«Самая полезная вещь, которую вы можете сделать с технологией, — это найти, как она может вас удивить»

Алексей Щербина
296
0

Политехнический музей представляет первую экспериментальную группу программы Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии сезона 2016 — «Автоматический оркестр» Якоба Бака и Давида Бирмана — при поддержке Посольства Дании в России и участии Международного фестиваля современной музыки и медиаискусства MIGZ.

С 25 по 27 марта 2016 года в пространстве НИИ будет работать экспериментальная группа «Автоматический оркестр» художников и специалистов по интерактивному дизайну Якоба Бака (Дания) и Давида Бирмана (Германия).

Первая экспериментальная группа нового сезона программы посвящена компьютерному моделированию, современным представлениям об искусственной жизни и различных способах взаимодействия человека с компьютером, машиной, искусственным интеллектом. На примере проекта “Автоматический оркестр”, звуковой инсталляции, раскрывающей возможности алгоритмического сочинительства и сетевой музыки, участники экспериментальной группы изучат возможности работы с пространственным звуком, оркестрованным как компьютерной логикой, так и представлениями художника. Научным экспертом экспериментальной группы “Автоматический оркестр” стал российский исследователь Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, руководитель Лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем Курчатовского НБИК центра, автор разработок об искусственном интеллекте.

Как и зачем человек создает автономные системы и взаимодействует с искусственным интеллектом? Каким образом нейронаука может влиять на композиционные задачи непосредственно в музыке и, в частности, в автоматизированной, алгоритмической музыке? Этим вопросам посвящена экспериментальная группа “Автоматический оркестр”, и накануне визита Якоба Бака в Москву кураторы экспериментальной группы Наталья Фукс и Алексей Щербина обсудили с художником еще несколько тем.

Наталья: Якоб, ты работал продолжительное время в Copenhagen Institute of Interactive Design, расскажи нам про академическую жизнь в Дании.

Якоб: Академическая жизнь в CIID довольно сильно отличается от обычной научно-исследовательской деятельности в традиционных университетах. Во-первых, CIID является частным учреждением, хотя и с привилегией быть внутри национальной образовательной системы. Работа в исследовательских группах в CIID не ограничивается традиционными установками крупных институциональных организаций, она дает свободу для проведения экспериментальных исследований, — это в чем-то похоже на работу стартапов. CIID предлагает целый набор компетенций своим выпускникам, в самых разных научных областях.

Алексей: Твои исследования проходят на стыке науки, технологий и искусства, расскажи немного о том какие ты видишь прикладные возможности для использования своего опыта?

Якоб: Я считаю это невероятно практичным, насколько только это возможно. Мы стараемся быть не слишком утилитарно настроены в том, что мы делаем. В рамках современной культуры постоянных инноваций самая полезная вещь, которую вы можете сделать с технологией, — это найти, как она может вас удивить. В остальном это настолько же увлекательная, как и напряженная, работа.

Алексей: А как ты оцениваешь творческий потенциал искусственного интеллекта? Применимы ли понятие эмоций к искусственному интеллекту на твой взгляд?

Якоб: Безусловно, много всего интересного на данный момент связано именно с областью искусственного интеллекта, особенно с deep learning. Вспомните недавно состоявшуюся партию в игру го Ли Седол против AlphaGo. Мне кажется, что влияние на культуру этих изменений еще более впечатляющее, чем на технологический мир. Очень любопытна статья Gene Kogan на эту тему (https://medium.com/@genekogan/machine-learning-for-artists-e93d20fdb097​), такой уровень и глубина взаимодействия человека с технологией были недоступны еще 5 лет назад.

Но если мы говорим об “Автоматическом оркестре”, то важно понимать, что в этом случае, речь идет об использовании саморазвивающихся систем для получения звукового опыта, который является интересным для аудитории. Вместо понятия "искусственного творчества" мы рассматриваем реальное творчество, в областях, не обязательно связанных с, например, компьютерными науками, чтобы сделать понятным, в данном случае, как программирование само по себе может быть творческим процессом. Работа фокусируется на импровизации в написании кода программистами, которые таким образом взаимодействуют с определенным набором правил для определения композиции, но результат этого звучит для аудитории как звуковой, музыкальный опыт.

