Онлайн-выставка. Электромобиль Columbia императрицы Марии Федоровны

Максим Карташев
704
0

Онлайн-выставка – уникальная возможность не выходя из дома посетить Политехнический музей и познакомиться с экспонатами из наших коллекций. Вы сможете узнать больше о заинтересовавших вас экспонатах на выставках Политехнического музея или в наших Открытых фондах.

Конец XIX века ознаменовался зарождением новой эры в истории человечества, имя которой — всемирная автомобилизация. Поначалу ничто не говорило о том, каких масштабов достигнет повальное увлечение автомобилями. Ведь первые авто или, как их еще называли «моторы», были весьма несовершенны и оставались предметом интереса лишь чудаков-энтузиастов, над которыми снисходительно посмеивались окружающие. Большинство относилось к автомобилям враждебно. В Англии был даже издан специальный закон, предписывающий порядок движения на автомобиле. Согласно этому положению, впереди автомобиля обязательно должен был двигаться человек с красным флагом и предупреждать прохожих о приближающейся опасности. Автомобили также распугивали лошадей, которые могли непредсказуемо отреагировать на грохочущую и дымящую повозку. Все это способствовало развитию негативного отношения к пионерам автомобилизма и их механическим экипажам среди большинства населения. К тому же, первые безлошадные экипажи были весьма дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только очень состоятельные граждане, что вызывало у многих чувства неприязни и зависти одновременно.

Ранние автомобили, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, были очень неудобны в эксплуатации. Управление и техническое обслуживание первых бензиновых «моторов» требовало от водителя недюжинной физической силы. Это, в частности, способствовало тому, что практически одновременно с изобретением автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, инженеры задумались над созданием автомашин, приводимых в движение, как сейчас сказали бы, «альтернативными источниками энергии». Сегодня мало известен факт, что в конце XIX — начале XX века наряду с автомобилями c бензиновыми моторами многие серьезные фирмы начали параллельно выпускать машины на электрической тяге. В качестве источника энергии в них использовались аккумуляторные батареи. Одной из фирм, сделавших главную ставку на электромобили, стала американская компания Columbia, расположенная в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США. Более подробный рассказ об этой фирме пойдет чуть позднее.

Как было сказано выше, отношение в обществе к первым автомобилям было неоднозначным. Знаменитый энтузиаст и знаток автомобильного дела начала XX века француз Бодри де Сонье в своей книге под названием «Основные понятия об автомобилизме», изданной в 1902 году, в главе «Враги автомобиля» отзывался об этом следующим образом: «Главную причину препятствий, которые до сих пор встречает развитие автомобилизма, следует искать в той ненависти ко всяким новинкам, встречаемой в наши дни не только у диких, но и у цивилизованных народов.

Тем людям, которые в этом сомневаются, напомним о препятствиях, которые в свое время встречали пароходы и железные дороги, о тех сарказмах, которыми приветствовалось появление телеграфа и телефона, о первоначальных походах против велосипеда, ныне самого употребимого общественного экипажа, и т.д.»

Это замечание знаменитого француза в полной мере относилось и к представителям высших слоев общества и аристократии, включая коронованных особ. Известно, что британская королева Виктория очень негативно относилась к новомодным безлошадным экипажам и незадолго до своей кончины в 1901 году заявила смотрителю королевских конюшен Букингемского дворца: «Я надеюсь, Вы не допустите, чтобы какая-то из этих ужасных машин появилась в моих конюшнях».

Но, взошедший вскоре на престол сын королевы Виктории — король Эдуард VII, не стал следовать рекомендациям своей матери. Еще будучи принцем Уэльским, Эдуард VII очень сдружился с лордом Монтегю (тем самым, который впервые установил на своем Роллс-Ройсе знаменитый маскот «Дух экстаза», изображавший его возлюбленную Элеонору Торнтон). Лорд Монтегю, будучи страстным автомобилистом, «заразил» этим увлечением и будущего короля Великобритании, прокатив его на своем автомобиле марки Daimler. Впоследствии именно эта автомобильная фирма стала первым официальным поставщиком автомашин для британских монархов. Самое интересное, что автомобильной темой заинтересовалась и его супруга наряду Эдуарда VII — королева Александра. Но, в отличие от короля, она решила приобрести в личное пользование автомобиль на электрической тяге упомянутой выше марки Columbia. К тому времени продукция этой фирмы была широко известна по всему миру благодаря своему высокому качеству и грамотно выстроенной маркетинговой политике. В начале ХХ века многие знаменитые люди сделали свой выбор в пользу электромобилей Columbia: посол Франции в США господин Жюль Камбон, премьер министр Турции господин Али Феррух Бей и, наконец, сам президент США Теодор Рузвельт. Известные пионеры и энтузиасты автомобиля также не обошли вниманием продукцию фирмы Columbia. В историю вошел курьезный случай, произошедший с одним из будущих отцов-основателей легендарной марки «Роллс-Ройс» — Чарльзом Стюартом Роллсом, который 26 июля 1899 года, управляя автомобилем Columbia на одной из улиц Лондона, превысил разрешенную скорость и закончил свою поездку в полицейском участке.

