мужчины без головных уборов, некоторые фигуры стоят на коленях, один из толпы поднял шапку над головой, все слушают со вниманием. Толпа изображена на фоне Зимнего дворца. Это читается Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, положивший конец зависимости крестьян от помещиков.

Изображения в медальонах по краю панно посвящены следующим событиям за период с 1855 года по 1873 год: «Русская народность», «Народное образование», «Свобода труда», «Правосудие и милосердие», «Сношение с Востоком», «Покорение Кавказа», «Покорение Хивы», «Железные дороги». Орнаментация этого панно носит ярко выраженный «русский стиль», ибо в это время все чаще мастера обращались к орнаментальному богатству и многокрасочности древнерусского прикладного искусства. Постоянная конкуренция между существующими тогда ювелирными фирмами Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Постникова требовала не только сохранения высокого художественного уровня работ, но и доведения до совершенства чистоты отделки и техники исполнения. Такое положение способствовало привлечению художественными фирмами к сотрудничеству известных художников, скульпторов, архитекторов, а также созданию на фирмах профессиональных центров.

В процессе работы над этим экспонатом мною было просмотрено много иллюстративного материала, посвященного истории России и царствованию Дома Романовых. Вот некоторые из них:

  • «Романовы. 300 лет служению России», автор И.Н. Божерянов;
  • «Живописная история древней и новой России», автор А. Рамбо, 1898 г.;
  • «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», автор Н. Кутепов.
  • «Забытые имена. Русская живопись XIX века», автор А.А. Шестимиров.

В оформлении этих книг принимала участие целая плеяда великолепных художников: Н. Самокиш, В. Васнецов, И.Репин, В. Суриков, К. Лебедев, Ф. Рубо, А. Рябушкин, А. Янов и др.

В процессе просмотра этого материала я обратил внимание на сходство некоторых иллюстраций с композицией центрального изображения панно. Автором этих изображений на иллюстрациях является К.В. Лебедев («Романовы. 300 лет служению России», автор И.Н. Божерянов и «Живописная история древней и новой России», автор А. Рамбо, 1898 г.).

Клавдий Васильевич Лебедев родился в 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. Можно предположить, что он под руководством отца осваивал иконописное мастерство, помогая ему расписывать храмы. В начале 70-х годов К. Лебедев поступает в Строгановское училище. К этому времени из двух существовавших строгановских рисовальных школ образовали учебное заведение более высокого уровня – Строгановское училище технического рисования, призванное готовить рисовальщиков и орнаментальщиков для мануфактур и мастерских. В 1867 году Строгановское училище приняло участие в Парижской Всемирной выставке. Экспозиция образцов древнерусских орнаментов удостоилась серебряной медали. Успехи Строгановского училища на Парижской (1867 г.) и Венской (1873 г.) Всемирных выставках, способствовали эстетическому образованию промышленного сословия и привлекали художественные фирмы к сотрудничеству. В такое интересное время истории Строгановского училища и пришел учиться К.В. Лебедев. О периоде учебы в Строгановском училище К. Лебедева известно мало, но, можно предположить, что именно в этот период им и была создана художественная композиции этого барельефа. Сравнивая эти три композиции, созданные в разное время, можно найти очень большое сходство, начиная от общего композиционного решения, до решения различных типажей и общего архитектурного фона.

В 1875 году К. Лебедев переходит в Училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества преподавателями К.В. Лебедева были В. Перов, А. Саврасов, В. Маковский. Технику мастерства К. Лебедев осваивал под руководством блестящего рисовальщика Е.С. Сорокина и стал одним из лучших рисовальщиков училища. Среди его первых известных работ – иллюстрации к рассказам из «Записок охотника» И.С. Тургенева и уже упомянутому ранее изданию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». В конце 1890 г. он иллюстрирует и оформляет произведения Общедоступной библиотеки А.Д. Ступина. Известность К. Лебедева сложилось не только как исторического живописца быта России XVI – XVII вв., но и как одного из передовых иллюстраторов своего времени.

Это ещё раз подтверждает его возможность, как рисовальщика исторического жанра, принимать участие в создании эскиза для этого панно.

Таким образом, завешенная часть исследования с большой вероятностью говорит о том, что автором эскиза для рассматриваемого панно мог быть Клавдий Васильевич Лебедев. Но исследовательская работа не закончена. Ведется архивный поиск и поиск оригинала этого панно.

Список литературы:

1. Антонов Б. Русские цари. Альбом. СПб.: П-2, 2007. – 176 с.
2. Балязин В.Н. Династические браки российских монархов. – М.: Олма-Пресс, 2006. – 447 с.
3. Божерянов И.Н. Романовы. Триста лет служения России. – М.: Белый город, 2008. – 672 с.
4. Вознесенский С.В. Первые сто лет истории Экспедиции заготовления государственных бумаг (1818 – 1918 гг.). – СПб.: Нестор-История, 2009. – 426 с.
5. Гилодо А.А. Русское серебро. Вторая половина XIX — начало XX века. Альбом. – М.: Издательский дом «БЕРЕСТА», 1994. – 172 с.
6. Кутепов Н.И. Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. – М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг», 2005. – 1505 с.
7. Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв./М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова. – М.: Наука, 1983. – 373 с.
8. Рамбо А. Живописная история древней и новой России. М.: т-во И.Д. Сытина, 1898. – 616 с.
9. Розелер А. Гальванопластика. – М.: типография Н.Н. Булгакова, Солянка, дом Волкова, 1900. – 440 с.
10. Сопоцинский О.В. Клавдий Васильевич Лебедев (1852−1916). – М.-Л.: Искусство, 1948. – 28 с.
11. Толстой Ф. Альманах. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions. – 2008. – Вып. 230. – 156 с.
12. Трачук А.В. Экспедиция заготовления государственных бумаг – Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак», 1818−2008: история в событиях, фактах, судьбах./А.В. Трачук, Н.М. Никифорова – М.: ИМА-ПРЕСС, 2008. – 404 с.
13. Шестимиров А.А. Забытые имена. Русская живопись XIX века. М.: Белый город, 2008. – 480 с.
14. Шульгина Е.Н. История Строгановского училища (1825−1918)/Е.Н. Шульгина, И.А. Пронина. – М.: Русское слово, 2002. – 334 с.

Доклад был прочитан на научной конференции «Грабаревские чтения VIII», посвященной 95-летию Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Академика И.Э. Грабаря. Надеемся, что материал покажется интересным и полезным как широкой публике, так и профессионалам-реставраторам.