Вместо того, чтобы "джемовать" с акустическими инструментами, художники и программисты "джемуют" с кодом, который может производить очень сложные, самопорождающиеся, саморазвивающиеся структуры. Само представление является "статичным" и "определенным", но будет восприниматься аудиторией как достаточно динамичное, и, надеюсь, удивительное. Эмоциональная мелодичность, которая может быть поймана слушателями рождается только в аудитории, но не в самом "оркестре".

Алексей: Что послужило вдохновением для “Автоматического оркестра”?

Якоб: Как и многие другие проекты, “Автоматический оркестр” является продолжением идей, которые мы разрабатывали ранее. В данном случае, diy-синтезаторов — www.vsionhairies.info​, а также возможностей, открывающихся при объединении их между собой в сети. Первый раз мы представили его в Белграде на фестивале Resonate в 2015 году, по отзывам стало понятно, что есть куда развивать проект в разных направлениях, и это стало предметом самостоятельного исследования.

Проект был инициирован мной и Dennis P. Paul изначально как свободное исследование на тему “а-что-если-мы-сделаем-что-то-с-синтезаторами”. Деннис привлекал своих студентов для разработки, а также большая часть была сделана Давидом Бирманом, Хендриком Хойером, Томасом Хоайселом, Юлианом Эспенхайде и Иреной Кукрич во время мастерской на фестивале Resonate в Белграде. Джулиан также подготовил фантастическое видео и описание проекта (их можно посмотреть по ссылке http://digitalmedia-bremen.de/en/project/automatic-orchestra/​), собравшее заметное количество внимание за последние несколько месяцев. Все они блестящие художники, которые по разному исследуют пересечение между культурой и технологией, было большое удовольствие работать с ними. Теперь это наш совместный проект, и мы планируем продолжать совместную работу над ним в будущем.

Я и Давид Бирман представим его в Москве. То, что мы планируем создать в Политехническом музее в Москве будет очень специфичным для этого места. Это важная часть идеи внутри нашего эксперимента. Взаимодействие между музыкантами, художниками, программистами и другими исследователями в этом конкретном проекте безусловно создадут уникальный результат, свой “генетический отпечаток” внутри “Автоматического оркестра”.

Алексей: Какие классические музыкальные произведения кажутся тебе созвучными с идеей “Автоматического оркестра”, и как проект связан с импровизацией в традиционном понимании?

Якоб: Концептуально мы вдохновлены работами Яниса Ксенакиса, современная электроня музыка оказала большое влияние на проект. Думаю, что музыкальный багаж каждого из нас неосознанно внес свой вклад. Сейчас импровизация в “Автоматическом оркестре” заключается во взаимодействии между создателями алгоритмов перед тем, как демонстрировать финальный перформанс слушателям. Мы стараемся балансировать между контролем над происходящим и возможностью композиции развиваться своим чередом. Одной из идей на будущее для нас как раз является изучение возможности интегрировать написание кода в реальном времени, что может развить более “живое” взаимодействие с системой, сравнимое с традиционным пониманием импровизации.

Наталья: Помимо увлекательной деятельности в CIID и работы над “Автоматическим оркестром”, ты также участвуешь в проектах коллектива Science Friction. Это междисциплинарное сообщество, в котором рождаются новые идеи для будущего?

Якоб: Да, коллектив Science Friction образовался как место для встреч, обмена знаниями, идеями на стыке технологии и культуры в Копенгагене. И достаточно быстро стал пространством единомышленников, которое постепенно выросло за границы одного физического места и распространилось по разным частям Европы. Нам удается регулярно встречаться и работать вместе в различных комбинациях, чтобы создавать научно-художественные, междисциплинарные, произведения. Участники коллектива, как правило, менее заинтересованы в понятии "мейкерства" (making) и в прочих доминирующих понятиях мейнстрима в технологической культуре. Мы больше сосредоточены на формировании опыта, который позволяет задуматься о том, как мы воспринимаем и взаимодействуем друг с другом на пересечении науки, технологии и искусства.

Зарегистрироваться на открытую встречу с Якобом Баком 25 марта 2016 года в Наука и Искусство можно здесь.