Компания также имела в Англии свое собственное сборочное производство и торговое представительство в Лондоне, располагавшееся в районе Площади Пикадилли по адресу: 6, Denman Street. К сожалению, до наших дней этот дом не сохранился. При этом шасси для сборки машин лондонский филиал получал из США, а кузова изготавливал самостоятельно. Именно в британском отделении фирмы и был заказан легкий электромобиль модели «Виктория» для королевы Александры. Автомобиль очень понравился Ее Величеству. В отличие от бензиновых машин он был малошумным, легким в управлении и не источал неприятных запахов выхлопных газов и топлива. Королева с удовольствием использовала данный автомобиль, часто катаясь на нем по дорожкам своей резиденции в Сандрингеме (т.н. Sandringham House). Более того, электромобиль так полюбился Королеве Александре, что она решила сделать дорогой подарок своей любимой сестре Императрице Марии Федоровне — матери последнего российского императора Николая II. В 1901 году она приобрела второй аналогичный автомобиль, который был отправлен вдовствующей российской императрице. На боковые поверхности кузовов обоих электромобилей были нанесены личные экслибрисы венценосных особ — королевы Александры и императрицы Марии. Судьбы этих машин-близнецов сложились по-разному. К счастью, оба автомобиля дожили до наших дней, хотя и в различной степени сохранности. После смерти Королевы Александры в 1925 году автомобиль попал в один из гаражей в городе Кинг Линн, расположенном по соседству с резиденцией королевы. В 1930 году он был приобретен известным британским автомобильным энтузиастом и коллекционером Ричардом Нэшем (не путать со знаменитым однофамильцем Фрезером Нэшем). Интересно, что новый владелец машины в 1948 году сам активно использовал электромобиль, совершая на нем вояжи по магазинам или, как сказали бы сейчас, для шопинга. В то время иметь электромобиль было особенно выгодно, так как в Великобритании в послевоенный период из-за дефицита моторного топлива существовали довольно строгие ограничения его потребления.

Императрица Мария Федоровна с сестрой Александрой

В настоящее время автомобиль королевы Александры принадлежит потомкам Ричарда Нэша, хотя постоянно экспонируется в Британском Национальном музее автомобилей в городе Бьюли (Beaulieu), на территории родового поместья того самого лорда Монтегю. Собственно, сын лорда Эдвард Дуглас Скотт-Монтегю в 1952 году в память о своем отце и основал этот музей.

К автомобилю императрицы Марии судьба была менее благосклонна. К счастью, машина официально не входила в состав императорского гаража. В распоряжение царской семьи она поступила в 1901 году, то есть за шесть лет до его основания. Вероятно, именно это и спасло электромобиль от передачи в пользование представителям новой власти в 1917-м и, как следствие, дальнейшего списания и полного уничтожения. К тому же, в то время в России не существовало (в отличие от ряда других стран) сети зарядных станций для подзарядки электрических аккумуляторов, и электромобиль превратился для пришедших к власти большевиков в бесполезный обездвиженный хлам.

Королева Александра на электромобиле в резиденции Сандрингем

Долгое время он пылился на одном из складов под Санкт-Петербургом, пока в разукомплектованном состоянии не был передан в Политехнический музей предположительно в 1938 году. К этому моменту он уже пришел в удручающее состояние. Были безвозвратно утрачены электродвигатель, вольтметр, кожаные крылья, тент, часть органов управления и ряд других деталей. Неудивительно, что в бурном водовороте трагических событий XX века, захлестнувших Россию, мало кто задумывался о сбережении такого, на первый взгляд малоценного предмета, как старый автомобиль, да еще и с электрическим двигателем.

Но, как известно, история развивается по спирали. Направление автомобилестроения, казалось бы навсегда утратившее свою актуальность, на рубеже XXI века вновь стало обретать популярность на фоне надвигающегося энергетического кризиса. В частности, всерьез начало развиваться производство автомобилей с гибридными двигателями. Видимо, не за горами тот день, когда человечество найдет окончательную замену безраздельно господствовавшему на протяжении минувшего столетия двигателю внутреннего сгорания. Но это дело возможно ближайшего, но все же будущего. Пока же вернемся к истории знаменитой в начале XX века, а ныне практически забытой автомобильной марки Columbia.

Основателем фирмы был известный американский предприниматель Альберт Августус Поуп. Свою первую компанию по производству различных бытовых изделий он создал еще в 1876 году. Одновременно он занимался инженерной деятельностью, главным плодом которой явился сконструированный им велосипед, права на производство которого в 1877 году были приобретены компанией Weed Sewing Machine Company из города Хартфорда, штат Коннектикут. Спустя три года Альберт Поуп перекупил эту компанию и сам занялся производством бывших уже очень популярными велосипедов. В итоге предприниматель фактически стал отцом американской велосипедной промышленности. К концу XIX века Альберт Поуп скупил более 40 велосипедных фирм и в 1899 году основал новую компанию — American Bicycle Company. Казалось бы, при таком успехе Альберт Поуп уже мог почивать на лаврах, но его неуемный характер требовал новых достижений. Будучи человеком передовых технических взглядов, он не мог не обратить свой взор на зарождающееся производство так называемых безлошадных экипажей. Поуп увлекся автомобильной темой и решил открыть автомобильное подразделение своей компании. Для организации работ на новом направлении в 1895 году Альберт Поуп и его генеральный менеджер Джордж Дей пригласили на работу талантливого инженера Хирэма Перси Максима. Интересно, что Максим впервые обратил на себя внимание представителей фирмы Альберта Поупа тем, что создал моторный трицикл собственной конструкции на базе трехколесного велосипеда-тандема, выпущенного их компанией. Хирэм Перси Максим был сыном известного оружейника Хирэма Стивенса Максима, изобретателя первого пулемета. Он решил стать инженером, пойдя по стопам отца, и в 1886 году закончил Массачусетский технологический институт.

Следует отметить, что на заре автомобильной промышленности еще не было окончательной ясности, какое именно направление автомобилетроения возьмет верх. В тот момент доля рынка экипажей с электромоторами не уступала, а возможно и превосходила машины с двигателями внутреннего сгорания. Хирэм Перси Максим больше склонялся к необходимости сосредоточить усилия как раз на экипажах с бензиновыми моторами, хотя ранее он работал именно в области электроэнергетики в компании Thompson Electric Welding Company. Альберт Поуп придерживался иного мнения. Поэтому они приняли решение заниматься одновременно разработками машин обоих типов и на практике определить, производство каких автомобилей им следует развивать в дальнейшем. Первый опытный экземпляр электромобиля был построен в 1895 году под руководством Хирэма Перси Максима. Серийное же производство электромобилей марки Columbia началось в 1897 году. В этот период фирма неоднократно меняла свое название и подверглась ряду слияний и преобразований. Не станем утомлять читателей всеми подробностями этих организационных моментов. Скажем только, что в 1897 году автомобили Columbia стали также продаваться в Великобритании под торговой маркой City&Suburban Cars и во Франции под маркой L Electromotion. Здесь, наверное, еще раз уместно будет напомнить о покупке электромобиля королевой Александрой именно в лондонском отделении фирмы.

Электромобиль Columbia в Национальном музее автомобилей в г. Бьюли (Великобритания)

Происхождение названия «Columbia» по одной версии было связано с тем, что первоначально офис компании Альберта Поупа по производству велосипедов располагался в Бостоне, штат Массачусетс по адресу 221, Columbus Ave. По другим данным, этим названием Альберт Поуп «скромно» хотел показать, что он, как Колумб, является первопроходцем в деле производства велосипедов в Новом свете. Косвенно этот факт подтверждается и тем, что в США в конце XIX века было модно использовать слово «Columbia» в названиях различных фирм. Присутствие этого слова в наименовании компании ассоциировалось у потребителей со словами «сделано в США». Кстати, слоган компании Поупа звучал так: «Первый американский велосипед» (America’s First Bicycle).

К выпуску автомобилей с двигателями внутреннего сгорания фирма впервые приступила в 1900 году. Кстати, на предприятии Альберта Поупа уже в 1906 году начали выпуск ставших особенно модными в наши дни автомобилей с гибридными двигателями. Производство автомашин различных типов на нескольких предприятиях компании продолжалось вплоть до 1908 года. К несчастью, в 1909 году скончался сам Альберт Поуп. В 1910 году его фирма была поглощена компанией United States Motors. Но компании так и не удалось преодолеть накопившиеся финансовые проблемы. Банкротство стало неизбежным, и оно произошло в 1913 году, когда выпуск автомобилей был полностью прекращен. Но, к счастью, некоторая часть автомобилей фирмы различных моделей дожила до наших дней. На сегодняшний день имеется достоверная информация о двадцати четырех машинах Columbia различных типов, разбросанных по всему миру. Конечно же, они стали гордостью музейных собраний и частных коллекционеров. К их числу, безусловно, принадлежит и автомобиль Columbia типа Victoria, принадлежавший семье последнего российского императора и находящийся в коллекции Политехнического музея в Москве.

Ненсмотря на значительное количество утраченных частей, основные элементы кузова и подвески сохранились в оригинальном состоянии. К сожалению, в 2007 году царский электромобиль подвергся неквалифицированной косметической реставрации, которая совершенно не улучшила его техническое состояние. В связи с этим в настоящий момент стоит задача по его полному и тщательному восстановлению. Подготовительные работы в данном направлении уже начаты сотрудниками Политехнического музея. В частности, по приглашению британской стороны, сотрудники Политеха в 2012 году посетили автомобильный музей в городе Бьюли с целью изучения аналогичного сохранившегося автомобиля, принадлежавшего королеве Александре. Также недавно сотрудникам музея удалось разыскать и приобрести подлинную запчасть — вольтметр-амперметр, необходимую для восстановления царского электромобиля. В ближайшее время планируется начать полномасштабные работы по реставрации уникального российского экземпляра автомобиля Columbia.

Вольтметр-амперметр электромобиля Columbia